ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исследование особенностей психологического консультирования педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), способствует повышению уровня информированности о процессе эмоционального выгорания и формированию мотивации по предупреждению и преодолению данного явления.

Цель работы: изучение возможностей психологического консультирования воспитателей детского сада, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и имеющих проявления синдрома эмоционального выгорания.

Объект исследования: феномен эмоционального выгорания.

Предмет исследования: особенности психологического консультирования лиц с проявлением синдрома эмоционального выгорания (на примере педагогов дошкольного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья).

Гипотеза исследования: уровень эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выше, чем у педагогов, не работающих с данной категорией детей. Консультативная работа по преодолению синдрома эмоционального выгорания будет способствовать снижению его симптомов и проявлений, повышению мотивации профессиональной деятельности.

(Гипотеза может отсутствовать, если курсовая работа включает в себя вторую аналитическую главу имеющихся практических исследований)

Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научную и учебно-методическую литературу по проблеме профессионального эмоционального выгорания.

2. Рассмотреть понятие и структуру синдрома эмоционального выгорания.

3. Охарактеризовать проявления синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога.

4. Провести исследование специфики проявлений профессионального выгорания у педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, работающих в системе инклюзивного образования.

5. Посредством психологического консультирования сформировать у педагогов навыки саморегуляции и самопомощи при проявлении синдрома эмоционального выгорания.

6. Выявить эффективность проведенной консультативной работы.

7. Обобщить результаты проведенного исследования.

Методы и методики исследования.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

• тестирование;

• методы психологического консультирования (беседа, наблюдение, групповое консультирование);

• методы математической статистики для осуществления качественного и количественного анализа результатов исследования.

Методики исследования:

- методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко);

- опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак);

- методика «Мотивация профессиональной деятельности» К.Замфир в модификации А.А. Реан.

Теоретическую основу исследования составили труды Х.Фрейденберга, Бойко В.В., Орла В.Е.; исследования Борисовой М.В., Пряжниковой Н.С., Швецовой Т.С., Коровушкиной Н.Н.; практические работы Сидоренко О. А., Хабаровой И. В., Сазоновой О.С.

Практическая значимость исследования: представленные результаты исследования и программа занятий могут служить основой для психологического консультирования и тренингов по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Полученные данные будут полезны для воспитателей, учителей, специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов) в целях профилактики профессионального эмоционального выгорания.

Выборка исследования: исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Выборку исследования составили воспитатели детских садов в количестве 24 человек, работающие с детьми с ОВЗ и воспитатели, не работающие с данной категорией детей.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников.

Первая глава посвящена теоретическому анализу проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания.

Во второй главе представлено эмпирическое исследование особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у воспитателей детского сада, работающих с детьми с ОВЗ и у воспитателей, не работающих с данной категорией детей. Так же представлено содержание психологического консультирования, направленного на развитие у педагогов, чья профессиональная деятельность связана с детьми с ОВЗ, навыков саморегуляции и самопомощи по преодолению эмоционального выгорания.



Работа иллюстрирована 5 таблицами, 6 рисунками.

Библиографический список включает в себя 20 научных источников.