Файл: Курсовая работа Специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальных классах Научный.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Педагогический колледж г. Тамбова»
Допущен (а) к защите
____________________
Ф.И.О. заместителя директора
___________________201_ г.
Клинкова Ирина Михайловна
студентка группы КПН-31
Формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников
Курсовая работа
Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальных классах | Научный руководитель: Педкау Элина Андреевна |
Тамбов
2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Сущность и значение внеклассной работы в начальной школе 4
Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками 6
Содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру с учащимися начальной школы 12
Кружковая деятельность, как организация внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 25
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность экологического образования является важным и нужным компонентом, не каждый учебник окружающего мира уделяет внимание экологическому воспитанию. Поэтому проведение внеклассной работы, которая направлена на формирование взаимосвязи человека с природой и бережного отношения к ней, поможет проще освоить изучаемый материал на уроке младшими школьниками.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как: В.М. Минаевой, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, Т.И. Тарасовой и других.
Актуальность данного вопроса и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников».
Предметом курсовой работы является: экологическое воспитание младших школьников.
Объектом
исследования являются: формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в процессе экологического воспитания младших школьников.
Цель работы: проанализировать организацию экологического образования и воспитания младших школьников в процессе внеклассной работы.
Для решения цели данного исследования поставлены следующие задачи:
-
Выявить сущность и значение внеклассной работы в начальной школе; -
Изучить особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками; -
Охарактеризовать содержание, формы и методы организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе; -
Групповая деятельность как форма организации внеклассной работы по окружающему миру в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяется цель, задачи, объект и предмет. В первой главе говорится о сущности и значении внеклассной работы. Во второй главе отражаются особенности внеклассной работы по окружающему миру. В третьей главе рассматриваются: содержание, методы и формы организации внеклассной работы по окружающему миру. И в четвертой главе говорится о кружке, как форме организации внеклассной работы. В заключении подводятся итоги исследования и формулируются общие выводы. Список литературы составляет 30 наименований.
Сущность и значение внеклассной работы в начальной школе
В сложном и всестороннем процессе повышения результативности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит целостному единству и взаимодействию учебной и внеклассной работы. Практика работы школ убедительно показывает, что лучше результаты воспитания всесторонне развитой личности достигаются при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные мероприятия должны быть связаны между собой, совершенствовать и дополнять друг друга.
В.М. Минаева считает, что внеклассная работа – это форма разнообразной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возникновения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности.1
Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Основная задача внеклассной работы – расширение кругозора школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Отсюда вытекает особая значимость внеклассной работы в развитии индивидуальных творческих способностей учащихся.
Значима роль внеклассной работы в развитии исследовательских умений, в профессиональном становлении школьников. Внеклассная экологическая работа развивает в детях интерес к естественным наукам, позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные школьной программой, воспитывать у детей трудолюбие, настойчивость, формировать бережное и ответственное отношение к природе.
Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательного стандарта образования и учебной программы, но обязательно связано с ними. Это является ее существенным отличием от учебной деятельности ученика, в которой осуществляется его общее развитие.
Внеклассная работа не регламентируется жесткими временными и возрастными рамками. Продолжительность внеклассных занятий определяется в каждом отдельном случае руководителем этого занятия или руководителем учреждения. В группах могут быть объединены и одновозрастные, и разновозрастные дети. Количество детей в группе, содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании определяются в каждом случае индивидуально.
Выделяют три вида внеклассных мероприятий в школе: учебно-воспитательные, спортивно-оздоровительные, досуговые.
Таким образом, внеклассная работа является основным видом деятельности внешкольных учреждений: домов детского творчества, станций юных натуралистов, школ искусств. Внеклассные занятия для детей проводятся и на базе домов и дворцов культуры, музеев, картинных галерей. Внеклассная работа может быть организована и в школе. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.
Особенности организации внеклассной работы по окружающему миру с младшими школьниками
Требования федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования чётко формулируют особенности организации внеклассной работы по окружающему миру.
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; -
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе; -
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу.
В результате изучения окружающего мира ученик должен:
знать/понимать:
-
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); -
государственную символику России; -
государственные праздники; -
правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); -
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; -
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
уметь:
-
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); -
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); -
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; -
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); -
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; -
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; -
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете; -
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения; -
ориентирования на местности с помощью компаса; -
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; -
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения; -
ухода за растениями (животными); -
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
Следовательно, внеклассная работа по окружающему миру должна включать в себя целый комплекс воспитательных направлений:
-
воспитание экологической культуры младших школьников; -
мотивация потребности в охране окружающей среды, развитие навыков личной гигиены и приемов выживания в экстремальных условиях; -
героико-патриотическое и нравственное воспитание младших школьников; -
воспитание толерантного отношения к природе, традициям и обычаям народов нашей страны.
Ведущим видом деятельности во внеклассной работе по окружающему миру будет выступать экологическое воспитание.
А.Н. Захлебный считал, что цель экологического воспитания младших школьников –это формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.2
В широком смысле природа понимается при этом не только как среда, внешняя по отношению к человеку. Она включает в себя и самого человека. Ответственное отношение к природе или экологическая культура – одна из сложных частей характеристики личности. Оно проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной деятельности по изучению и охране окружающей среды, означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, в пропаганде идей правильного природопользования.
Требованием такого обучения и воспитания выступает взаимосвязь научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельностей учащихся, направленных на изучение и улучшение отношений между человеком и природой.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения; -
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; -
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Наиболее востребованными видами внеклассной работы по окружающему миру в настоящее время являются:
-
сбор и систематизация различных гербариев, проведение бесед, экологических игр и праздников, конкурсов и викторин; -
познавательные экскурсии в природу, в зоопарки, ботанические сады; создание «экологических троп» или «экологических зон» в родном городе или селе; -
исследовательская и частично-экспериментальная деятельность в классе (кабинете), на пришкольных участках, в руслах небольших рек, пойм и т.д.; -
организация посильной общественно значимой деятельности с младшими школьниками (уход за растениями и птицами, высадка кустарников, шефская помощь детям дошкольных образовательных учреждений).