Файл: Реферат по дисциплине Административное право Выполнил (а) студентка 1 курса К2Пр22.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешние административные правоотношения простираются за организационные границы, пределы системы государственной администрации, ее звеньев и органов. Они обеспечивают управляющее, регулирующее воздействие на внешние по отношению к системе и ее составляющим объекты и субъекты (организации, граждан).
4. Критерий "Уровень выраженности властности в административных правоотношениях" позволяет разделить административные правоотношения на две группы: субординационные и координационные; вертикальные и горизонтальные.
Субординационные административные правоотношения отличаются высоким уровнем проявления в них властности, иерархичности, авторитарности. В правоотношениях данного вида наиболее выпукло выражена специфика административного управления и административно-правового регулирования, правовых связей с участием органов и должностных лиц государственной администрации.
Координационные административные правоотношения представляют собой такие правовые связи между сторонами, в которых авторитарность присутствует лишь в потенции, но, образно говоря, находится в "спящем" состоянии. Внешне она может и не проявляться. В них стороны соотносятся как равные или как властвующие и подвластные, однако в том и другом случаях отношения между ними больше похожи на партнерские, чем на властные.
Координацию рассматривают часто как форму деятельности субъектов права, направленную на согласование их позиций. Административные правоотношения данного вида опираются, как правило, не на властные предписания (указания), а на согласительные процедуры. Они могут возникать как между не соподчиненными органами государственной исполнительной власти (двумя федеральными министерствами), так и между соподчиненными (например, Правительством РФ и федеральным министерством).
Вертикальные административные правоотношения отражают наиболее характерные черты правовых связей, которые складываются с участием органов, должностных лиц государственной администрации и в которых, несомненно, выражена публичная и властная суть административного управления и административно-правового регулирования. Именно вертикальные административные правоотношения образуются по формуле "власть и подчинение", где одной стороне предоставляются субъективные властные правомочия, а на другую возлагаются корреспондирующие им субъективные обязанности подчиняться.
Вторая сторона также может иметь статус органа, должностного лица, наделенного властными правами. Однако объем и сила таких прав значительно меньше, чем у первой стороны (например, у федерального министерства в отношениях с Правительством РФ). Они часто возникают между соподчиненными субъектами административного права.
Подчинение в рамках административных вертикальных правоотношений может иметь разные формы: а) прямой организационной подчиненности (между вышестоящими и нижестоящими органами государственной властной исполнительной вертикали, между ними и подведомственными государственными организациями); б) координационной подчиненности (между организационно не соподчиненными органами государственной исполнительной власти, когда одному из них предоставлены полномочия координировать деятельность других); в) специальной предметно-функциональной подчиненности (между исполнительными органами государственной власти, обладающими специальной юрисдикцией по определенному кругу вопросов, функций - например, полицией, органами федеральных надзоров и не подчиненными им по службе гражданами, организациями).
Горизонтальные административные правоотношения существуют наряду с вертикальными и являются для административно-правового регулирования вспомогательными. В процессе организации и деятельности системы государственной администрации складывается множество конкретных отношений, которые обеспечивают функционирование звеньев системы. Они регулируются часто административными обычаями, где стороны не соподчинены, фактически и юридически равноправны. Например, такие отношения возникают между государственными служащими одного должностного уровня и не сопровождаются их властными решениями, обязательными указаниями. Отношения данного вида обеспечивают осуществление исполнительской деятельности (согласование позиций, подготовку материалов, справок, отчетов, проектов управленческих решений).
Горизонтальные административные правоотношения складываются и между не соподчиненными исполнительными органами государственной власти с целью согласования позиций по определенным вопросам, формирования совместных консультативных, согласительных и совещательных органов, подготовки проектов совместных административно-правовых актов. Подобные отношения могут возникать между исполнительными органами государственной власти и общественными объединениями (например, по поводу заключения тарифных соглашений с профсоюзами, соглашений с работодателями и профсоюзами).
Известны и другие виды административных правоотношений (например, диагональные наряду с вертикальными и горизонтальными; бессрочные, срочные и краткосрочные; федеральные, региональные и местные).
Большой интерес представляет развернутая классификация административных правоотношений на основе их строения и с учетом таких факторов, как стороны (участники), связи (взаимодействия) между ними, объекты, юридическое и фактическое содержание, юридические факты. Этот комплексный критерий найдет применение в будущем.
Заключение
Для административно – правовых отношений характерными являются следующие особенности: одной из сторон данных отношений всегда является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями. Административно правовые отношения являются власти отношениями, органы исполнительной власти, являющиеся непременным субъектом административно-правовых отношений, и их должностные лица обладают правом издания нормативных актов, действуя по поручению государства. Административно правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не являются обязательными. Споры, возникающие между участниками административно- правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном порядке – путем непосредственно юридически властного и одностороннего распоряжения уполномоченного на то органы исполнительной власти. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований, она несет ответственность перед государством и в лице его органов.
В административно правовых отношениях, как основном элементе правового регулирования, индивидуализируются положения той или иной нормы административного права, определяются характер, права, обязанности, функции, задачи и ответственность участников отношений. Эти отношения воздействуют на управленческие процессы через волю и сознания их участников, как конечный результат согласованности управляющего, стимулирующего и преобразовывающего действия.
Подводя итоги вышесказанному можно поучить общую характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:
- управленческие отношения - в рамках таких отношений непосредственно выполняются задачи, функции и права исполнительной власти;
- управленческие отношения внутриорганизационного характера - возникают в процессе работы субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
- управленческие отношения - возникают с участием субъектов местного самоуправления;
- отдельные управленческие отношения организационного характера - проявляются в сфере «внутренней» жизни различных негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.
Итак, мы выяснили, что административно-правовые отношения – это регулируемые и гарантируемые нормами административного права управленческие общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.
Список использованной литературы
1. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. – 2014. - № 4061.
2. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / А.П. Алехин, Ю.М. Козлов. – М.: 2008. – 209 с.
3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005. – 534с.
4. Бородин С. С., Громыко С. С. Административное право: учебник / С.С. Бородин, С. С. Громыко. - СПб.: ГУАП, 2007. - 483 с.
5. Козлов Ю.М. Административное право: учебник для вузов / Ю.М. Козлов. - М.: Юристъ, 2007. - 554 с.
6. Конин Н. М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб.пособие / Н. М. Конин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 256 с.
7. Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право: учебник / В.М. Манохин, Ю. С. Адушкин, З. А. Багишаев. - М.: 2009. – 341 с.
8. Административно-правовые отношения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studentbank.ru/view.php?id=21506 (дата обращения: 03.07.2014).
9. Онлайн библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.plam.ru/urist/administrativnoe_pravo_rossii_v_voprosah_i_otvetah/p1.php ( дата обращения : 30.06.2014).
10. Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]: Виды административных правоотношений. – Режим доступа: http://uchebniki.ws/163308268073/pravo/vidy_administrativnyh_pravootnosheniy#802 (дата обращения : 26.06.2014).