Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине Биологиясоставлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся всех профессий, программы которых реализуются в техникуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Результаты сравнения занесите в таблицу 1 и 2.

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Вариант № 1.

Таблица №1 «Сходства и отличия растительной и животной клетки».


Сходства

Отличия








Вариант № 2.

Таблица №2 «Сравнительная характеристика растительной и животной клетки».


Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная













Животная














В ходе проведения лабораторной работы студент должен научиться: работать с микроскопом и изготовлять препараты; связывать функции органоидов клетки с физиологическими процессами, протекающими в ней; самостоятельно изучать строение клетки; владеть терминологией темы.
Практическая работа№ 4

«Решения генетических задача»

Цель работы: научиться решать генетические задачи на дигибридное скрещивание.

Материалы и оборудование: инструктивная карточка, таблица доминантных и рецессивных признаков, индивидуальные карточки-задания с генетическими задачами
Основные понятия и особенности проведения работы

Скрещивание, при котором учет ведется по двум признакам, называется дигибридным. Г. Мендель производил скрещивание растений гороха, различающихся одновременно по окраске и форме семян. В качестве родительских форм он взял растения с желтыми гладкими и зелеными морщинистыми семенами. Предварительно были получены гомозиготные чистые линии аналогично тому, как это производилось при моногибридном скрещивании.

В первом поколении все растения имели желтую окраску и гладкую форму семян. Это свидетельствует о том, что желтая окраска доминирует над зеленой, а гладкая форма - над морщинистой.

Во втором поколении наблюдалось расщепление в соотношении 9 (желтые гладкие): З (желтые морщинистые): 3 (зеленые гладкие): 1 (зеленые морщинистые).

Если провести анализ отдельно по окраске или по форме семян, то для каждой пары признаков будет получено соотношение 3:1, характерное для моногибридного скрещивания. На основании этого можно сделать вывод о независимом характере наследования окраски и формы семени — признаков, определяемых неаллельными генами. Данное выше правило было названо третьим законом Менделя. Этот закон имеет ограниченное применение и справедлив только для признаков, гены которых локализованы в негомологичных хромосомах и не оказывают влияния друг на друга (рис. 4.5).


Обозначим аллели гена окраски семян А (желтая) иа (зеленая). Форму семян будем обозначать В (гладкая) и b(морщинистая). Тогда представители чистых линий по указанным признакам будут иметь генотипы ААВВ и ааbb. Такие организмы называются дигомозиготными. 100 % потомства от такого скрещивания в первом поколении будет



иметь одинаковый генотип — АаВb. Такие организмы называются дигетерозиготными. При их скрещивании соотношение семян по фенотипу будет следующим: 9 (желтые гладкие): З (желтые морщинистые) З (зеленые гладкие): 1 (зеленые морщинистые).

У гетерозиготыАа образуются два со
рта гамет, или 21, — Аиа; у дигетерозиготыАаВb — четыре сорта гамет, или 22, — АВ, Аb, аВ и аb.
Практическая часть

Инструктивная карточка лабораторного исследования

Внимательно прочитайте задачу. Используя записи в тетради и текст § 27 учебника, заполните схему решения задачи и предложите правильный, на ваш взгляд, ответ. Объяснения хода решения задачи запишите в тетрадь.

Схема решения задачи:
А - доминантный признак 1________________________

а – рецессивный признак 1_________________________

В – доминантный признак 2________________________

b – рецессивный признак 2_________________________




х



Р ♀
Гаметы










G






F1





х



РF1


Гаметы










G

F2

♀ ♂


























Ответ:_________________________________________________

Примеры генетических задач:

1. У человека одна из форм близорукости доминирует над нормальным зрением. Голубоглазый близорукий мужчина (его мать имела нормальное зрение) женился на кареглазой женщине с нормальным зрением. Гены, определяющие эти признаки, расположены в негомологичных хромосомах. У них родился голубоглазый близорукий ребенок. Какие еще фенотипы могут быть у детей в этом браке и с какой вероятностью?

2. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в негомологичных хромосомах. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какое потомство можно ожидать в такой семье? Рассмотрите два случая: когда юноша гомозиготен по обоим признакам и когда он по ним гетерозиготен.


Практическая работа № 5

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Цельработы: познакомиться с этическими аспектами развития некоторых исследований в биотехнологии и дать им оценку.

