Файл: 1. Программирование (интеллектуальноразвивающее направление).odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При отсутствии в образовательном учреждении лицензионного ПО для работы с графикой (Photoshop, Corel Draw) для создания векторных иллюстраций можно использовать программы Inkscape и Open Office.org Draw, а для создания, редактирования и монтажа растровых изображений – Gimp, которые относятся к свободно распространяемому ПО. Все эти программы позволяют начинающим и профессиональным художникам создавать иллюстрации разной степени сложности. Лицензионные программы более известны и популярны вследствие своей «раскрученности», но, по словам Д.А. Медведева: «Если Россия не будет независимой в области программного обеспечения, то все сферы, в которых мы хотим быть независимыми и конкурентоспособными, окажутся под угрозой». Поэтому до 2010 г. в России должна быть создана собственная операционная система с открытым кодом и полный комплект приложений для обеспечения эффективной работы государственных органов и бюджетных организаций. Такой операционной системой стала Linux. В рамках реализации проекта «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного базового пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» школы получили стандартный базовый пакет свободного программного обеспечения. В состав комплекта вошла и ОС Линукс. В Школьном Линукс есть все для работы с графическими файлами практически любого типа. В состав дистрибутива Альт-Линукс входят две программы, которые могут быть использованы для изучения основ работы с растровой и векторной графикой: Gimp и Inkscape, а в офисном пакете присутствует векторный графический редактор Open Office.org Draw. Кроме того, свободно распространяемые графические программы являются кроссплатформенными, т.е. могут работать как под управлением операционной системы Линукс, так и под управлением операционной системы Windows.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся 13-15 лет. С базовыми навыками работы с компьютером.
Требования к планируемым результатам
Основной целью изучения программы "Компьютерная графика" является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений; профориентация учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
Учащиеся должны знать:
-
Особенности, достоинства и недостатки растровой графики; -
Особенности, достоинства и недостатки векторной графики; -
Методы описания цветов в компьютерной графике – цветовые модели; -
Способы получения цветовых оттенков на экране монитора и принтере; -
Способы хранения изображений в файлах растрового и векторного форматов; -
Методы сжатия графических файлов; -
Проблемы преобразования графических файлов; -
Назначение и функции различных графических программ;
Учащиеся должны уметь:
-
Различать форматы графических файлов и понимать целесообразность их использования при работе с различными графическими программами; -
Создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ (Inkscape, Open Office.org Draw), а именно:-
Создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.); -
Выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение и т.д.); -
Формировать собственные цветные оттенки в различных цветовых моделях; -
Создавать заливки из нескольких цветовых переходов; -
Работать с контурами объектов; -
Создавать рисунки из кривых; -
Создавать иллюстрации с использованием метода упорядочивания и объединения объектов, а также операции вычитания и пересечения; -
Получать объемные изображения; -
Применять различные графические эффекты (объем, перетекание, фигурная подрезка и т.д.); -
Создавать надписи, заголовки, размещать текст вдоль траектории;
-
-
Обрабатывать графическую информацию с помощью растровых программ (Gimp), а именно:-
Выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов (Область, Лассо, Волшебная палочка и др.); -
Перемещать, дублировать, вращать выделенные области; -
Редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления; -
Сохранять выделенные области для последующего использования; -
Монтировать фотографии (создавать многослойные документы) -
Раскрашивать черно-белые эскизы и фотографии; -
Применять к тексту различные эффекты; -
Выполнять цветовую и тоновую коррекцию фотографий; -
Ретушировать фотографии; -
Выполнять обмен файлами между графическими программами;
-
-
Создавать анимированные картинки с помощью Gimp; -
Создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ; -
Выполнять обмен графическими данными между различными программами
Развивающие:
-
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ -
Развивать алгоритмическое мышление, способности к формализации
Воспитывающие:
-
Воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда; -
Формировать установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией -
Воспитывать стремление к самоутверждению через освоение компьютера и созидательную деятельность с его помощью; -
Воспитывать личную ответственность за результаты своей работы на компьютере, за возможные свои ошибки; -
Воспитывать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач -
Воспитывать скромность, заботу о пользователе продуктов своего труда
Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса в основной школе отводится 34 часа (1 ч ас в неделю).
