Файл: Диагностика психического развития детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 739

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Проведите обследование с ребенком 4-7 лет, поступившего в детский сад (можно вымышленного).



Диагностика психического развития детей дошкольного возраста

Педагогам-психологам знакома ситуация, когда необходимо за короткий срок провести диагностику возрастного развития психических процессов всех детей дошкольного образовательного учреждения. При этом многие методики рассчитаны на индивидуальное обследование, которое занимает массу времени и сил, трудоемко в обработке результатов, но при этом бездоказательно для родителей. Диагностические комплекты поступают в продажу без готовых бланков протоколов. Их приходится "сочинять" самим. Дети, даже хорошо отвечающие в процессе игровой деятельности и на занятиях, при слове "тестирование" или "диагностика", неловко произнесенном кем-то из взрослых, теряются, и результат получается искаженным. Время, которое можно было посвятить коррекционно-развивающей работе, тратится на получение данных, еще требующих подтверждения у родителей и протоколирования. Необходимо искать другие пути.

Решения проблемы, при этом соблюдать следующие условия:

- проведение диагностики с группой детей;

- взаимосвязь заданий в начале и в конце учебного года;

- использование апробированных на практике диагностических материалов;

- легкость в получении результата;

- наличие протоколов обследования;

- наглядность;

- применение игрового метода выполнения заданий.

Все эти требования были учтены при составлении комплекса диагностических методик. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д.

 Предложенные методики в целом отражают последовательность этапов психологического обследования детей дошкольного возраста. При этом данный материал не исключает использования специалистами ДОУ других диагностических методик, которые могут дополнить полученный результат.

 Готовые диагностические бланки легко обрабатывать, и они могут служить наглядным пособием при работе с родителями.

 Цель тестирования:

- получить информацию об уровне развития психических процессов каждого ребенка, выявить особенности развития;

- создать условия для развития, обучения и коррекции психических процессов у детей дошкольного возраста;


- обеспечить полноценное развитие каждого ребенка.

Результаты диагностики предполагается использовать:

- при планировании воспитательно-образовательной и коррекционной работы с детьми;

- при отборе общеобразовательных и коррекционных программ;

- при создании предметно-развивающей среды;

- для организации групповой и индивидуальной работы с детьми;

- при комплектовании проблемных групп.

Психические процессы детей дошкольного возраста подвижны и динамичны. Развитие ребенка зависит от того, какие условия созданы ему родителями и педагогами ДОУ Диагностика уровня развития психических процессов призвана помогать взрослым правильно оценить возможности ребенка для более легкого перехода его на следующий возрастной этап.

 Диагностический комплекс используется для детей, начиная со 2 младшей группы, с конца учебного года. До этого применяются методики, рекомендованные для детей раннего возраста. Диагностика проводится с группами по 12-15 человек. На каждого ребенка заводится индивидуальный диагностический бланк, где ему предлагается выполнить простым карандашом игровые задания.

 Полученные данные заносятся в бланк протокола.

 

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

 Дата рождения____________________Возраст на момент обследования________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа _____________

  1. Нарисуй дождик.



  1. Соедини точки.



3. Заштопай коврики.



4. Закрась мальчика и его собачку в одинаковый цвет.



5. Найди маму и детеныша животных, живущих в доме.



1 задание:

высокий уровень - линии четкие, не прерывистые, допускается минимальный сдвиг в сторону;



средний уровень - линии тонкие, прерываются не более 3-4 раз, допускается минимальный сдвиг в сторону;

низкий уровень - линии волнистые, прерывистые, работа не закончена за данное время - 2 минуты.

 2 задание:

высокий уровень - найдены парные предметы: 2 цветка, 2 яблока, 2 шарика и соединены линией друг с другом;

средний уровень - найдены не все парные предметы, допущена 1 ошибка: например, соединены в пару 2 яблока с хвостиками в разные стороны;

низкий уровень - соединены предметы в хаотичном порядке, допущено много ошибок.

   3 задание:

высокий уровень - все выполнено правильно;

средний уровень - допущено 2 ошибки;

низкий уровень - задание выполнено неверно.

 4 задание:

высокий уровень - найдены правильные пары, закрашены одним цветом, как и сказано в инструкции;

средний уровень - допущены незначительные отклонения от инструкции;

низкий уровень - задание не выполнено.

 5 задание:

высокий уровень - точное следование инструкции;

средний уровень - найдены мамы и детеныши не только домашних, но и диких животных;

низкий уровень - задание выполнено неверно.

Диагностика психического развития детей старшей группы

Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

 Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования _________________

 Дата обследования _____________Детский сад № ___________Группа________________

1. Помоги рыбкам найти маму.



2. Домики.



4. Найди игрушки.





5. Какой предмет лишний.



Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа______________________      Дата_____________________


Ф.И. ребёнка__________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________

Диагностика уровня восприятия «Помоги рыбкам найти маму»

Инструкция: «Помоги каждой маме рыбке найти её ребёнка и соедини их линией, помни, что мама и ребёнок похожи друг на друга»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика умения сосредоточиваться, распределять внимание, развивать сенсорное восприятие «Домики»

Инструкция: «Посмотри на домики: у первого домика нужно раскрасить крышу, у самого маленького домика нарисовать окошко (задание повторяется 3 раза, после этот дети приступают к выполнению»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика характера логических связей и отношений между понятиями «Накорми домашних животных»

Инструкция: «Помоги каждому животному найти ту пищу, которую оно любит и соедини линией»

Итого:________________________________________________________________________

Диагностика сформированности мышления

«Найди игрушки»

Инструкция: «Среди предметов найди только игрушки и обведи их в кружочек»

Итого:________________________________________________________________________

Тест на определения уровня развития словесно-логического мышления ребёнка «Какой предмет лишний»

Инструкция: «Посмотри на рисунок, эти предметы чем-то связанны, их что-то объединяет, но один здесь лишний, зачеркни его»

Итого:________________________________________________________________________

Примечание:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_____________________________________________________________

1 задание:

высокий уровень - задание выполнено без ошибок
;

средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень - задание выполнено неправильно.

 2 задание:

высокий уровень - задание выполнено без ошибок;

средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень - задание выполнено неправильно.

 3 задание:

высокий уровень - задание выполнено без ошибок;

средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень - задание выполнено неправильно.

 4 задание:

высокий уровень - задание выполнено без ошибок;

средний уровень - задание выполнено с 1 ошибкой;

низкий уровень - задание выполнено неправильно.

 5 задание:

высокий уровень - задание выполнено без ошибок. В процессе вербального    общения ребенок дает верное объяснение выделения лишнего предмета;

средний уровень - задание выполнено без ошибок, но ребенок не может объяснить самостоятельно, почему он выбрал эту фигуру;

низкий уровень - задание выполнено неправильно.

Диагностика психического развития детей средней группы

Ф.И.  ребенка _________________________________________________________________

Дата рождения _________________ Возраст на момент обследования __________________

Дата обследования ______________ Детский сад № ____________ Группа________________

 1. Опусти фигурки в формочку.



2. Соедини половинки предметов.



3. Обведи те предметы, которые изображены на картинке.



4. Обведи похожие на образец фигуры.



5. Кто где живет.



Образец на определение уровня развития зрительной памяти



Результаты диагностики психоэмоционального развития

Средняя группа_______________               Дата_____________

        

Ф.И. ребёнка______________________________________________________

Дата рождения_______________________