Основные понятия

Биотехнологией называют совокупность технических приемов, использующих различные биологические системы или живые организмы для создания или обработки продуктов самого разного назначения.

Существуют несколько отраслей биотехнологии. Наряду с получением антибиотиков, аминокислот, гормонов биотехнологическими методами существуют и другие продукты, получаемые с помощью отраслей биотехнологии. Наибольшие споры вызывают трансгенные организмы и клонирование животных.

Генная инженерия – это методы изменения генетических свойств организмов в результате введения в их клетки генов других организмов. В результате получаются трансгенные организмы.

Генетики скрестить бациллу с картофелем не могут, а генные инженеры — могут. Генетическая селекция улучшает количественные характеристики сорта или породы (урожайность, устойчивость к заболеваниям, надои и др.); генная инженерия способна создать принципиально новое качество — перенести ген, его кодирующий, из одного биологического вида в другой, в частности, ген инсулина от человека в дрожжи. И генетически модифицированные дрожжи становятся фабрикой инсулина.

Считается, что единственное принципиальное препятствие, стоящее перед генными инженерами, — это или их ограниченная фантазия, или ограниченное финансирование. Непреодолимых природных ограничений в генной инженерии, похоже, нет.

При создании таких организмов высказываются опасения биологического и экологического нравственного, этического, философского, религиозного характера. В 1973-1974 годах были выработаны правила техники безопасности по обращению с трансгенными организмами. По мере ускоряющегося развития генной инженерии строгость правил безопасности все время снижалась. Первоначальные страхи оказались сильно преувеличенными.

В итоге 30-летнего мирового опыта генной инженерии стало ясно, что случайно в процессе «мирной» генной инженерии что-либо вредного возникнуть не может. В общем, за все 30 лет интенсивного и все расширяющегося применения генной инженерии ни одного случая возникновения опасности, связанной с трансгенными организмами, зарегистрировано не было. Когда речь идет об опасности или безопасности трансгенных организмов и продуктов из них полученных, то самые распространенные точки зрения основываются преимущественно на «общих соображениях и здравом смысле». Вот что обычно говорят те, кто против:


- природа устроена разумно, любое вмешательство в нее только все ухудшит;

- поскольку сами ученые не могут со100%-ной гарантией предсказать все, особенно отдаленные, последствия применения трансгенных организмов, не надо этого делать вообще.

А вот аргументы тех, кто выступает за:

- в течение миллиардов лет эволюции природа успешно «перепробовала» все возможные варианты создания живых организмов, почему же деятельность человека по конструированию измененных организмов должна вызывать опасения?

- в природе постоянно происходит перенос генов между разными организмами (в особенности между микробами и вирусами), так что ничего принципиально нового трансгенные организмы в природу не добавят.

Дискуссия о выгодах и опасностях применения трансгенных организмов обычно концентрируется вокруг главных вопросов о том, опасны ли продукты, полученные из трансгенных организмов и опасны ли сами трансгенные организмы для окружающей среды?

По характеристикам трансгенная продукция не отличается от аналогичных продуктов, полученных из естественных природных источников. Это неоднократно доказано тестированием, которое обязательно проводится перед выпуском на рынок продуктов, полученных из генетически модифицированных организмов. Методы оценки возможностей токсичности, аллергенности и других видов вредности достаточно надежны и стандартизированы во многих странах, в частности в России.

Разумеется, это не означает, что любые продукты, полученные из любых генетически модифицированных организмов, будут безопасны. Безопасными могут считаться только те, которые прошли всестороннюю государственную проверку. Потребитель должен иметь право информированного выбора. Продукты из трансгенных организмов должны иметь маркировку, которая позволит выбрать: 1) дорогие «экологически чистые» не трансгенные продукты, полученные без применения химических удобрений, пестицидов и гербицидов или 2) не трансгенные, выращенные с применением химии, или 3) трансгенные, но выращенные без «химии», цена которых должна быть в несколько раз ниже, чем экологически чистых.

Производственные посевы ТР уже занимают большие площади, и они продолжают расширяться. За последние 12 лет в США выращено 3,5 трлн трансгенных растений. При этом не было зарегистрировано ни одного случая возникновения серьезных медико-биологических последствий их производства и использования.