Файл: Контрольная работа 3 Расчет второй ступени привода вертикального вала цепного конвейера цилиндрической зубчатой передачи Вариант 17 А.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и образования Российской Федерации Федеральное государственное образование бюджетное учреждение Высшего образования ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра: «Механика и инженерная графика» Предмет: «Детали машин»
Контрольная работа №3 «Расчет второй ступени привода вертикального вала цепного конвейера цилиндрической зубчатой передачи»
Вариант 1-7 «А»
Выполнил: студент группы БХП-213 Воробьёва Софья Сергеевна
Проверил: профессор Родионов Юрий Викторович
Тамбов 2023
2. Расчет косозубой цилиндрической пары (в соответствии с ГОСТ 21354-87)
2.1 Выбор материалов для колес.
Свойства материалов Звенья передачи
Шестерня(1) Колесо(3)
Марка стали Сталь 45 Сталь 35
Термообработка Улучшение Нормализация
Предел прочности ϭВ1 = 850 МПа ϭВ2 = 550 МПа
Предел текучести ϭТ1 = 580 МПа ϭТ1 = 270 МПа
Твердость сердцевины 241…285 НВ 173…187 НВ
2.2 Определяем контактные напряжения по формуле:
[ϭH] = KHL,
Где limb = 2HB + 70
для шестерни:
HB = = 263 HB
ϬH01 = 2 * HB1 + 70 = 2 * 263 + 70 = 596 МПа
для колеса:
HB2 = = 180 HB
ϬH02 = 2 * HB2 + 70 = 2 * 180 + 70 = 430 МПа
NHE = 60c = 60 * 1 ( 13 * 27 * 8 * 365 * 0,5 * 24 * 0,2 * 0,3 + 0,253 * 27 * 8 * 365 * 0,5 * 24 * 0,2 * 0,7) = 3,5 * 106
NHE > 1 * 107 . KHL = 1
Тогда допускаемые напряжения:
для шестерни:
[ϭН1] = KHL = * 1 = 542 МПа
для колеса:
[ϭН2] = KHL = * 1 = 391 МПа
для зубчатой передачи:
[ϭН] =
= = 466,5 МПа
Проверим опасность нагрузки [1] слабого звена по условию:
[ϭН] = 466,5 МПа ≤ 1,25 * 391 = 488,8 МПа
Перегруза колеса нет.
2.3 Определим [1] допускаемые напряжения изгиба, используя формулу:
[ϭF] = KFSKFL
для шестерни:
ϬF01 = 1,8 * HB1 = 1,8 * 263 = 473,4 МПа
для колеса:
ϬF02 = 1,8 * HB2 = 1,8 * 180 = 324 МПа
для шестерни:
[ϭF1] = KFSKFL = * 1 * 1 = 271 МПа
для колеса:
[ϭF2] = KFSKFL = * 1 * 1 = 185 МПа
2.4 Определяем [1] допускаемые напряжения при перегрузках:
для колеса по контактным напряжениям
[ϭH]max2 = 2,8 * ϭT2 = 2,8 * 270 = 756 МПа
для шестерни и колеса по изгибающим напряжениям
[ϭF]max1 = 0,8 * ϭT1 = 0,8 * 580 = 464 МПа
[ϭF]max2 = 0,8 * ϭT2 = 0,8 * 270 = 216 МПа
2.5 Определяем [1] вращающие моменты на колесе и на шестерне:
вращающий момент на колесе
Т3 = = = 2676,3 Н * м
вращающий момент на шестерне
Т2 = = = 819,96 Н * м
2.6 Определим диаметр шестерни [1]
d1 = Kd * = 680 * = 116,8 мм
Предварительно принимаем d1 = 118 мм
2.7 Рассчитываем геометрические параметры колес:
рабочая ширина колеса
bω = ψbd * d1 = 1 * 118 = 118 мм
торцевой модуль
mt = = = 3,9 мм
принимаем mn = 4 мм
Угол наклона зубьев найдем из условия обеспечения плавности:
sinβ = = = 0,2; β = 13º1'
Уточняем величину торцевого модуля
mt = = = 4,1 мм
Число зубьев шестерни
z1 = = = 28,78
Принимаем z1 = 29 > zmin = 17.
Тогда число зубьев колеса z2 = z1u = 27 * 3,4 = 96,8
Принимаем z2 = 99
Уточняем размеры диаметров делительных окружностей
d1 = mt * z1 = 4,1 * 29 = 118,9 мм
d2 = mt * z2 = 4,1 * 99 = 405,9 мм
и межосевого расстояния
aω = = = 262,4 мм
Принимаем aω = 263 мм и определяем окончательные геометрические параметры:
шестерни
dω1 = d1 = 118,9 мм
da1 = d1 + 2mn = 118,9 + 2 * 4 = 126,9 мм
df1 = d1 – 2,5mn = 118,9 – 2,5 * 4 = 108,9 мм
bω1 = bω + 4 = 118 + 4 = 122 мм
колеса
dω2 = d2 = 405,9 мм
da2 = d2 + 2mn = 405,9 + 2 * 4 = 413,9 мм
df2 = d2 – 2,5mn = 405,9 – 2,5 * 4 = 395,9 мм
bω2 = bω = 118 мм
2.8 Проверим зубчатую передачу на выносливость от действия контактных напряжений. Уточним величину коэффициента динамической нагрузки [1]. Для этого рассчитаем окружную скорость в зацеплении
υ = = = 18,3 м/с
Окружное усилие в зацеплении
Ft = = = 13792,4 H
Удельная расчетная окружная сила
ωHt = KHβKHVKHα = * 1,04 * 1,2 * 1,06 = 154,6 H/мм
Определим [2] величину действующих нормальных контактных напряжений
ϬH = zHzMzε = 1,72 * 271 * 077 = 456,6 < [ϬH] = 466,5 МПа
Где
ZH = = = 1,72
ZM = = = 271 H/мм
zε = = = 0,77
Коэффициент торцевого перекрытия определим по формуле
εa = [ 1,88 – 3,2( + )] cosβ = [1,88 – 3,2 ( + )] 0,97437 = 1,69
Так как действующие напряжения не превышают допустимые, то условие прочности по контактной усталости можно считать выполненным.
2.9 Произведем проверочный расчет зацепления по напряжениям изгиба [2] Используя формулу
ϬF = YFYεYβ
Эквивалентное число зубьев
шестерни
zv1 = = = 31
колеса
zv2 = = = 107
По графику YF1 = 3,81; YF2 = 3,6
Определим слабое звено, по которому следует проверить прочность зуба. Рассчитаем отношение [ϭН]/ YF:
для шестерни = = 71,5 МПа
для колеса = = 51,5 МПа
Меньшая величина отношения у колеса, поэтому проверку производим для зуба колеса.
Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε = 1 [2].
Коэффициент, учитывающий наклон зубьев Y
β = 1- = 0,91.
Удельная расчетная окружная сила
ωFt = KFβKFυKHα = * 1,22 * 1,1 * 1,06 = 166,27 H/мм
ϭF2 = YF2YεYβ = 3,6 * 1 * 0,91 = 136,18 МПа < [ϭF2] = 185 МПа
2.10 Проверим прочность зубьев при перегрузках:
по контактным напряжениям
ϭHmax = ϭH = 542 МПа < [ϭН] = 756 МПа
Статическая прочность зуба колеса по контактным напряжениям при перегрузках обеспечена
по напряжениям изгиба
ϬFmax = ϭF2 = 131,8 * 1,4 = 184,52 МПа < [ϭF] = 216 МПа.