Файл: Россия в ст. 7 Конституции рф провозглашает себя социальным государством.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Судебная коллегия не согласилась с таким выводом, основанным на неправильном применении норм материального права.

В соответствии с п.1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго, третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 года.

Согласно п.1 ст.4 Закона № 256-ФЗ в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

В силу п.п.8 п.2 ст.4 Закона № 256-ФЗ в регистре должна содержаться информация (сведения) о детях (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство).

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006г. № 873, утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствии с пунктом 5 Правил, заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), в том числе документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Пункт 14 Правил регламентирует, что в заявлении необходимо указать реквизиты свидетельства о рождении детей. Данная норма соответствует аналогичному правилу о необходимости указания реквизитов свидетельства о рождении детей при включении лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в федеральный регистр (п.п.8 п.2 ст.4 Закона).

В силу ст.47 ГК РФ рождение, как акт гражданского состояния подлежит государственной регистрации, Правила регистрации определяются Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Статья 3 Закона № 143-ФЗ закрепляет, что акты гражданского состояния — это действие граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Согласно ст.8 указанного закона, свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Статья 14 указывает, что основанием государственной регистрации рождения является документ о рождении.


Статьей 20 Закона № 143-ФЗ закреплено, что в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни (справка о рождении формы № 26).

В соответствии с приведенной нормой Закона № 143-ФЗ и в связи со смертью ребенка заявительницы на шестые сутки после рождения, свидетельство о рождении её ребенка не выдавалось. По этой причине, требуемые Законом № 256-ФЗ сведения не могут быть указаны в регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно п.п.1 п.6 ст.5 ФЗ № 256 от 29.12.2006 г. основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата является, в том числе, и отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Как следует из смысла и основных понятий, используемых в ФЗ № 256-ФЗ, для получения сертификата, на материнский (семейный) капитал недостаточно только факта рождения второго и последующего ребенка, но необходимо именно наличие двух и более детей в семье для получения мер государственной поддержки.

Из преамбулы ФЗ № 256 следует, что данный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Из названия закона и его цели, закрепленной в преамбуле, дополнительные, уже закрепленные в законодательстве РФ меры государственной поддержки семей, предоставляются семьям, имеющим детей.

Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что в связи со смертью первого ребенка, на момент рождения второго, у А. не возникло права на дополнительные меры государственной поддержки в рамках ФЗ № 256.

Поскольку обстоятельства дела установлены правильно, однако судом допущена ошибка в толковании норм материального права, существенно повлиявшая на исход дела, судебная коллегия вынесла новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции об отказе в удовлетворении требований.

Выводы и предложения.

Проведенный анализ практики рассмотрения пенсионных дел позволяет сделать следующие выводы:

- при рассмотрении указанной категории споров в целом судьями соблюдаются нормы материального и процессуального права, о чем свидетельствует относительно низкий уровень отмены решений при этом, во всех случаях причиной отмены решений вышестоящим судом явилось неправильное применение судом первой инстанции норм материального права;



- в большинстве случаев решения, постановленные судьями, были направлены на удовлетворение заявленных исковых требований (удовлетворены полностью — по 649 делам, частично – по 102 делам, отказано – по 44 делам, что свидетельствует о достижении целей правосудия – в данном случае обеспечение судебной защиты пенсионных прав граждан.

По результатам проведенного обобщения предлагается:

- результаты обобщения довести до сведения судей и помощников судей;

регулярно изучать с судьями и помощниками судей изменения, вносимые в законодательство, а также судебную практику Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам пенсионного обеспечения по материалам БВС РФ и справочных информационных систем, а также обзоры судебной практики, направляемые Ставропольским краевым судом.

Заключение
В целом механизм защиты нарушенных социальных прав в Российской Федерации неэффективен: с одной стороны, отсутствуют правовые нормы, которые были бы правовым основанием для привлечения к юридической ответственности, с другой - существующие нормы зачастую юридически и технически несовершенны, что затрудняет их применение на практике.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения должна выполнять очень важную функцию - гарантировать реализацию социальных прав граждан, закрепленных в Конституции РФ. Условно юридическую ответственность в праве социального обеспечения можно назвать ответственностью в сфере социальных прав граждан и определить как фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией правовой нормы, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения.

