Файл: Кафедра государственной политики и государственного управления курсовая работа организация и правовое регулирование муниципальной службы в современной россии.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)
Кафедра государственной политики и государственного управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Работу выполнила
______________________________К.П. Хамула
(подпись, дата)
Факультет управления и психологии курс
Направление 38.03.04.62
«Государственное и муниципальное управление»
Научный руководитель доктор полит.наук профессор кафедры ГПГУ
___________________________Л.Я. Чикарина
(подпись, дата)
Нормоконтролер, доктор полит.наук профессор кафедры ГПГУ
_________________________ Л.Я. Чикарина
(подпись, дата)
Краснодар 2017
2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………….…..............
3 1 Теоретическое обоснование основ муниципальной службы………………………………….…………………………………
5 1.1 Понятие муниципальной службы…………………………….........
5 1.2 Принципы организации и функционирования муниципальной службы ……………………………………………………………………
7 1.3
Развитие муниципальной службы в РФ на современном этапе......
10 2 Анализ организационных и правовых основ муниципальной службы в РФ и пути ее совершенствования ………………………….
14 2.1
Исследование правовых основ муниципальной службы…………
14 2.2 Пути совершенствования правового регулирования муниципальной службы в РФ………………………………………….
19 2.3 Предложения по совершенствованию организации муниципальной службы ……………….….…………………………...
21
Заключение…………………………………………………………………..
26
Список использованных источников…………………………….................
30
3
ВВЕДЕНИЕ
В современной России особое влияние на развитие демократического и правового государства оказывает местное самоуправление, а также такая важная его составляющая, как муниципальная служба, которая является институтом муниципального права – одной из новейших отраслей российского права. Это обусловлено тем, что местное самоуправление как правовой и организационно-управленческий институт начал формироваться сравнительно недавно. Причем это формирование еще продолжается. Именно поэтому проблема правового регулирования муниципальной службы является на сегодняшний день одной из самых актуальных.
Эффективность работы муниципальной службы зависит от того, насколько слаженно и профессионально работает управленческий аппарат. В достижении этой задачи особую роль играет, прежде всего, уровень развития законодательства, а также принципы организации и функционирования данной профессиональной деятельности. В связи с этим необходим анализ правого регулирования и организационных факторов муниципальной службы.
Объектом исследования являются правовые и организационные основы муниципальной службы РФ.
Предметом исследования - муниципальная служба в РФ, ее организационные принципы и правовое регулирование.
Цель курсовой работы – анализ законодательства и основ организации муниципальной службы. Разработка рекомендаций по совершенствованию правового и организационного регулирования муниципальной службы.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность муниципальной службы в РФ;
- изучить принципы организации муниципальной службы в РФ;
- проанализировать современный этап развития муниципальной службы в
РФ;
4
- раскрыть основы организации муниципальной службы в РФ;
- анализ законодательства муниципальной службы в РФ;
- разработка системы рекомендаций по правовому и организационному регулированию муниципальной службы в РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы, труды отечественных ученых в области муниципальной службы, публикации в прессе.
Эмпирическую базу исследования составили: Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», Европейская Хартия местного самоуправления, Указ Президента РФ «О Федеральной программе
«Реформирование государственной службы Российской Федерации, Указ
Президента РФ «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)».
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, 2 главы (первая - «Теоретическое обоснование основ муниципальной службы в РФ, вторая – «Анализ организационных и правовых основ муниципальной службы в РФ и пути ее совершенствования»), заключение и список использованных источников.
В заключении представлены основные выводы и рекомендации по результатам исследования.
5 1 Теоретическое обоснование основ муниципальной службы в РФ.
1.1 Понятие муниципальной службы.
Понятие
«муниципальная служба» сравнительно новое для отечественного законодательства. Долгое время этот термин отсутствовал в российском законодательстве и в научных трудах отечественных ученых. И даже сейчас Конституция Российской Федерации не содержит такого понятия, в ней упоминается лишь о государственной службе.
На сегодняшний день термин «муниципальная служба» является одним из основных в науке муниципального права и отражает особенности муниципальной практики России.
Муниципальная служба представляет собой правовой институт, нормы которого регулируют особый тип общественных отношений, возникающих в результате поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.
Главной функцией такого правового института является «обеспечение цельного, относительно законченного, регулирования в пределах конкретного участка общественных отношений данного вида»
[7].
Современный термин «муниципальная служба» нашел свое закрепление в Федеральном законе № 25 «О муниципальной службе в Российской
Федерации». Так, под ним понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора
(контракта) [12].
Муниципальная служба функционирует в сфере публичной власти, источником власти при этом выступает население, так как муниципальная деятельность носит публично-властный характер.
Данный вид профессиональной деятельности тесно связан с органами местного самоуправления, так как обеспечивает исполнение полномочий органов МСУ.
6
Муниципальная служба и органы местного самоуправления взаимодополняют друг друга, организуя при этом эффективную работу муниципального образования. Это проявляется в выполнении муниципальными служащими задач и функций местного самоуправления, так как каждая должность содержит в себе часть полномочий органа местного самоуправления.
Должность предполагает решение целого комплекса вопросов:
1.
