Файл: Контрольная работа 3 Расчет второй ступени привода вертикального вала цепного конвейера цилиндрической зубчатой передачи Вариант 17 А.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное государственное образование бюджетное учреждение Высшего образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра: «Механика и инженерная графика» Предмет: «Детали машин»

Контрольная работа №3 «Расчет второй ступени привода вертикального вала цепного конвейера цилиндрической зубчатой передачи»

Вариант 1-7 «А»

Выполнил: студент группы БХП-213 Воробьёва Софья Сергеевна

Проверил: профессор Родионов Юрий Викторович

Тамбов 2023



2. Расчет косозубой цилиндрической пары (в соответствии с ГОСТ 21354-87)

2.1 Выбор материалов для колес.

Свойства материалов Звенья передачи

Шестерня(1) Колесо(3)

Марка стали Сталь 45 Сталь 35

Термообработка Улучшение Нормализация

Предел прочности ϭВ1 = 850 МПа ϭВ2 = 550 МПа

Предел текучести ϭТ1 = 580 МПа ϭТ1 = 270 МПа

Твердость сердцевины 241…285 НВ 173…187 НВ

2.2 Определяем контактные напряжения по формуле:

H] = KHL,

Где limb = 2HB + 70

для шестерни:

HB = = 263 HB

ϬH01 = 2 * HB1 + 70 = 2 * 263 + 70 = 596 МПа

для колеса:

HB2 = = 180 HB

ϬH02 = 2 * HB2 + 70 = 2 * 180 + 70 = 430 МПа

NHE = 60c = 60 * 1 ( 13 * 27 * 8 * 365 * 0,5 * 24 * 0,2 * 0,3 + 0,253 * 27 * 8 * 365 * 0,5 * 24 * 0,2 * 0,7) = 3,5 * 106

NHE > 1 * 107 . KHL = 1

Тогда допускаемые напряжения:

для шестерни:

Н1] = KHL = * 1 = 542 МПа

для колеса:

Н2] = KHL = * 1 = 391 МПа

для зубчатой передачи:

Н] =
= = 466,5 МПа

Проверим опасность нагрузки [1] слабого звена по условию:

Н] = 466,5 МПа ≤ 1,25 * 391 = 488,8 МПа

Перегруза колеса нет.

2.3 Определим [1] допускаемые напряжения изгиба, используя формулу:

F] = KFSKFL

для шестерни:

ϬF01 = 1,8 * HB1 = 1,8 * 263 = 473,4 МПа

для колеса:

ϬF02 = 1,8 * HB2 = 1,8 * 180 = 324 МПа

для шестерни:

F1] = KFSKFL = * 1 * 1 = 271 МПа

для колеса:

F2] = KFSKFL = * 1 * 1 = 185 МПа

2.4 Определяем [1] допускаемые напряжения при перегрузках:

для колеса по контактным напряжениям

H]max2 = 2,8 * ϭT2 = 2,8 * 270 = 756 МПа

для шестерни и колеса по изгибающим напряжениям

F]max1 = 0,8 * ϭT1 = 0,8 * 580 = 464 МПа

F]max2 = 0,8 * ϭT2 = 0,8 * 270 = 216 МПа

2.5 Определяем [1] вращающие моменты на колесе и на шестерне:

вращающий момент на колесе

Т3 = = = 2676,3 Н * м

вращающий момент на шестерне

Т2 = = = 819,96 Н * м

2.6 Определим диаметр шестерни [1]

d1 = Kd * = 680 * = 116,8 мм

Предварительно принимаем d1 = 118 мм

2.7 Рассчитываем геометрические параметры колес:

рабочая ширина колеса

bω = ψbd * d1 = 1 * 118 = 118 мм

торцевой модуль

mt = = = 3,9 мм

принимаем mn = 4 мм

Угол наклона зубьев найдем из условия обеспечения плавности:



sinβ = = = 0,2; β = 13º1'

Уточняем величину торцевого модуля

mt = = = 4,1 мм

Число зубьев шестерни

z1 = = = 28,78

Принимаем z1 = 29 > zmin = 17.

Тогда число зубьев колеса z2 = z1u = 27 * 3,4 = 96,8

Принимаем z2 = 99

Уточняем размеры диаметров делительных окружностей

d1 = mt * z1 = 4,1 * 29 = 118,9 мм

d2 = mt * z2 = 4,1 * 99 = 405,9 мм

и межосевого расстояния

aω = = = 262,4 мм

Принимаем aω = 263 мм и определяем окончательные геометрические параметры:

шестерни

dω1 = d1 = 118,9 мм

da1 = d1 + 2mn = 118,9 + 2 * 4 = 126,9 мм

df1 = d1 – 2,5mn = 118,9 – 2,5 * 4 = 108,9 мм

bω1 = bω + 4 = 118 + 4 = 122 мм

колеса

dω2 = d2 = 405,9 мм

da2 = d2 + 2mn = 405,9 + 2 * 4 = 413,9 мм

df2 = d2 – 2,5mn = 405,9 – 2,5 * 4 = 395,9 мм

bω2 = bω = 118 мм

2.8 Проверим зубчатую передачу на выносливость от действия контактных напряжений. Уточним величину коэффициента динамической нагрузки [1]. Для этого рассчитаем окружную скорость в зацеплении

υ = = = 18,3 м/с

Окружное усилие в зацеплении

Ft = = = 13792,4 H

Удельная расчетная окружная сила

ωHt = KKHVK = * 1,04 * 1,2 * 1,06 = 154,6 H/мм

Определим [2] величину действующих нормальных контактных напряжений


ϬH = zHzMzε = 1,72 * 271 * 077  = 456,6 < [ϬH] = 466,5 МПа

Где

ZH = = = 1,72

ZM = = = 271 H/мм

zε = = = 0,77

Коэффициент торцевого перекрытия определим по формуле

εa = [ 1,88 – 3,2( + )] cosβ = [1,88 – 3,2 ( + )] 0,97437 = 1,69

Так как действующие напряжения не превышают допустимые, то условие прочности по контактной усталости можно считать выполненным.

2.9 Произведем проверочный расчет зацепления по напряжениям изгиба [2] Используя формулу

ϬF = YFYεYβ

Эквивалентное число зубьев

шестерни

zv1 = = = 31

колеса

zv2 = = = 107

По графику YF1 = 3,81; YF2 = 3,6

Определим слабое звено, по которому следует проверить прочность зуба. Рассчитаем отношение [ϭН]/ YF:

для шестерни = = 71,5 МПа

для колеса = = 51,5 МПа

Меньшая величина отношения у колеса, поэтому проверку производим для зуба колеса.

Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε = 1 [2].

Коэффициент, учитывающий наклон зубьев Y
β = 1- = 0,91.

Удельная расчетная окружная сила

ωFt = KKK = * 1,22 * 1,1 * 1,06 = 166,27 H/мм

ϭF2 = YF2YεYβ = 3,6 * 1 * 0,91 = 136,18 МПа < [ϭF2] = 185 МПа

2.10 Проверим прочность зубьев при перегрузках:

по контактным напряжениям

ϭHmax = ϭH = 542 МПа < [ϭН] = 756 МПа

Статическая прочность зуба колеса по контактным напряжениям при перегрузках обеспечена
по напряжениям изгиба

ϬFmax = ϭF2 = 131,8 * 1,4 = 184,52 МПа < [ϭF] = 216 МПа.