На сегодняшний день законодательство РФ практически не содержит норм о юридической ответственности обязанных органов за нарушения социальных прав граждан, что создает атмосферу безнаказанности и почву для правонарушений с их стороны. Можно придти к выводу о необходимости принятия соответствующих правовых норм. Они могут быть приняты в виде единого закона или включены в соответствующие федеральные законы, регулирующие предоставление тех или иных видов благ по системе социального обеспечения.

В предмет права социального обеспечения входят отношения: материальные, процедурные и процессуальные. Каждое из них имеет свое содержание в виде совокупности прав и обязанностей их сторон. В рамках материальных правоотношений реализуются социальные права граждан - они получают пенсии, пособия и другие блага. Поэтому правонарушения в рамках этих правоотношений наиболее опасны и меры юридической ответственность должны быть предусмотрены за малейшее нарушение со стороны обязанных органов. При этом правонарушения в рамках процедурных правоотношений также могут носить существенный характер для получателей благ по системе социального обеспечения. Поэтому юридической
ответственностью должны защищаться не только права, реализуемые сторонами в рамках материальных отношений, но и их права в процедурных отношениях.

Юридическую ответственность должен нести как обязанный орган, так и гражданин, уполномоченный на получение того или иного блага по системе социального обеспечения. При этом особенное внимание законодатель должен уделить именно ответственности обязанного органа перед гражданином, поскольку нарушения со стороны обязанных органов зачастую носят для граждан фатальный характер. Реализуя свои социальные права, гражданин тем самым осуществляет свое право на жизнь, которое безусловно подлежит защите всеми способами, предусмотренными действующим правопорядком России.

Юридическая ответственность в праве социального обеспечения обладает всеми чертами, присущими юридической ответственности в целом. Однако особое взаимное положение сторон правоотношений в праве социального обеспечения, вытекающее из особого метода права социального обеспечения, исключает применение санкций других отраслей права (гражданского, трудового). В правоотношениях в праве социального обеспечения стороны, во-первых, не наделены равенством, но и не подчинены друг другу, во-вторых, их права и обязанности устанавливаются только законом, а не договором, в связи с этим меры гражданско-правовой ответственности и материальная ответственность к сторонам соответствующих правоотношений применяться не могут. В связи с этим необходимо применения своих санкций, закрепленных в источниках права социального обеспечения.

В качестве мер ответственности обязанного органа в законодательстве должны быть закреплены, во-первых, компенсация неполученного блага социального обеспечения, во-вторых, должны начисляться проценты на размер или стоимость того или иного блага, а также компенсация морального вреда. Блага по системе социального обеспечения предоставляются гражданам в различных формах: денежной, "натуральной", а также в виде различных социальных услуг. Если при компенсации денежного блага по системе социального обеспечения и начисления на него процентов практических проблем не возникает, то не так просто обстоит дело с компенсацией благ в натуральной форме или в виде социальных услуг. Здесь компенсация должна исчисляться исходя из рыночных цен, а если гражданин потратил свои средства на приобретение того или иного блага, то исходя из реальных расходов гражданина.


На основании проведенного исследования можно сказать, что, хотя Конституция РФ и провозглашает Россию социальным государством, закрепляет социальные права граждан, тем не менее незащищенность этих прав не позволяет утверждать, что ст.7 Конституции РФ не является пустой декларацией. Тогда когда, размеры благ по системе социального обеспечения достигнут адекватного уровня, когда права граждан на получение этих благ будут защищаться от малейших нарушений со стороны обязанных органов, мы с уверенностью сможем сказать, что Россия подлинно социальным государством.

Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993, с изменениями от 30 декабря 2008 года \\ www.consultant.ru/popular/cons/ http://www.consultant.ru/popular/cons/

2.Кодекс РФ об административных правонарушениях, принят ГД ФС РФ 20.12.2001, с изменениями от 30.12.2001 \\ www.consultant.ru/popular/koap/