Файл: Содержание Введение Глава Генерация кода. Методы генерации кода.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Некоторые компиляторы, незначительно оптимизирующие результирующий код, генерируют объектный код по мере разбора исходной программы. В этом случае применяется схема СУ-компиляции, когда фазы синтаксического разбора, семантического анализа, подготовки и генерации объектного кода совмещены в одном проходе компилятора. Тогда внутреннее представление программы существует только условно в виде последовательности шагов алгоритма разбора. В любом случае компилятор всегда будет работать с представлением программы в форме машинных команд — иначе он не сможет построить результирующую программу.
Далее все перечисленные формы представления рассматриваются более подробно.
Синтаксические деревья
Синтаксические деревья уже были рассмотрены выше. Это структура, представляющая собой результат работы синтаксического анализатора. Она отражает синтаксис конструкций входного языка и явно содержит в себе полную взаимосвязь операций. Очевидно также, что синтаксические деревья — это машинно-независимая форма внутреннего представления программы.
Недостаток синтаксических деревьев заключается в том, что они представляют собой сложные связные структуры, а потому не могут быть тривиальным образом преобразованы в линейную последовательность команд результирующей программы. Тем не менее они удобны при работе с внутренним представлением программы на тех этапах, когда нет необходимости непосредственно обращаться к командам результирующей программы.
Синтаксические деревья могут быть преобразованы в другие формы внутреннего представления программы, представляющие собой линейные списки, с учетом семантики входного языка. Алгоритмы такого рода преобразований рассмотрены далее. Эти преобразования выполняются на основе принципов СУ-компиляции.
Многоадресный код с явно именуемым результатом (тетрады)
Тетрады представляют собой запись операций в форме из четырех составляющих: операция, два операнда и результат операции. Например, тетраэдры могут выглядеть так: <операция>(<операнд1>,<операнд2>,<результат>).
Тетрады представляют собой линейную последовательность команд. При вычислении выражения, записанного в форме тетрад, они вычисляются одна за другой последовательно. Каждая тетрада в последовательности вычисляется так: операция, заданная тетрадой, выполняется над операндами и результат ее выполнения помещается в переменную, заданную результатом тетрады. Если какой-то из операндов (или оба операнда) в тетраде отсутствует (например, если тетрада представляет собой унарную операцию), то он может быть опущен или заменен пустым операндом (в зависимости от принятой формы записи и ее реализации).
Результат вычисления тетрады никогда опущен быть не может, иначе тетрад полностью теряет смысл. Порядок вычисления тетрад может быть изменен, н только если допустить наличие тетрад, целенаправленно изменяющих этот пор; док (например, тетрады, вызывающие переход на несколько шагов вперед ил назад при каком-то условии).
Глава 2.Оптимизация кода.
2.2. Основные методы оптимизации
Как уже говорилось выше, в подавляющем большинстве случаев генерация кода выполняется компилятором не для всей входной программы в целом, а последовательно для отдельных ее конструкций. Полученные для каждой синтаксической конструкции входной программы фрагменты результирующего кода также последовательно объединяются в общий текст результирующей программы. При этом связи между различными фрагментами результирующего кода в полной мере не учитываются.
В свою очередь, для построения результирующего кода различных синтаксических конструкций входного языка используется метод СУ-перевода. Он также объединяет цепочки построенного кода по структуре дерева без учета их взаимосвязей (что видно из примеров, приведенных выше).
