Файл: Реферат по дисциплине Налоговая система на тему Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В соответствии с п. 10 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации, после вынесения решения о привлечении к ответственности, за совершение налогового правонарушения или решения об отказе, в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, руководитель налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Обеспечительными мерами в этом случае могут быть запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном в ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом согласно п. 11 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации по просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговые органы вправе заменить указанные обеспечительные меры на (в том числе) поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст. 74 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, законодатель, регулируя налоговые отношения с целью более эффективного исполнения налогоплательщиком своей обязанности по уплате налогов, предусматривает возможность применения норм гражданского законодательства. В свою очередь, банковская гарантия, как институт налогового права является самым молодым среди иных способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации. Основные положения о банковской гарантии содержатся в ст. 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако, в отличии от залога и поручительства законодатель вводя в налоговый оборот термин «банковская гарантия», не допускает применения положений гражданского законодательства к правоотношениям, возникающим при установлении банковской гарантии в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

1) банковская гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой;

2) банковская гарантия не может содержать указание на представление налоговым органом гаранту документов, которые не предусмотрены настоящей статьей;


3) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения установленного срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной банковской гарантией;

4) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение гарантом в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате налога и уплате соответствующих пеней;

5) банковская гарантия должна предусматривать применение налоговым органом мер по взысканию с гаранта сумм, обязанность по уплате которых обеспечена банковской гарантией, в случае неисполнения им в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленного до окончания срока действия банковской гарантии.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налогоплательщиком, исполнение обязанности которого по уплате налога обеспечено банковской гарантией, налоговый орган в течение пяти дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога направляет гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии. Обязательство по банковской гарантии подлежит исполнению гарантом в течение пяти дней со дня получения им требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.

2.3 Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности

по уплате налогов и сборов

В отечественных словарях в основном закрепилось гражданскоправовое понятие пени как разновидности неустойки, известной еще римскому праву. Это следует в первую очередь из положений гражданского законодательства, где неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. Смысл упоминания пени, в Гражданском кодексе, как считают большинство цивилистов, заключается в противопоставлении ее другой разновидности неустойки - штрафу. На самом деле пеня уже давно используется в качестве последствия несоблюдения различных налоговых обязательств. Объединение под одним началом таких различных правовых институтов, как, во-первых, залог и поручительство, во-вторых, пеня, в-третьих, арест имущества и приостановление операций по счетам в банке, обусловлено их общим целевым назначением

, которое состоит в создании дополнительных стимулов надлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Способы обеспечения исполнения налоговой обязанности представляют собой правовые средства, стимулирующие добросовестную уплату налогоплательщиком налога (сбора).

Равным образом пеня - это единственный из способов обеспечения в Налоговом 17 кодексе, одновременно представляющий собой доход соответствующего бюджета. Это следует из того, что согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Наконец, фискальная природа пени подтверждается примерами из зарубежных налоговых систем, где пеня нередко именуется "дополнительным налогом», во-вторых, пеня может «сочетаться» с любым из других способов обеспечения. Согласно п.2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации "сумма пеней уплачивается помимо сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора". Поэтому погашение задолженности, образовавшейся у налогоплательщика (недоимка плюс пеня), может гарантироваться залогом, поручительством, приостановлением операций по счетам и арестом имущества. Правоотношение по уплате пени является разновидностью финансового (налогового) правоотношения, т.е. выступает экономическим отношением, имеющим властно-имущественный характер и выражающим публичные интересы.

Пени, начисленные по действующим налогам и сборам, зачисляются в тот бюджет (внебюджетный фонд), в который в соответствии с налоговым законодательством подлежат зачислению сами налоги и сборы. Этот вывод можно сделать исходя из пункта 3 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Права государства на взимание и взыскание налогов и сборов производны от суверенного права на установление налогов и сборов.

Государство в целом, являясь субъектом налогового права, выступает в правоотношении по уплате пени не только в качестве суверена, но и в качестве собственника (казны). Это связано с тем, что пеня является налоговым доходом соответствующего бюджета и с момента ее зачисления в бюджет составляет часть казны Российской Федерации, казны субъекта РФ, муниципальной казны, находящейся в государственной (муниципальной) собственности. Поэтому реализация правоотношения по уплате пени напрямую затрагивает имущественные интересы Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.


