Файл: Задание 1 Составьте блоксхему программы коррекции (тема на выбор).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 1
Составьте блок-схему программы коррекции (тема на выбор):

1.    Эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

2.    Агрессивности детей с задержкой психического развития

3.     Познавательной сферы детей с задержкой психического развития

4.    Познавательной сферы детей с умственной отсталостью

5.    Поведенческой сферы детей с умственной отсталостью

6.    Эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью

Блок-схема психокоррекционной программы должна включать в себя четыре основных блока:

¾  Диагностический

¾  Установочный

¾   Коррекционный

¾  Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Необходимо сформулировать общую цель и задачи коррекционной программы по выбранной теме. Кроме того, каждый блок должен включать в себя цель и методы с указанием наименований конкретных техник и методик. Краткое содержание выбранных техник и методик необходимо описать в приложении к блок-схеме программы.

Общий объем выполненного задания (вместе с приложением) не должен превышать 5 печатных листов.
Блок-схема программы коррекции познавательной сферы детей с ЗПР
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психологическом развитии, общении. ­­­­Эти особенности не позволяют полноценно развиваться, овладевать знаниями, приобретать нужные умения и навыки. При ЗПР замедляется не только развитие речи, но и познавательная деятельность

ЦЕЛЬ: развитие познавательной сферы детей с ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие и речь.

ЗАДАЧИ: развитие речи, накопление словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи; развитие познавательных процессов, личностных качеств, эмоционально-волевых особенностей, способствующих нормальному протеканию процесса воспитания и обучения; развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для взаимодействия с социумом.

Диагностический блок направлен на определение уровня развития познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.


Установочный блок направлен на побуждение ребенка к взаимодействию, снятию тревожности, повышению уверенности в себе.

Коррекционный блок направлен на развитие и коррекцию психических процессов и функций.
Диагностический блок
ЦЕЛЬ: выявление уровня развития познавательных процессов и речи

Восприятие – умение называть и различать свойства предметов;

Внимание – степень концентрации, объем и работоспособность;

Память – уровень зрительной, слуховой, наглядно-образной памяти;

Мышление – умение восстанавливать последовательность событий, способности исключать и обобщать, понимания логических связей

МЕТОДИКА: (описание в приложении 1)

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

3. «4 лишний» (исследование мышления)

4.«Простые аналогии» (исследование мышления)

5. «Кто спрятался» (исследование внимания)

6. «Сравни картинки» 5-6 различий (исследование внимания)
Установочный блок
ЦЕЛЬ: Установление контакта, доверительных отношений, снятие тревожности, повышение уверенности в себе. Работа с родителями, направленная на изменение воспитательной работы, разъяснение родителям содержания этой работы и возможностей в зависимости от тяжести заболевая ребенка.
МЕТОДИКА (описание в приложении 2):
- Анкетирование (уточнение проблемы)

- Выявление запросов родителей

- Составление рекомендаций

- Психологическая помощь в решении проблемы

- Создание условий, помогающих родителям решить их проблемы

Коррекционный блок
Осуществляется с учетом психологических особенностей детей. При работе учитываются высокая утомляемость и низкая работоспособность, уровень запоминания, мышления, внимания и незрелость эмоционально-волевой сферы.

ЦЕЛЬ: повышение познавательного процесса, формирование произвольных форм поведения, развитее и коррекция памяти, зрительно-моторной координации, устойчивости и внимания, развитие речи, мелкой моторики.
МЕТОДИКА:
Развитие мышления – способность анализировать, умение выделять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения: «Исключи все лишнее», «Сходство и различие», «Продолжи закономерность», «Подбор по аналогии».
Развитие внимания – устойчивость, переключения на другой вид деятельности.

Упражнения: «Составление узоров из карточек по образцу», «Запутанные дорожки», «Внимательный художник», «Что изменилось», «Найди отличия».


Развитие восприятия и воображения – пространственной ориентировки, навыков воображения.

Упражнения: «Наложенные рисунки», «Нахождение загаданной фигуры из предложенных изображений», «Дорисовать фигуру».
Развитие памяти- устойчивость и объем.

Упражнения: «Запомни фигуры», «Вспомни пару», «Запомни нужные слова».
Развитие личностно-мотивационной сферы – формирование учебной мотивации, развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения: рисунки «Моя проблема», ролевые игры, упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувства ответственности за принятые решения.

Блок оценки эффективности коррекционного воздействия
ЦЕЛЬ: выявление изменений развития психических процессов и состояний, поведения и самосознания.

Эффективность коррекционного воздействия может быть выявлена из: наблюдения за ребенком, отчетов родителей и воспитателей, диагностики ребенка с помощью тестов и методик.



Ожидаемые результаты
Мышление- развитие процессов мышления, умение обобщать, проводить аналоги.

Внимание- развитие свойств внимания.

Память- повышение эффективности запоминания, увеличение объема кратковременной памяти.

Восприятие и воображение – развитие навыков воображения, фантазии.

