Файл: 1. Программирование (интеллектуальноразвивающее направление).odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы Inkscape и Open Office.org Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Лицензионные программы более известны и популярны вследствие своей «раскрученности», но, по словам Д.А. Медведева: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой». Поэтому до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Такой операционной системой стала Linux. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа. В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.

Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 13-15 лет. С базовыми навыками работы с компьютером.
Требования к планируемым результатам
Основной целью изучения программы "Компьютерная графика" является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений; профориентация учащихся.

Задачи программы:


Образовательные:

Учащиеся должны знать:

  • Особенности, достоинства и недостатки растровой графики;

  • Особенности, достоинства и недостатки векторной графики;

  • Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели;

  • Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере;

  • Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов;

  • Методы сжатия графических файлов;

  • Проблемы преобразования графических файлов;

  • Назначение и функции различных графических программ;

Учащиеся должны уметь:

  • Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

  • Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:

    • Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);

    • Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.);

    • Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях;

    • Создавать заливки из нескольких цветовых переходов;

    • Работать с контурами объектов;

    • Создавать рисунки из кривых;

    • Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения;

    • Получать объемные изображения;

    • Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.);

    • Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;

  • Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:

    • Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.);

    • Перемещать, дублировать, вращать выделенные области;

    • Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;

    • Сохранять выделенные области для последующего использования;

    • Монтировать фотографии (создавать многослойные документы)

    • Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии;

    • Применять к тексту различные эффекты;

    • Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий;

    • Ретушировать фотографии;

    • Выполнять обмен файлами между графическими программами;

  • Создавать анимированные картинки с помощью Gimp;

  • Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;

  • Выполнять обмен графическими данными между различными программами


Развивающие:

  • Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ

  • Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда;

  • Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

  • Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью;

  • Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки;

  • Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач

  • Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда


Место учебного курса в учебном плане

На изучение курса в основной школе отводится 34 часа (1 ч ас в неделю).
Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса «Компьютерная графика»


  • работа в группе, паре;

  • индивидуальная работа;

  • фронтальная работа;

  • проект;

  • практическая работа.

  • тестирование.



Календарно-тематическое планирование




п/п

Тема занятия

Описание видов деятельности

Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений.

1.

Основные виды графики. Цвет в компьютерной графике.

Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ. Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).

2.

Векторные и растровые форматы. Тестирование «Введение в компьютерную графику»

Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой. Кодирование цвета в различных графических программах.

Растровый графический редактор Gimp

3.

Знакомство с редактором. Gimp. Тип лицензии. История создания и назначение редактора. Окна и панели инструментов редактора.

Знакомство с редактором. Gimp. Тип лицензии. История создания и назначение редактора.

4.

Инструменты цвета.

Окна и панели инструментов редактора.

Практическая работа «Основы работы с объектами».

5.

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения.

Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения.

6.

Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.


7.

Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста.

Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста.

Практическая работа «Создание простейших рисунков»

8.

Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов.

9.

Инструменты Штамп. Штамп с перспективой.

Инструменты Штамп. Штамп с перспективой. Выделение переднего плана.

Практическая работа «Создание текстовой рекламы»

10.

Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры.

Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры.

11.

Выделение произвольных областей

Выделение произвольных областей/

Практическая работа «Редактирование изображений»

12.

Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.

Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения.

Практическая работа «Самолет в полете».

13.

Практическая работа «Работа со слоями в Gimp. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из разных изображений»




Практическая работа «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя»

14.

Рисование геометрических фигур. Рисование объемных фигур.

Рисование геометрических фигур Рисование объемных фигур.

15.

Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.

Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры.

16.

Создание и оптимизация изображений для Web-страниц. Создание анимационного текста. Анимация изображений

Создание и оптимизация изображений для Web-страниц. Создание анимационного текста. Анимация изображений.

17.

Практическая работа «Анимация созревания земляники»




Проект: «Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала»

18.

«Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой. Защита проекта.




Тестирование по теме.

Векторный графический редактор Inkscape

19.

Векторный графический редактор Inkscape

Знакомство с векторным графическим редактором Inkscape. Интерфейс.

Практическая работа «Знакомство с интерфейсом»




20.

Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.

Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль.

Практическая работа «Основы работы с объектами»




21.

Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки

Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки

Практическая работа «Создание простейших рисунков из примитивов»




22.

Практическая работа «Создать иллюстрацию «Закат солнца»




Практическая работа «Работа с контурами»




23.

Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура).

Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура).


24.

Особенности рисования кривых

Особенности рисования кривых

25.

Редактирование кривых

Редактирование кривых.

26.

Практическая работа «Рисование нитью»




27.

Изменение порядка расположения объектов

Изменение порядка расположения объектов.

28.

Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга.

Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга.

29.

Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами

Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами

30.

Практическая работа «Орнамент»




31.

Практическая работа «Нарды»




32.

Практическая работа «Торт»




33.

Практическая работа «Создание текстового объекта Кернинг»




34.

Творческая практическая работа «Календарь», «Рекламный плакат» и др.