Файл: Отчет по производственной (преддипломной) практике (наименование типа практики).docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 21
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В идеальных условиях единый логистический процесс компании, естественным образом разбит на отдельные, смежные подпроцессы (закупок и поставок сырья для собственного производства, поставок готовой продукции с производства на накопительные склады, внутрискладские перемещения и предпродажная обработка, комплектация заказов и отгрузка продукции потребителям).
Управление материальным потоком на отдельных этапах его прохождения имеет определенную специфику, в соответствии с которой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную.
Таким образом, все логистические процессы на предприятии можно рассматривать через следующие области:
- закупочная логистика - это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство;
- производственная логистика - управление материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя;
- распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Распределительная логистика охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и другое;
- транспортная логистика - это управление транспортировкой грузов, то есть изменением местоположения материальных ценностей с использованием транспортных средств;
- информационная логистика - это часть логистики, которая является связующим звеном между снабжением, производством и сбытом предприятия и занимается организацией потока данных, который сопровождает материальный поток в процессе его перемещения;
- логистика складирования - раздел логистики, посвященный управлению размещением на хранение, хранением, пополнением и выдачей материальных ресурсов потребителям в соответствии с их интересами. Решает задачи анализа эффективности существующих складов, определения необходимого количества складов, выбора места расположения складов, разработки логистического процесса на складе, выбора способа хранения ресурсов
;
- логистика запасов - раздел логистики, изучающий закономерности образования и расходования запасов и посвященный эффективному управлению данными запасами. Решает задачи анализа состояния изменения запасов, выбора модели управления запасами; определения количества закупаемых ресурсов, определения времени оформления заказа на ресурсы;
- сервисная логистика - раздел логистики, посвященный управлению сервисными потоками в логистических системах, проектированию, формированию и оптимизации сервисных систем и их эффективному использованию. Задачи сервисной логистики: определение перечня услуг, оказываемых потребителям; обеспечение качества сервисных работ; проектирование, формирование, использование и оптимизация структуры сервисной службы, организация движения ресурсов для оказания услуг потребителям.
- финансовая логистика - раздел логистики, посвященный управлению финансовыми потоками в логистических системах. Решает задачи определения рациональности финансовых потоков; выбора формы денежных расчетов; организации движения финансовых потоков в системах, обеспечения финансовой устойчивости логистической системы и ее звеньев, определения узких мест в логистической системе;
- коммерческая логистика - организацию и управление всей совокупностью потоковых процессов, связанных с извлечением прибыли в сфере обращения.
Области логистики имеют свои особенности:
- информационная логистика. Эта область логистики, в отличие от четырех других, занимается управлением информационным потоком, а не материальным. Соответственно для нее неприменимы методики, которые используются в других областях логистики. К тому же с развитием в последнее десятилетие информационных технологий появилась возможность оперировать мощными информационными потоками и тем самым обеспечивать сквозное управление материальным потоком. Это и послужило толчком к созданию информационной логистики;
- транспортная логистика. Ее методы используются при организации любых перевозок, при которых решаются специфические задачи транспортной логистики. При этом используются два вида транспорта: транспорт общего пользования, то есть транспорт специальных транспортных организаций, и собственный транспорт нетранспортных предприятий. В основном транспортная логистика занимается транспортом общего пользования;
- закупочная логистика. Занимается обеспечением предприятий сырьем и другими необходимыми материалами. Решение этих задач имеет также свою специфику, которая и учитывается закупочной логистикой. Она решает задачи выбора поставщиков заключения договоров с ними и контроля исполнения этих договоров. Также задачей закупочной логистики является принятие мер при нарушении условий поставок;
- распределительная логистика. Занимается сбытом произведенной продукции. Этот круг задач решается как непосредственна предприятиями-производителями так и предприятиями-посредниками. При этом следует учитывать, что к решению этих задач имеют непосредственное отношения структуры власти, которые заинтересованы в удачном их решении, так как от этого зависит экономическое состояние в регионе. Задачи распределительной логистики должны решаться еще на уровне планирования производства, поскольку эта область логистики определяет такие параметры материального потока, как размер изготовляемой партии, вопросы тары, упаковки и времени выпуска партии, ведь они имеют непосредственное отношение к проблеме реализации;
- производственная логистика. Ее главная особенность в том, что управление материальным потоком на данном этапе его существования выполняется на территории одного предприятия движение потока происходит на основе решений системы управления предприятием, а участники логистического процесса не вступают в товарно-денежные отношения.
Несмотря на то, что все области логистики имеют свои специфические методы, не следует забывать, что они взаимосвязаны, а общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удачное решение логистических задач возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса.
2.2 Основные способы перевозок на предприятии
Прежде всего, следует отметить, что существует два основных подхода к организации транспортного процесса:
- традиционный;
- логистический с участием оператора мультимодальной перевозки.
При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия.
При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса - единый оператор мультимодальной перевозки.
Наличие единого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе.
Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации смешанных перевозок приведена в табл. 1.
Традиционный подход (прямая смешанная перевозка) | Логистический подход (мультимодальная перевозка) |
-Два и более вида транспорта | -Два и более вида транспорта |
-Отсутствие единого оператора перевозки | -Наличие единого оператора перевозки |
-Отсутствие сквозной ставки на перевозку | -Единая сквозная ставка на транспортировку |
Последовательная схема взаимодействия участников | Последовательно-центральная схема взаимодействия участников |
Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного и логистического подходов к организации перевозки
Исходными данными для выбора оптимального вида транспорта является информация:
- о характеристиках различных видов транспорта;
- о других задачах, таких как создание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и другие.
Выбор вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, определяется информацией о характерных особенностях различных его видов. Рассмотрим основные преимущества и недостатки различных видов транспорта с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных его преимуществ -- высокая маневренность и оперативность доставки. Также можно отметить следующие достоинства:
- требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта не очень жесткие;
- возможность использования самых различных маршрутов и схем доставки;
- возможность отправки груза малыми партиями.
Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки. Основными его недостатками являются:
- сравнительно высокая себестоимость перевозок;
- возможность хищения груза и угона автотранспорта;
- сравнительно малая грузоподъемность;
- зависимость от погоды и дорожных условий.
Автомобильный транспорт не может конкурировать с железнодорожным по многим причинам:
- отсутствие современной сети автодорог высокого технического уровня;
- большой дальности перевозок;
- из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок.
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков.
Преимуществами железнодорожного транспорта выступают:
- хорошая приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
- возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
- регулярность перевозок;
- эффективная организация погрузочно-разгрузочных работ;
- значительные скидки для транзитных отправок;
- невысокая себестоимость перевозки.
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести:
- ограниченную возможность доставки к пунктам потребления, монопольное положение