ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анатомия
Текущий контроль №2
№1
1)
В понятие суточный режим входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. В своей работе Г.Н. Сердюковская отмечает, что рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы законами деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями растущего организма. Суточный режим, определяя и регламентируя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков.
2)
3)
принципы гигиенического суточного режима:
строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания;
деятельность, ее и длительность должна быть посильной и не превышать предел раб клеток коры, а отдых - обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени
4)
утомлением называется состояние, возникающее в результате деятельности ребенка. Оно проявляется чувством усталости, дискоординацией (нарушение оптимальных соотношений физиологических и биохимических функций в структуре функциональных систем) и во многих случаях снижением эффективности работы. У значительной части учащихся отмечается недосыпание. Оно связано с ранним началом занятий в первую смену. При дефиците сна отмечаются резкие колебания вегетативной реактивности, значительно снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.
Одним из важных компонентов в восстановлении является сон - этот отдых, обеспечивает полное функциональное восстановление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток коры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Продолжительность сна у детей школьного возраста меняется с возрастом и составляет:
• в7-10лет-11-10ч;
• в11-14лет-10-9ч;
• в15-17лет-9-8ч.
5)
Переутомление- это кумулированное состояние утомления, признаки которого не ликвидируются ни при ежедневном, ни при еженедельном
отдыхе.
Начальными признаками переутомления считаются изменения в
поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность, нервные тики и др.). Микросимптоматика переутомления характеризуется малой очерченностью, стертостью и большой изменчивостью. При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечнососудистой системы.
Выраженные признаки переутомления:
• резкое и длительное снижение умственной и физической
работоспособности;
• нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха,
истеричность);
• стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегето-
сосудистая дистония);
•снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных
факторов и патогенных микроорганизмов.
Согласно исследованиям признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности.
6)
1.Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом
физиологических принципов изменения работоспособности детей и подростков.
2. Регламентация длительности как каждого урока, так и отдельных видов
учебной деятельности (чтение, письмо, счет, просмотр фильмов и др.).
3.Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов
и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно увеличиваясь,
должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропаузы.
4. Гигиенические требования к ТСО
5. Гигиенические требования к составлению расписания уроков согласно санитарным правилам и нормам «Санитарно- эпидамологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков» Постановление Правительства РК за No1684 от 30 декабря 2011 г. следующие:
1) Чередование разных видов деятельности;
2) Распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.
7).
Всю динамику суточной, недельной и годовой работоспособности (рис.1) учащихся можно разделить на периоды:1) период вырабатывания; 2) период высокой и устойчивой работоспособности; 3) период снижения работоспособности.
Тема №2
-
Основными частями скелета являются скелет туловища, состоящий из позвоночного столба и грудной клетки, скелет верхних и нижних конечностей и скелет головы — череп.
Функции двигательного аппарата
-
опорная — фиксация мышц и внутренних органов; -
защитная — защита жизненно важных органов (головной мозг и спинной мозг, сердце и др.); -
двигательная — обеспечение простых движений, двигательных действий (осанка, локомоции, манипуляции) и двигательной деятельности;
2) В составе скелета взрослого человека около 205—208 костей, из них 32—34 — непарные, остальные — парные. 23 кости образуют череп, 32—34 — позвоночный столб, 25 — ребра и грудину, 64 — скелет верхних конечностей, 62 — скелет нижних конечностей.
3) В организме человека по структуре и функции различают три типа мышц: мышцы скелета, мышцы сердца и гладкие мышцы внутренних органов и сосудов
4) Скелетных мышц у каждого из нас более 600. Мышцы этого типа способны произвольно, по желанию человека, сокращаться и вместе со скелетом образуют опорно двигательную систему. Общая масса этих мышц составляет около 40 % веса тела, а у людей, активно развивающих свои мышцы, может быть ещё больше. С помощью специальных упражнений размер мышечных клеток можно увеличивать до тех пор, пока они не вырастут в массе и объёме и не станут рельефными. Сокращаясь, мышца укорачивается, утолщается и движется относительно соседних мышц. Укорочение мышцы сопровождается сближением её концов и костей, к которым она прикрепляется.