Построенный таким образом код результирующей программы может содержать лишние команды и данные. Это снижает эффективность выполнения результирующей программы. В принципе компилятор может завершить на этом гене-рацию кода, поскольку результирующая программа построена и она является эквивалентной по смыслу (семантике) программе на входном языке. Однако эффективность результирующей программы важна для ее разработчика, поэтому большинство современных компиляторов выполняют еще один этап компиляции — оптимизацию результирующей программы (или просто «оптимизацию»), чтобы повысить ее эффективность насколько это возможно. Важно отметить два момента: во-первых, выделение оптимизации в отдельный этап генерации кода — это вынужденный шаг. Компилятор вынужден производить оптимизацию построенного кода, поскольку он не может выполнить семантический анализ всей входной программы в целом, оценить ее смысл и, исходя из него, построить результирующую программу. Оптимизация нужна, поскольку результирующая программа строится не вся сразу, а поэтапно. Во-вторых, оптимизация — это необязательный этап компиляции. Компилятор может вообще не выполнять оптимизацию, и при этом результирующая программа будет правильной, а сам компилятор будет полностью выполнять свои функции. Однако практически все компиляторы так или иначе выполняют оптимизацию, поскольку их разработчики стремятся завоевать хорошие позиции на рынке средств разработки программного обеспечения. Оптимизация, которая существенно влияет на эффективность результирующей программы, является здесь немаловажным фактором.
Теперь дадим определение понятию «оптимизация».
Оптимизация программы — это обработка, связанная с переупорядочиванием и изменением операций в компилируемой программе с целью получения более эффективной результирующей объектной программы. Оптимизация выполняется на этапах подготовки к генерации и непосредственно при генерации объектного кода.
В качестве показателей эффективности результирующей программы можно использовать два критерия: объем памяти, необходимый для выполнения результирующей программы (для хранения всех ее данных и кода), и скорость выполнения (быстродействие) программы. Далеко не всегда удается выполнить оптимизацию так, чтобы удовлетворить обоим этим критериям. Зачастую сокращение необходимого программе объема данных ведет к уменьшению ее быстродействия, и наоборот. Поэтому для оптимизации обычно выбирается либо один из упомянутых критериев, либо некий комплексный критерий, основанный на них. Выбор критерия оптимизации обычно выполняет непосредственно пользователь в настройках компилятора.
Но, даже выбрав критерий оптимизации, в общем случае практически невозможно построить код результирующей программы, который бы являлся самым коротким или самым быстрым кодом, соответствующим входной программе. Дело в том, что нет алгоритмического способа нахождения самой короткой или самой быстрой результирующей программы, эквивалентной заданной исходной программе. Эта задача в принципе неразрешима. Существуют алгоритмы, которые можно ускорять сколь угодно много раз для большого числа возможных входных данных, и при этом для других наборов входных данных они окажутся неоптимальными. К тому же компилятор обладает весьма ограниченными средствами анализа семантики всей входной программы в целом. Все, что можно сделать на этапе оптимизации, — это выполнить над заданной программой последовательность преобразований в надежде сделать ее более эффективной.
Чтобы оценить эффективность результирующей программы, полученной с помощью того или иного компилятора, часто прибегают к сравнению ее с эквивалентной программой (программой, реализующей тот же алгоритм), полученной из исходной программы, написанной на языке ассемблера. Лучшие оптимизирующие компиляторы могут получать результирующие объектные программы из сложных исходных программ, написанных на языках высокого уровня, почти не уступающие по качеству программам на языке ассемблера. Обычно соотношение эффективности программ, построенных с помощью компиляторов с языков высокого уровня, к эффективности программ, построенных с помощью ассемблера, составляет 1,1-1,3. То есть объектная программа, построенная с помощью компилятора с языка высокого уровня, обычно содержит на 10-30 % больше команд, чем эквивалентная ей объектная программа, построенная с помощью ассемблера, а также выполняется на 10-30
% медленнее1.
Это очень неплохие результаты, достигнутые компиляторами с языков высокого уровня, если сравнить трудозатраты на разработку программ на языке ассемблера и языке высокого уровня. Далеко не каждую программу можно реализовать на языке ассемблера в приемлемые сроки (а значит, и выполнить напрямую приведенное выше сравнение можно только для узкого круга программ).
