Файл: Кафедра государственной политики и государственного управления курсовая работа организация и правовое регулирование муниципальной службы в современной россии.pdf
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 присутствуют почти на всех этапах реформирования и сложно поддаются устранению.
Проблема отсутствия и дефицита кадров заключается в нехватке кадров в целом, кадров совершенно другой профессиональной направленности, отсутствие грамотных и квалифицированных специалистов, а также разницей между образованием муниципальных служащих и занимаемой ими должностью.
Особенно ярко это проблема прослеживается в маленьких муниципальных образованиях. Поэтому необходимо:
1. Разработать механизм минимальных гарантий;
2. Принять нормативно-правовой акт, отражающей порядок обучения в высших учебных заведениях по целевому направлению.
Также к числу первоочередных задач в работе с кадрами следует отнести повышение научной обоснованности государственной кадровой политики, создание новой системы работы с кадрами, профессионального развития персонала государственной и муниципальной службы, расширение сети и качественное обновление государственно-образовательных учреждений и кадровых служб государственных и муниципальных органов, освоение мирового опыта в управлении человеческими ресурсами [2].
Особое внимание стоить уделить молодым специалистам. Для привлечения на службу молодых кадров необходимо совершенствование программ стажировок и практик.
Большое значение для качественного укрепления состава кадров муниципальной службы имеет нормативное закрепление и использование на практике материальных и моральных стимулов, в большей степени это касается части оплаты труда. Достойная заработная плата побуждает работников к добросовестному труду, к постоянному самообразованию и профессиональному совершенствованию, строгому соблюдению морально- этических норм.
23
Так же не уделяется достаточно внимания процессу формирования кадрового резерва, отсутствию возможности у муниципальных служащих реализовать свои профессиональные качества.
В связи с этим необходимо использовать новые, более эффективные методы повышения квалификации и переподготовки. Например, дистанционное обучение, тренинги, мастер-классы, стажировки, обмен опытом между органами других муниципальных образований [2].
Другая, не менее важная проблема, - коррупция, которая является одной из самых масштабных и ключевых во всех сферах государственного и муниципального управления. На сегодняшний день законодатель борется с коррупционными преступлениями, создавая и совершенствуя правовую антикоррупционную базу, которая включает в себя: Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, ряд указов Президента
РФ, Национальный план и Национальна стратегия, при Президенте РФ под его председательством создан Совет по противодействию коррупции. Также были приняты указы и внесены изменения в Федеральные законы № 79 «О государственной гражданской службе в РФ» и № 25 «О муниципальной службе в РФ», который закрепляет обязательство для лиц, занимающих государственные должности, а также муниципальных и гражданских служащих каждый год предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Необходимо понимать, что коррупционные явления невозможно искоренить, привлекая к ответственности лиц, совершивших преступное деяние. Необходимо функционирование единой системы экономических, правовых, образовательных и воспитательных мер, направленных на предупреждение коррупции и искоренения ее причин.
Полностью исключить проявление коррупции достаточно сложно, поэтому можно лишь минимизировать ее с помощью:
1. Детального осуществления контроля за соблюдением и исполнением антикоррупционного законодательства на всех уровнях власти.
24 2. Проведения воспитательной работы среди населения в области их законных прав, обеспечивая при этом рост правовой грамотности.
3. Защиты и награждения граждан, информирующих о коррупционных действиях.
4. Создания на официальном сайте муниципального образования раздела
«Противодействие коррупции».
5. Проведения ежегодного социологического опроса с целью выявления количества коррупционных преступлений, совершаемых муниципальными служащими.
Третья, поднятая проблема в данной работе, это бюрократия, которая при своем проявлении негативно сказывается на имидже муниципальной службы.
