Файл: Технология развития критического мышления Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам собирает.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Нет, это животное не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента. Оно повергло в тревогу и растерянность большое число людей. Это животное — ... Впрочем, не будем торопиться — продолжение следует...

Таким образом, прием «Отсроченная догадка» используется на уроке с целью привлечения внимания детей, развития мышления и воображения.

«Театрализация»

Заранее подготовленные учащиеся показывают инсценировку, связанную напрямую с темой урока. Например, в самом начале урока литературного чтения, посвященному русским народным сказкам дети разыгрывают сказку "Репка", сами придумывая слова к ней.

Урок окружающего мира на тему "Разнообразие растений" начинается с инсценирования басни Михалкова "Роза и ромашка"

Урок изобразительного искусства на тему "Портрет" мы начали с пантомимы "Художник и натурщик"

В начале урока математики "Меры веса" разыграли сценку "В магазине

«Да – нет»

Учитель читает утверждения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде: «да» или «нет».

Например, на уроке окружающего мира “Небесные тела” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать вопросы:

Это планета земной группы? - нет;

Это планета – гигант? – да;

Эта планета имеет гигантские кольца? – нет;

Это самая большая планета? – да.

Ребята делают вывод, что это планета Юпитер.

На уроке русского языка, посвященном частям речи, происходит следующий диалог

-Это самостоятельная часть речи?

-Да

-Она обозначает предмет?

- Нет

- Она обозначает действие предмета?

- Нет

- Признак предмета?

- Да

- Это прилагательное

«Проблемный вопрос»

Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.

Например:

- Когда появились первые печатные книги на Руси?

- Каковы отличительные особенности волшебной сказки?

- Что такое олицетворение? эпитет? сравнение? метафора? гипербола?

- Как вы понимаете термин "однородные члены предложения?

- Как образуются слова?

- Как правильно написать безударное окончание в имени прилагательном?

- Как составить узор, симметричный данному?

«Верные-неверные высказывания»

На уроке литературного чтения при изучении темы: «Басни И. А. Крылова»

Басня

Верно

Неверно

Небольшое произведение по размеру







Веселое, смешное произведение







Рассказывает о путешествиях







Бывает в стихах и в прозе







Содержит вывод-мораль басни







Героями являются люди







Героями обычно являются животные







Высмеиваются пороки людей







Волшебные герои и события








2. Осмысление

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», таблица «Плюс – минус - интересно», «Дерево предсказаний», «Круги по воде», «Синквейн», «6 шляп мышления», «Кластеры»

«Инсерт» или «Чтение с пометками» .

При изучении информации, связанной с новыми идеями учитель просит каждого из участников (пару и группу) сделать индивидуальную таблицу пометок (маркировочную).



Для её заполнения вначале учитель попросит учащихся во время чтения делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Важным этапом работы здесь становится обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

«Окружающий мир» по теме «Осень - природа готовится к зиме»



«Дерево предсказаний»

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.



Примеры использования приема на уроках литературного чтения.

Тема: сказка «Лиса и тетерев»

Предположения детей, как может закончиться сказка:

  • Лисица обхитрит тетерева и съесть его

  • Тетерев не послушает лисицу, лисица останется ни с чем

  • Тетерев и лиса станут лучшими друзьями

  • К тетереву прилетят его друзья, и они все вместе прогонят лисицу

  • Тетерев и лиса объединятся и будут вместе пугать других зверей в лесу

Тема: М.Пришвин «Ребята и утята»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • ребята помогут утке с утятами

  • ребята продолжат закидывать шапками утку с утятами

  • ребята унесут утят и утку домой

  • утята и утка сами улетят от ребят

  • ребята возьмут утку с утятами и донесут их до озера

  • утка и утята нападут на ребят


Тема: В.Бианки «Музыкант»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • охотник не убил медведя

  • охотник убил медведя и радовался добычей

  • охотник стал вместе с медведем играть на щепке

  • охотник позвал других охотников, они вместе наблюдали за медведем и удивлялись его игре