2.4. Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Приостановление операций по счетам в банке это один из самых эффективных инструментов, побуждающих налогоплательщика к уплате налога, наиболее быстрый и действенный способ оказать воздействие на налогоплательщика, а по мнению самих налогоплательщиков, самая 19 болезненная и неприятная процедура, поскольку она означает фактическую остановку деятельности организации.

Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа.

Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Приостановление переводов электронных денежных средств означает прекращение банком всех операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств. Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Решения о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в целях обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества принимаются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения такого управляющего товарища. Если средства на счетах инвестиционного товарищества отсутствуют или их недостаточно, решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств может быть принято в отношении счетов управляющих товарищей. При этом в первую очередь такое решение принимается в отношении счетов управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета. При отсутствии или недостаточности средств на счетах управляющих товарищей решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств товарищей может быть принято в отношении счетов товарищей на сумму, пропорциональную доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности. Решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств управляющих товарищей и товарищей может быть принято не ранее принятия решения о взыскании налога за счет средств на банковских счетах указанных лиц. Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам и переводов электронных денежных средств отменяется решением налогового органа не позднее одного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации. Решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств направляется налоговым органом в банк в электронной форме. Решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств направляется в банк в
электронной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Банк не несет ответственности за убытки, понесенные налогоплательщиком-организацией в результате приостановления его операций в банке и переводов его электронных денежных средств по решению налогового органа.

2.5 Арест имущества

Одной из принудительных мер, обеспечивающих поступления налогов в бюджет, является арест имущества налогоплательщика. Наложение ареста на имущество – это «междисциплинарный институт, его наличие характерно для всех видов производств, за исключением конституционного»1 .

В ст. 77 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества рассматривается в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налогов, пеней и штрафов. В то же время в ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации арест имущества обозначен в перечне способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов. Данное обстоятельство позволило ряду авторов говорить о противоречии функционального назначения ареста имущества1 . Однако, поскольку в данном случае исполнение обязанности по уплате налогов производится не самим налогоплательщиком на добровольных началах, а в принудительном порядке путем взыскания налогов в тех случаях, когда неуплата налога как юридический факт состоялась, а поэтому нет коллизии объектов обеспечения. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором она не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом имущества признается такое ограничение прав организации, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа.

Защищая имущественные интересы организации, законодатель установил, что аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Вместе с тем это не исключает и возможности наложения ареста на все имущество организации. Арест может налагаться лишь на имущество, принадлежащее организации на праве собственности или хозяйственного ведения. Он не налагается на имущество, принадлежащее ей на праве оперативного управления, так как к организациям, обладающим имуществом на данном вещном праве, но применяется взыскание в порядке ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Арест также не налагается на имущество, полученное недоимщиком во владение или пользование на основании договора. Арест производится на основании постановления руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа. Арест производится исключительно с санкции прокурора. Необходимость получения санкции прокурора для осуществления ареста имущества призвана обеспечить законность применения данного способа обеспечения. Решение о санкционировании ареста принимает орган прокуратуры. При отказе в выдаче санкции по причине несоблюдения формы постановления, после внесения соответствующих исправлений налоговым органом, постановление подлежит повторному направлению в орган прокуратуры. В случае отказа в даче санкции прокурором налоговый орган вправе обратиться с этим же вопросом к вышестоящему прокурору. При проведении ареста обязательно присутствие понятых, в качестве которых могут быть приглашены любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Перед арестом имущества должностные лица, его производящие, обязаны предъявить представителю налогоплательщика организации постановление о наложении ареста, санкцию прокурора и документы, удостоверяющие их полномочия. При производстве ареста составляется протокол об аресте имущества, в котором, а также в прилагаемой к нему описи перечисляется и описывается имущество, подлежащее аресту, с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а при возможности – их стоимости. Все предметы, подлежащие аресту, предъявляются понятым и представителю налогоплательщика организации. Руководитель (его заместитель) налогового или таможенного органа, вынесший