Гладкая мышечная ткань входит в состав клеток , состоящая из характерных мышечных клеток (миоцитов). Короткие веретеновидные клетки гладких мышц образуют пластины. Сокращаются они медленно и ритмично, подчиняясь сигналам вегетативной нервной системы. Медленные и длительные их сокращения происходят непроизвольно, то есть независимо от желания человека.
Тема 3
1)основные задачи физического воспитания:
*обеспечение благоприятно протекающего созревания и функционального совершенствования ведущих систем организма, повышения его биологической надежности;
*своевременное формирование двигательного анализатора и специфическое стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие, координация движений), что обеспечивает высокую работоспособность организма;
*повышение не специфической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствует снижению заболеваемости;
*совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;
*нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития, что оказывает лечебно-оздоровительное влияние;
*формирование мотивации и сознательного отношения к занятиям
физической культурой и спортом;
2) физ воспитание детей и подростков на современном этапе нацеленно на сохранение и укрепление здоровья, закаливание организма и развитие работоспособности организма.
3) Концепция укрепления здоровья средствами физического воспитания
по А.Г.Сухареву предполагает:
- повышение при рациональном физическом воспитании не- специфической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды и снижение заболеваемости;
- стимулирование процесса роста и гармоничное развитие, благоприятно отражающееся на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма, повышении его биологической надежности;
- совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма,
обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
- своевременное формирование двигательного анализатора и развитие резервных возможностей организма, т. е. повышение физической работоспособности;
- нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекцию врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
- повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
4) Средства физического воспитания, как правило, применяются в комплексе, а именно физические упражнения и природные факторы (солнце, воздух, вода).
Природные факторы. Солнце, воздух, вода - важнейшие средства закаливания, укрепления и оздоровления организма ребенка, особенно в раннем возрасте. Воздушные и солнечные ванны, купание, подвижные игры на воздухе, катание на коньках и лыжах, а также другие виды сочетанного воздействия естественных факторов природы с движением оказывают многостороннее влияние на развитие детей и подростков
Физические упражнения - основные и специфические средства физического воспитания. Они оказывают влияние на биологическую природу человека: формируют способность к самоуправлению, укрепляют здоровье, стимулируют развитие физических качеств, совершенствуют психическую деятельность. Физические упражнения требуют осознанных действий и усилий, воспитывают волю, характер.
5) Формы оздоровительных физических упражнений.
В зависимости от основных гигиенических задач все формы оздоровительных физических упражнений можно разделить на три группы:
1.Развивающие (урок физкультуры, тренировка в группе здоровья, самостоятельная тренировка).
Каждое занятие должно строиться с учетом общенедельного комплекса оздоровительных физических упражнений. Вместе с тем независимо от количества и содержания занятий в течении недели на каждом занятии
2.Подготовительно-стимулирующие (утренняя зарядка, зарядка после дневного сна, упражнение перед началом работы).
3.Восстановительные (активный отдых – прогулки, туристические походы на небольшие расстояния, выполнение туристических спортивных нормативов, подвижные игры, физкультпаузы и физкультминутки).
6) систематичность занятий, постепенное увеличение нагрузок и
комплексное использование разнообразных средств и форм физического
воспитания (принцип комплексности). Под комплексностью понимается одновременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.
7) Двигательная активность является важнейшим компонентом образца жизни и поведения школьников, она определяется как социально – экономическими условиями и уровнем культуры общества, так и организацией физического воспитания, а также и индивидуально – типологическими особенностями высшей нервной деятельности, особенностями и возможностями школьников.
Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возростно-половым гигиеническим нормам (гармоническое физическое развитие, повышение функционального состояния ведущих адаптивных систем организма, сохранение и укрепление здоровья).
8) Основные гигиенические принципы оптимизации двигательной активности школьников.