Государством уже разработана инновационная политика в этой сфере, которая заключается в переводе всех государственных и муниципальных услуг в электронный вид. В результате реализации этой программы возрастает оперативность и качество предоставляемых услуг, а с муниципальных служащих спадает общественная нагрузка, повышается уровень прозрачности деятельности муниципальной службы, упрощается все муниципальные процедуры при предоставлении услуг гражданам, уменьшается процент коррупционных действий.
Таким образом, можно выделить несколько направлений повышения эффективности организации муниципальной службы:
1.
Постоянный мониторинг кадрового состава, выполняемых ими функций.
2.
Создание и совершенствование системы профессионального развития служащих, а также привлечение молодых и перспективных кадров.
3.
Формирование системы мониторинга общественного мнения за деятельность органов муниципальной службы.
4.
Разработка и применение современных механизмов в области стимулирования и мотивации труда и повышение ответственности за выполняемую работу.
25 5. Внедрение информационных технологий.
Несмотря на уже имеющийся опыт функционирования местного самоуправления, организация муниципальной службы остается достаточно новым явлением государственного строительства. Именно поэтому решение выделенных проблем требует большого количества трудовых и материальных ресурсов, поддержки государственных органов, а также личной заинтересованности муниципальных служащих в осуществлении своей трудовой деятельности.
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Муниципальная служба - это новое явления для российского законодательства. Термин вошел в оборот вместе с развитием правовых основ местного самоуправления. Стоить отметить, что в Конституции РФ не дано определения этого понятия. Характеристика и определение термина муниципальной службы закреплено в основном законе, регулирующем ее деятельность – Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской
Федерации» от 02.03.2007 № 25-ФЗ. Итак, Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Современный вид муниципальная служба приняла благодаря ряду качественных и эффективных реформ. В 2003-2009 гг. была предпринята попытка разграничения компетенции между уровнями публичной власти, а так же введен механизм взаимной передачи полномочий между типами муниципальных образований. В 2009-2010 гг., была организована помощь муниципалитетам в организации муниципальной службы, созданы правовые и организационные основы единой системы управления, разработаны кадровые, информационные и управленческие технологии. Изменения происходят каждый год, и 2017 закон был подвержен некоторым поправкам.
Функционирование муниципальной службы обеспечивают муниципальные служащие, занимающие муниципальные должности. Именно иерархия должностей обеспечивает основы организации муниципальной службы. В соответствие с Федеральным законом № 25 классификация должностей представлена в следующем виде:
1) высшие должности муниципальной службы;
2) главные должности муниципальной службы;
3) ведущие должности муниципальной службы;
4) старшие должности муниципальной службы;
27 5) младшие должности муниципальной службы.
К муниципальным служащим не относятся выборные муниципальные должности, такие как глава города или депутаты местного самоуправления, а также лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, которые не замещают должности муниципальной службы.
Но в организации муниципальной службы есть свои слабые места: отсутствие или нехватка профессиональных кадров, бюрократия, коррупция и это лишь часть из них. Для решения этих проблем, необходимо применения следующих методов:
1.
Постоянный мониторинг кадрового состава, выполняемых ими функций.
2.
Создание и совершенствование системы профессионального развития служащих, а также привлечение молодых и перспективных кадров.
3.
Формирование системы мониторинга общественного мнения за деятельность органов муниципальной службы.
4.
Разработка и применение современных механизмов в области стимулирования и мотивации труда и повышение ответственности за выполняемую работу.
5. Внедрение электронных технологий в работу муниципальных служащих
6. Контроль над расходами муниципальных служащих с целью выявления коррупционных преступлений.
В соответствие со статьей 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы РФ составляют: Конституция Российской Федерации,
Федеральный закон №25 и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы
28 муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В Конституции в ст.12 закреплены основы самостоятельности органов муниципальной службы.
ФЗ № 25 является основным нормативно-правовым актом, отражающим классификацию должностей муниципальных служащих и их правовой статус, порядок поступления на муниципальную службу и условия ее прекращения, кадровую работу муниципального образования и т.д.
