Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине Биологиясоставлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся всех профессий, программы которых реализуются в техникуме.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Тарасовский многопрофильный техникум»
Комплект практических работ общеобразовательной учебной
дисциплины «Естествознание» (в том числе биология) программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих среднего
профессионального образования по профессии
100701.01 Продавец, контролер-кассир
п. Тарасовский
2022 г.
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Биология»составлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся всех профессий, программы которых реализуются в техникуме.
Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине «Биология». В результате выполнения практических работ формируются:
- умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;
- навыки учебного исследования;
- самостоятельность, ответственность;
- творчество, инициативность, уверенность;
- навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.
Каждая работа содержит теоретический и практический блоки. Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении. По окончании работы результат представляется преподавателю.
Для того чтобы практические работы приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционного курса. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения (а именно с той, с которой он излагается на лекциях) он будет закрепляться на практических работах как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения проблемных ситуаций, задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции.
При самостоятельном решении задач нужно обосновывать каждый этап решения, исходя из теоретических положений курса. Если студент видит несколько путей решения проблемы (задачи), то нужно сравнить их и выбрать самый рациональный. Полезно до начала вычислений составить краткий план решения проблемы (задачи). Решение проблемных задач или примеров следует излагать подробно, вычисления располагать в строгом порядке, отделяя вспомогательные вычисления от основных. Решения при необходимости нужно сопровождать комментариями, схемами, чертежами и рисунками.
Следует помнить, что решение каждой учебной задачи должно доводиться до окончательного логического ответа, которого требует условие, и по возможности с выводом. Полученный ответ следует проверить способами, вытекающими из существа данной задачи. Полезно также (если возможно) решать несколькими способами и сравнить полученные результаты. Решение задач данного типа нужно продолжать до приобретения твердых навыков в их решении.
Критерии оценивания практических работ
Оценка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Студент работает полностью самостоятельно: применяет необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Оценка «4». Практическая работа выполнена студентом в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студент использует указанные методические источники, таблицы и справочники. Работа показывает знание студентам основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.
Оценка «3». Практическая работа выполняется и оформляется студентами при помощи преподавателя. На выполнение работы затрачивается много времени (доработка работы внеурочное время). Студент показывает знания теоретического материала, но испытывает затруднение при самостоятельной работе с методическими источниками, таблицами и справочниками.
Оценка «2» выставляется в том случае, когда студент не подготовлен к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показываются плохие знания теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя неэффективны по причине плохой подготовки.
Практические работы (12 часов)
№ | Раздел, тема программы, наименование практической работы | Количество часов |
1. | Учение о клетке Практическое занятие№1«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание» | 1 |
2. | Учение о клетке Практическое занятие№2«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 |
3. | Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмовПрактическое занятия№3«Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепарата» | 1 |
4 | Основы генетики и селекции Практическое занятия№4 «Решение элементарных генетических задач» | 1 |
5 | Основы генетики и селекции Практическое занятия№5«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.» | 1 |
6 | Основы генетики и селекции Практическое занятия№6«Описание особей вида по морфологическому критерию.» | 1 |
7 | Происхождение и развития жизни на земле.Эволюционное учение Практическое занятия№7 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 |
8 | Происхождение человека Практическое занятия№8«Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 |
9 | Основы экологии Практическое занятия№9«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» | 1 |
10 | Практическое занятия№10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.» | 1 |
11 | Практическое занятия№11 «Решение экологических задач.» | 1 |
12 | Практическое занятия№12 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | 1 |
Практическая работа №1
«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом
на готовых микропрепаратах, их описание»
Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.
Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука),
животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или
плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.
Работа в кабинете естественнонаучного направления может проводиться не на готовых микропрепаратах, а на приготовленных, а для этого: чашки Петри, луковица, лабораторные ножи,
пинцеты, пипетки, стеклянные мазевые ложечки, выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.
Ход работы: рассмотрите под микроскопом приготовленные (готовые) микропрепараты растительных и животных клеток.
зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.
сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.
сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.
! ! Вспомните требования к составлению сравнительной таблицы!
? ?О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных? Приведите примеры.
О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы? Приведите примеры.
Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.
Практическая работа №2
«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»
Цель: убедиться в существовании явления плазмолиза и деплазмолиза в живых клетках растений и скорости прохождения физиологических процессов.
Оборудование: микроскопы, луковица лука, концентрированный раствор NaCl,фильтровальная бумага, пипетки.
Ход работы:
снимите нижнюю кожицу чешуи лука (4мм2);
приготовьте микропрепарат, рассмотрите и зарисуйте 4-5 клеток увиденного;
с одной стороны покровного стекла нанесите несколько капель раствора поваренной соли, а с другой стороны полоской фильтровальной бумаги оттяните воду;
рассмотрите микропрепарат в течение нескольких секунд. Обратите внимание на изменения, произошедшие с мембранами клеток и время за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изменившийся объект.
нанесите несколько капель дистиллированной воды у края покровного стекла и оттяните ее с другой стороны фильтровальной бумагой, смывая плазмолизирующий раствор.
в течение нескольких минут рассматривайте микропрепарат под микроскопом. Отметьте изменения положения мембран клеток и время, за которое эти изменения произошли. Зарисуйте изучаемый объект.
сделайте вывод в соответствии с целью работы, отметив скорость плазмолиза и деплазмолиза. Объясните разницу в скорости этих двух процессов
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения!
? ?
Дайте определение терминам – плазмолиз, деплазмолиз, осмос, тургор.
Объясните, почему в варенье яблоки становятся менее сочными?
Практическая работа № 3
«Сравнение строения растительной и животной клетки под микроскопом».
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
Оборудование:
-
кожица чешуи луковицы, -
эпителиальные клетки из полости рта человека, -
микроскоп, -
чайная ложечка, -
покровное и предметное стекла, -
синие чернила, -
йод, -
тетрадь, -
ручка, простой карандаш, линейка, -
учебник Константинов «Общая биология » или учебник С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров с.79-80.
Работа выполняется по вариантам, которые назначает преподаватель.
Ход работы:
1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей её кожицы и поместите его на предметное стекло.
2. Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
3. Снимите чайной ложечкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
4. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
5. Рассмотрите оба препарата под микроскопом.