Установление вакансий;
2.
Правила и способы их замещения;
3.
Порядок аттестации;
4.
Порядок перевода с одной должности на другую.
Следовательно, муниципальная служба тесно связана с муниципальной должностью, и одно без другого не может существовать [3].
Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской
Федерации» определяет должность муниципальной службы, как должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность [12].
Как вид деятельности, муниципальная служба обладает рядом признаков.
Такими как:
- осуществляется в органах местного самоуправления на муниципальных должностях муниципальной службы;
- является профессиональной деятельностью, за осуществление которой муниципальные служащие получают денежное вознаграждение из местного бюджета;
- обеспечивает своей деятельностью исполнение полномочий органов местного самоуправления вопросов местного значения.
Основными задачами муниципальной службы являются:
7 1.
Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения;
2.
Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления;
3.
Защита прав и законных интересов муниципального образования
[4].
Понятие «муниципальная служба» вошло в оборот вместе с развитием законодательства о местном самоуправлении и разработкой теории муниципального права. Это понятие связывает всех служащих, занятых исполнением разнообразных функций в органах местного самоуправления.
Институт муниципальной службы может выступать как система, обеспечивающая реализацию публичных отношений местного самоуправления, а также нормой, регламентирующей деятельность самой муниципальной службы, статуса муниципальных служащих и механизма ее прохождения.
Стоить отметить, что реформирование и совершенствование муниципальной службы продолжается и по сегодняшний день.
1.2 Принципы организации и функционирования муниципальной службы.
Под организацией муниципальной службы подразумевается ее формирование как деятельности, и включает в себя множество вопросов.
Например:
- установление наименований должностей и определение круга полномочий по каждой должности отдельно;
- разработка правил поступления на муниципальную службу и основания ее прекращения;
- подготовка кадров и повышение их квалификации;
- определение мер дисциплинарной и иной ответственности.
8
В основе организации муниципальной службы лежат положения
Европейской Хартии местного самоуправления и Конституции РФ о правах человека и гражданина.
Федеральный закон № 25 «О муниципальной службе в Российской
Федерации» закрепляет следующие принципы:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком
Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;
3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;
4) стабильность муниципальной службы;
5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;
6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;
8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;
9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
10) внепартийность муниципальной службы [12].
Необходимым элементом любой управленческой структуры, в том числе и структуры местного самоуправления, является должность. Именно иерархия муниципальных должностей обуславливает основы организации муниципальной службы.
В Федеральном законе № 25 муниципальная должность понимается как должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной
9 комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта
Российской Федерации.
Для установления порядка учреждения наименований должностей муниципальной службы в РФ вводится термин «Реестр муниципальных должностей».
Федеральный закон « О муниципальной службе в Российской
Федерации» в статье 7 устанавливает, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ выступает перечнем наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Разделы реестра могут быть разграничены также в зависимости от типов муниципальных образований, которые образованы в субъекте РФ.
В реестре могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, которые закреплены в законе о муниципальной службе.
Реестр должностей способствует реализации принципа единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе и к повышению эффективности работы органов местного самоуправления.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
10 3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
5) младшие должности муниципальной службы.
В связи с установленным соотношением должностей законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
РФ определяются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.
Лица, исполняющие обязанности по муниципальной службе за денежное вознаграждение, именуются муниципальными служащими [12].
В Федеральном законе о муниципальной службе особое внимание уделяется выборным муниципальным должностям. Так, лица, занимающие выборные должности, не являются муниципальными служащими. К их числу относятся: должности депутатов, глава города, а также лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, которые не замещают должности муниципальной службы.
Одним их основных организационных пунктов в ФЗ № 25 является закрепление принципа равенства: «при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта
Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
11 общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном
Конституцией РФ и федеральными законами» [12].
Основы организации муниципальной службы представляют собой сложную иерархическую систему, позволяющую любому гражданину, в соответствие с законодательством, занимать муниципальную должность, избегать несправедливости и неравенства. Основные законы, регламентирующие организационные принципы муниципальной службы, находятся в открытом доступе, что позволяет всем желающим знакомиться с необходимой информацией.
Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.06.2016) «О муниципальной службе в Российской Федерации» направлен на дельнейшее развитие местного самоуправления, а также на совершенствование организационных основ муниципальной службы. Закон стал важным этапом в решении кадровых вопросов. Так, муниципальные образования в соответствии с законодательством могут самостоятельно устанавливать кадровый резерв с перспективой на замещение должностей.
Также ФЗ №25 установил пределы полномочий федеральных органов власти, органов МСУ по вопросам организации муниципальной службы в субъектах РФ, а именно обеспечил единый статуса муниципальных служащих и возможность учета национальных, культурных, исторических и местных различий субъектов.
1.3 Развитие муниципальной службы в РФ на современном этапе.
В 1993 году Конституция закрепила принцип самостоятельности местного самоуправления. Именно этот год и принято считать отправной точкой современного этапа развития муниципальной службы.
Но Конституция Российской Федерации не закрепляет понятия муниципальная служба, а лишь говорит о самостоятельности органов местного самоуправления. Одно из первых упоминаний о муниципальной службе в