Оптимизацию можно выполнять на любой стадии генерации кода, начиная от завершения синтаксического разбора и вплоть до последнего этапа, когда порождается код результирующей программы. Если компилятор использует несколько различных форм внутреннего представления программы, то каждая из них может быть подвергнута оптимизации, причем различные формы внутреннего представления ориентированы на различные методы оптимизации [6, т. 2, 74, 82]. Таким образом, оптимизация в компиляторе может выполняться несколько раз на этапе генерации кода.
Принципиально различаются два основных вида оптимизирующих преобразований:
-
преобразования исходной программы (в форме ее внутреннего представления в компиляторе), не зависящие от результирующего объектного языка;
-
преобразования результирующей объектной программы.
Первый вид преобразований не зависит от архитектуры целевой вычислительной системы, на которой будет выполняться результирующая программа. Обычно он основан на выполнении хорошо известных и обоснованных математических и логических преобразований, производимых над внутренним представлением программы (некоторые из них будут рассмотрены ниже).
Второй вид преобразований может зависеть не только от свойств объектного языка (что очевидно), но и от архитектуры вычислительной системы, на которой будет выполняться результирующая программа. Так, например, при оптимизации может учитываться объем кэш-памяти и методы организации конвейерных операций центрального процессора. В большинстве случаев эти преобразования сильно зависят от реализации компилятора и являются «ноу-хау» производителей компилятора. Именно этот тип оптимизирующих преобразований позволяет существенно повысить эффективность результирующего кода. Используемые методы оптимизации ни при каких условиях не должны приводить к изменению «смысла» исходной программы (то есть к таким ситуациям, когда результат выполнения программы изменяется после ее оптимизации). Для преобразований первого вида проблем обычно не возникает. Преобразования второго вида могут вызывать сложности, поскольку не все методы оптимизации,
используемые создателями компиляторов, могут быть теоретически обоснованы и доказаны для всех возможных видов исходных программ. Именно эти преобразования могут повлиять на «смысл» исходной программы. Поэтому большинство компиляторов предусматривает возможность отключать те или иные из возможных методов оптимизации.
Нередко оптимизация ведет к тому, что смысл программы оказывается не совсем таким, каким его ожидал увидеть разработчик программы, но не по причине наличия ошибки в оптимизирующей части компилятора, а потому, что пользователь не принимал во внимание некоторые аспекты программы, связанные с оптимизацией. Например, компилятор может исключить из программы вызов некоторой функции с заранее известным результатом, но если эта функция имела «побочный эффект» — изменяла некоторые значения в глобальной памяти, — смысл программы может измениться. Чаще всего это говорит о плохом стиле программирования исходной программы. Такие ошибки трудноуловимы, для их нахождения следует обратить внимание на предупреждения разработчику программы, выдаваемые семантическим анализом, или отключить оптимизацию. Применение оптимизации также нецелесообразно в процессе отладки исходной программы.
У современных компиляторов существуют возможности выбора не только общего критерия оптимизации, но и отдельных методов, которые будут использоваться при выполнении оптимизации.
Методы преобразования программы зависят от типов синтаксических конструкций исходного языка. Теоретически разработаны методы оптимизации для многих типовых конструкций языков программирования.
Оптимизация может выполняться для следующих типовых синтаксических конструкций:
-
линейных участков программы; -
логических выражений; -
циклов; -
вызовов процедур и функций; -
других конструкций входного языка.
Во всех случаях могут использоваться как машинно-зависимые, так и машинно-независимые методы оптимизации.
Далее будут рассмотрены только некоторые машинно-независимые методы оптимизации, касающиеся в первую очередь линейных участков программы. Перечень их здесь далеко не полный. С остальными машинно-независимыми методами можно более подробно ознакомиться в [6, т. 2]. Что касается машинно-зависимых методов, то они, как правило, редко упоминаются в литературе. Некоторые из них рассматриваются в технических описаниях компиляторов. Здесь эти методы будут рассмотрены только в самом общем виде.