Личностно-эмоциональная сфера – развитие навыков самоорганизации, самоконтроля, повышение мотивации к учебе.

Приложение 1
1. Методика «10 слов».

Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется несколько раз. Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.

Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

 3. Методика «Разрезные картинки».

Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей, и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

5. Методика «4 лишний».

Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

7. Методика «Простые аналогии».

Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений. Ребенок изучает пару слов, озвученную педагогом, уста­навливая между ними логическую связь, а затем по аналогии подбирает пару к предложенному слову. (например: ложка – суп, вилка - …


8. Методика «таблицы Шульте».

Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.

 9. Методика «Пикторамма».

Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, он должен по зарисовкам воспроизвести каждое слово.


Приложения 2
Памятка родителям

1.   ЗПР не является приговором, это заболевание, поддающееся полной или частичной коррекции.

2.   По статистике, снять диагноз ЗПР школьнику можно к 10 годам.

3.   Для постановки диагноза нужно собрать ПМПК.

4.   Без решения комиссии ребенка не имеют права переводить на индивидуальное обучение, в специализированный класс или на обучение в интернат.

5.   За родителями остается право отказа от прохождения ПМПК.

6.   Диагноз комиссии оглашается без присутствия ребенка!!!

7.   Для постановки диагноза учитывается комплекс симптомов, а не только неврологические показатели.

Что нужно сделать, чтобы снять с ребенка диагноз ЗПР?

  1.   посещение коррекционных учреждений (кабинеты психолого-педагогической коррекции);

  2. занятия со специалистами: психологами, логопедами, дефектологами и т.д.;

  3. применение дидактических игр на развитие умений и навыков ребенка;

Какую помощь могут оказать родители своему ребенку дома?

Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного.

2. Не предъявлять завышенные требования к ребенку.

3. Внимательно относится к организации труда и отдыха ребенка.

4. Позаботиться о том, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности.

Упражнения в домашних условиях:

Лепка из глины и пластилина. Развивает мелкую моторику рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины, но и из теста, песка или снега зимой.

Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.


Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

Для развития памяти. Положите несколько предметов, пусть малыш посмотрит на них, назовет их. Теперь убираем один, смотрим, чего нет, что изменилось.

Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития. Заполняйте все графы таблицы тезисно, отображая только ключевые моменты, характеризующие тот или иной критерий сравнения.




Критерий

Умственная отсталость

Задержка психического развития

1

Причины

 Наследственность, тяжелая беременность, органическое поражение коры головного мозга

 Родовая травма, асфиксия, инфекция, недоношенность, патологии беременности


2

Восприятие и ощущения

 Нарушена избирательность, восприятие искажено или не сформировано, часто путают буквы и цифры, позже начинают различать цвета, трудность в различии оттенков, трудности в восприятии пространства и времени, не ориентируются в пространстве без взрослого

Замедлен процесс переработки информации, сложные задания заменяются легкими, отсутствует целенаправленность, планомерность, нарушено восприятие предметности и структурности, нарушена ориентировка в пространстве

3

Внимание

 Слабость произвольного внимания выражается в: малой устойчивости, трудностях распределения, медленном переключении, отсутствии концентрации

 Неустойчивое внимание, снижены концентрация и объем, повышенная отвлекаемость, трудности в переключении с одного вида деятельности на другой

4

Память

 Преобладает зрительная память, с трудом осознаются и запоминаются логические связи, свойственна забывчивость

 Лучше запоминают что-то яркое, интересное, наглядное, ограничен объем запоминания

5

Мышление

 Снижена активность мыслительных процессов, ведущим остается наглядно-образное, наглядно-действенное мышление, отсутствует самостоятельная оценка своей работы

 Выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к норме развивается наглядно-действенное

6

Речь

Сильные дефекты речи, плохо усваивают значения слов, не развит фонематический слух, беден словарный запас, трудности в формировании мысли, не понимают смысла прочитанного и не могут пересказывать

 Нет грубых нарушений речи, фонематический слух поддается коррекции, Словарный запас больше, понимают смысл рассказа при повторном прочитывании, могут передать содержание сказки

7

Эмоционально-волевая сфера

 Плохо развита эмоциональная сфера, а игровая форма только отвлекает от выполнения задания и достижения цели. Настроение неустойчиво, поведение непоследовательное, не умеет сдерживать гнев и агрессию

Яркость эмоций позволяет длительное время выполнять задание, а игровая форма повышает продуктивность. Страдает сфера социальных эмоций (не готовы к теплым отношениям со сверстниками и близкими взрослыми)

8

Мотивационно-потребностная сфера

 Развивается крайне медленно, слабая выраженность и кратковременность побуждений к деятельности

 Преобладают игровые мотивы, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов

9

Особенности личности

Завешенная самооценка, не проявляет интерес к окружающему миру, действует шаблонно, нет тяги к новым знаниям, не принимает помощи взрослых.

 Несоответствие психического развития его возрасту, низкая самооценка и обучаемость, но к учебе проявляет интерес. Большой потенциал в дальнейшем развитии.