Файл: Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине Биологиясоставлены на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначены для обучающихся всех профессий, программы которых реализуются в техникуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Заполните таблицу:


№ п/п

Название теории (гипотезы)

Суть теории (гипотезы)

1

Теория творения




2

Теория внешнего вмешательства




3

Теория пространственных аномалий




4

Эволюционная теория.





3.Сформулируйте вывод. Ответь на вопрос: Дайте свою оценку различным гипотезам о происхождении жизни на человека

Практическая работа № 9

«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе»

Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.

Ход работы.

1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:




  1. Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.




  1. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.

  2. Контрольные вопросы: что отражают правила экологических пирамид?


Вывод:
Практическая работа №10

«Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»

Цель: определить причины и степени воздействия деятельности человека на экосистемы


1.Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 18 лет?

О чем это говорит?

Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?

Диаграмма 1«Исследование состояния дубравы Буковского пруда»1991г.




.


p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

7

16

4

36

21

4

11
Обозначения:

p – проростки (с 2 семядолями)

j – ювенильные растения (одноостные побеги)

im – имматурные растения (ветвящиеся)

v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)

g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)

g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)

g3– старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)

s – сенильные растения(мертвеющие побеги без цветения).

Диаграмма 2:«Исследование состояния дубравы Буковского пруда» весна 2009г.




p

j

im

v

g1

g2

g3

s

среднее число особей

0

0

0

0

6

19

7

7

4,9

2. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы Буковского пруда и к чему он приведет?



Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.

Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?

Отчет по лабораторной работе

«Описание антропогенных изменений в природных ландшафтах своей местности»

Цель: провести качественную оценку воздуха в лесопарке с помощью биоиндикаторов- лишайников.

Таблица 1

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Общее количество видов лишайников, в том числе:














































Кустистых














































Листоватых














































Накипных














































Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

















































Вывод:
Практическая работа №11

«Решение экологических задач»

Цель работы : создать условия для формирования умений решать простейшие экологические задачи.

Ход работы.1. Решение задач.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

На территории площадью 100 км2 ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.

Определите численность и плотность поголовья лосей:

а) на момент создания заповедника;

б) через 5 лет после создания заповедника;

в) через 15 лет после создания заповедника.

Задача №3

Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет 1100 млрд т. Установлено, что за один год растительность ассимилирует почти 1 млрд т углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы (атомный вес углерода –12, кислорода – 16).

Решение:

Подсчитаем, сколько тонн углерода содержится в атмосфере Земли. Составляем пропорцию: (молярная масса оксида углерода М(СО2) = 12 т + 16*2т = 44 т)

В 44 тоннах углекислого газа содержится 12 тонн углерода

В 1 100 000 000 000 тонн углекислого газа – Х тонн углерода.
44/1 100 000 000 000 = 12/Х;

Х = 1 100 000 000 000*12/44;

Х = 300 000 000 000 тонн

В современной атмосфере Земли находится 300 000 000 000 тонн углерода.

Теперь необходимо выяснить, за какое время количество углерода "пройдет" через живые растения. Для этого необходимо полученный результат разделить на годовое потребление углерода растениями Земли.

Х = 300 000 000 000 т/1 000 000 000т в год

Х = 300 лет.

Таким образом, весь углерод атмосферы за 300 лет будет полностью ассимилирован растениями, побывает их составной частью и вновь попадет в атмосферу Земли.
Практическая работа №12