Формы организации внеурочной деятельности на занятиях курса «Компьютерная графика»
-
работа в группе, паре; -
индивидуальная работа; -
фронтальная работа; -
проект; -
практическая работа. -
тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Описание видов деятельности |
Введение в компьютерную графику. Методы представления графических изображений. | ||
1. | Основные виды графики. Цвет в компьютерной графике. | Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Векторная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение растровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ. Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Взаимосвязь цветовых моделей RGB и CMYK. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость). |
2. | Векторные и растровые форматы. Тестирование «Введение в компьютерную графику» | Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Преобразование файлов из одного формата в другой. Кодирование цвета в различных графических программах. |
Растровый графический редактор Gimp | ||
3. | Знакомство с редактором. Gimp. Тип лицензии. История создания и назначение редактора. Окна и панели инструментов редактора. | Знакомство с редактором. Gimp. Тип лицензии. История создания и назначение редактора. |
4. | Инструменты цвета. | Окна и панели инструментов редактора. |
Практическая работа «Основы работы с объектами». | ||
5. | Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения. | Инструменты рисования: карандаш, кисть, ластик, аэрограф, перо, размывание, резкость, осветление, затемнение. Клонирование изображения. |
6. | Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. | Заливка. Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. |
7. | Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. | Вставка текста. Параметры текста. Форматирование текста. |
Практическая работа «Создание простейших рисунков» | ||
8. | Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. | Диалоги: навигация, история отмен, выбор цвета, кистей, текстуры, градиента, палитры, выбора шрифтов. |
9. | Инструменты Штамп. Штамп с перспективой. | Инструменты Штамп. Штамп с перспективой. Выделение переднего плана. |
Практическая работа «Создание текстовой рекламы» | ||
10. | Выделение переднего плана. Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. | Выделение объекта: Умные ножницы. Контуры. |
11. | Выделение произвольных областей | Выделение произвольных областей/ |
Практическая работа «Редактирование изображений» | ||
12. | Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. | Слои. Атрибуты слоя. Перемещение, удаление слоя. Совмещение нескольких изображений. Эффект движения. |
Практическая работа «Самолет в полете». | ||
13. | Практическая работа «Работа со слоями в Gimp. Коллаж «Ремонт». Комбинирование рисунков из разных изображений» | |
Практическая работа «Эффект тени», «Чашка на дисководе - маска слоя» | ||
14. | Рисование геометрических фигур. Рисование объемных фигур. | Рисование геометрических фигур Рисование объемных фигур. |
15. | Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры. | Сканирование изображений. Характеристики сканеров. Коррекция и сохранение изображения. Формат изображений. Фильтры. |
16. | Создание и оптимизация изображений для Web-страниц. Создание анимационного текста. Анимация изображений | Создание и оптимизация изображений для Web-страниц. Создание анимационного текста. Анимация изображений. |
17. | Практическая работа «Анимация созревания земляники» | |
Проект: «Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» | ||
18. | «Как из летнего пейзажа сделать осенний?», «Перекрась машину», Грамота «Принцесса (принц) бала» или свой. Защита проекта. | |
Тестирование по теме. | ||
Векторный графический редактор Inkscape | ||
19. | Векторный графический редактор Inkscape | Знакомство с векторным графическим редактором Inkscape. Интерфейс. |
Практическая работа «Знакомство с интерфейсом» | | |
20. | Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль. | Создание фигур. Инструменты рисования: Звезды Прямоугольник, Эллипс, Многоугольники, Спираль. |
Практическая работа «Основы работы с объектами» | | |
21. | Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки | Однородные (плоский цвет) и градиентные заливки |
Практическая работа «Создание простейших рисунков из примитивов» | | |
22. | Практическая работа «Создать иллюстрацию «Закат солнца» | |
Практическая работа «Работа с контурами» | | |
23. | Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). | Изменение цвета, толщины, стиля штриха (контура). |
24. | Особенности рисования кривых | Особенности рисования кривых |
25. | Редактирование кривых | Редактирование кривых. |
26. | Практическая работа «Рисование нитью» | |
27. | Изменение порядка расположения объектов | Изменение порядка расположения объектов. |
28. | Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. | Выравнивание объектов на рабочем листе и относительно друг друга. |
29. | Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами | Методы объединения объектов: группирование, объединение, логические операции над объектами |
30. | Практическая работа «Орнамент» | |
31. | Практическая работа «Нарды» | |
32. | Практическая работа «Торт» | |
33. | Практическая работа «Создание текстового объекта Кернинг» | |
34. | Творческая практическая работа «Календарь», «Рекламный плакат» и др. | |