  • медведь прогнал охотника

Тема: В.Драгунский «Тайное становится явным»

Предположения детей, как может закончиться рассказ:

  • мальчик сознается в том, что он вылил кашу в окно

  • мальчик не сознается в том, что он вылил кашу в окно

  • мама не простит Дениску, он не поедет в Кремль

  • мама простит Дениску, но поездка в Кремль не состоится

  • мама простит Дениску, и они вместе отправятся в Кремль

«Круги по воде»

Опорное слово - это изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

При изучении темы "Почва"

П - перегной

О - очень нужна

Ч - человек, береги!

В - воздух, вода в ее составе

А - Арктика, Антарктида - ее нет

«Чтение с остановками»

Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, а так же при работе с аудиальными и визуальными пособиями. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.

Урок Литературного чтения тема: «Я и мои друзья»

I. Вызов

А сегодня мы познакомимся с еще одним произведением И. Василенко «Мостик».

- Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе? О чем узнаем, прочитав название? (предположения детей фиксируются на доске)

(раздается текст разделенный на части у каждому ребенку).

II. Осмысление

Чтение первой части.

- Верны ли наши предположения о названии?

- А что произойдет потом?

- Что сказано о мальчиках?

Чтение второй части.


- Верны ли наши предположения?

- Какие чувства вы испытываете по отношению к мальчикам?

- Можем ли мы назвать мальчиков настоящими друзьями? Почему?

- А как вы думаете, что произойдет дальше? Почему?

Чтение третьей части.

- Верны ли были наши предположения о том, как будут развиваться события, действия в дальнейшем?

- Что стали делать ребята? Для чего?

- Чем закончится вся эта история про Гришу и Диму? Почему?

Чтение четвёртой части.

- Верны ли предположения?

- Как вы думаете, помирились ли мальчики? Почему вы так думаете?

- Почему рассказ назван «Мостик»?  (вернемся к первоначальным предположениям детей)

III. Рефлексия

Мы обсудили много рассказов и стихотворений о друзьях, о дружбе. Что ценного вы взяли для себя?

А теперь посмотрите, у вас на столах лежат различные действия и поступки напечатанные на карточках. Давайте  распределим  их в два столбика.

1-й столбик – качества настоящих друзей;

2-й столбик – то, чего настоящие друзья никогда не должны делать.

(У каждого ребенка карточка с действием или поступком. (Прикрепляется на доску.)  у вас есть друзья? Какие  качества вы хотели бы в них видеть?

Метод «6 шляп мышления».

Учитель предлагает при решении творческой задачи выполнять за один раз по одному мыслительному действию. Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.

Белая шляпа: статистическая.

Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.

Красная шляпа: эмоциональная.

Красный цвет - цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий.

Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы?

Черная шляпа: негативная.

Черный цвет - цвет земли, почвы, основы, здравого смысла.

Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл - сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?


Желтая шляпа: позитивная.

Желтый - это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать?

Зеленая шляпа: творческая.

Зеленый цвет - это обновление, рост.

Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.

Синяя шляпа: аналитическая.

Синий цвет - цвет мудрости и знания.

В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги.

Вопросы, которые можно написать на шляпах

БЕЛАЯ ШЛЯПА. Сколько?

КРАСНАЯ ШЛЯПА. Что понравилось?

ЧЕРНАЯ ШЛЯПА. Что не понравилось?

ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА. Что хорошо?

СИНЯЯ ШЛЯПА. Почему?

ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА. Задания.

«Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.

Используйте материал учебника на стр. 84-85.

4 группа. Красная шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?

5 группа. Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

«Кластеры» (грозди).

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Ученики легко используют этот прием. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Этот метод я очень часто использую на уроках окружающего мира.

Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока. Возможно, при изучении нового материала на этапе осмысления составить кластер, после чего объединиться в группы, обсудить и на этапе рефлексии подвести итог по результатам работы.