Огромную роль в развитии законодательства играют нормативно- правовые принципы функционирования муниципальных образований, состоящие из устава муниципального образования, нормативных и иных правовых актов главы муниципального образования, правовых актов главы муниципального образования, постановлений и распоряжений главы местной администрации.
Законодательство о муниципальной службе на сегодняшний день имеет ряд недостатков и проблем:
1. Проблема формирования резерва управленческих кадров.
Для оптимизации работы муниципальных служб субъектов необходимо на уровне Федерального закона внести ограничения в закрепление максимального срока нахождения в составе кадрового резерва, а также в обязательном формировании ежегодных списков кадрового резерва.
2. Отсутствие четких границ разграничений полномочий в сфере правового регулирования мунициально-служебных отношений между федеральными органами государственной власти, органами субъектов и органами местного самоуправления в сфере правового регулирования.
Решением может послужить разработка нормативно-правового акта, включающего в себя исчерпывающий перечень разграничений полномочий.
3. Проблема равного доступа к муниципальной службе. Право такого равенства закреплено в основном законе о муниципальной службе, но не закреплено в Конституции РФ. Поэтому необходимо объединить под одним
29 наименованием права на равный доступ к муниципальной и государственной службе, а также закрепить это наименование в нормативно-правовом акте.
Правовые и организационные основы муниципальной службы каждый год проходят этапы реформирования и совершенствования, а это значит, что законодатель стремится к идеальному функционированию муниципальной службы, что, конечно, в большей степени зависит от личной заинтересованности и преданности делу муниципальных служащих.
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Балицкий И.И. Совершенствование правового регулирования муниципальной службы в российской федерации // Вестник международного юридического института. – 2015. - № 3(54). С. – 36-46.
2
Василевский М.А. О современных проблемах государственной и муниципальной службы в области кадровой политики // Самоуправление. –
2012 г. - № 11. – С. 38-40.
3
Войтович В.Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие. – Ижевск: Удмуртский университет, 2013. – 286 с.
4
Зенков, М. Ю. Государственная и муниципальная служба: учеб. пособие / М. Ю. Зенков. -Новосибирск: СибАГС, 2012. — 352 с.
5
Изменения в муниципальной службе в 2017 году [Электронный ресурс]
//
Новости
России и
СНГ.
-
URL: http://rusdni.ru/ekonomika/zakony/izmeneniya-v-municipalnoj-sluzhbe-v-2016- godu.html (Дата обращения 24.03.17)
6
Кабашев С.Ю. Организация муниципальной службы: Учебник. –
М.: ИНФАРМА-М, 2012. – 478 с.
7
Муравченко
В.Б.
Муниципальная служба в системе институциональных образований: монография. – М.: Берлин, 2015. – 67 с.
8
Правовое регулирование муниципальной службы на федеральном уровне [Электронный ресурс] // On-line библиотека Xserver.ru. - URL: http://www.xserver.ru/user/msvrf/2.shtml (Дата обращения 20.03.2017)
9
Трифонов В.А. К вопросу о равном доступе к муниципальной службе в РФ // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2016.- №4. С. 3-5.
10
Указ Президента РФ от 19.11.2002 № 1336 (ред. от 15.11.2004, с изм. от 12.12.2005) «О Федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 годы)» //
Собрание законодательства РФ. 2002. № 47. Ст. 4664
31 11
Указ Президента РФ от 10.03.2009 № 261 (ред. от 10.08.2012) "О федеральной программе “Реформирование и развитие системы государственной службы
Российской
Федерации
(2009–2013 годы)»
//
Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.
12
Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской
Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс]
Режим доступа:
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66530/
(дата обращения
17.03.2017)
13
Халилова Т.В. Государственная и муниципальная служба: тексты лекций.-Казань:КНИТУ, 2013.-360 с.
14
Шамарова Г. М. Основы государственного и муниципального управления. - М.: МФ11У Синергия, 2013. – 37 с.