Файл: Руководство двигательной активностью детей на прогулке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

Прогулка – это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста составляет не менее 3 – 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня – после дневного сна (перед уходом детей домой), но начиная со средней группы может быть и утренний прием детей на улице. Время, отведённое на прогулку, должно строго соблюдаться.

Двигательная активность дошкольника часто обусловлена предложенным ему двигательным режимом, который состоит из организованной и самостоятельной деятельности. При разработке рационального двигательного режима в детском саду важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности ребёнка в физической активности, но и предусмотреть, чтобы она соответствовала его двигательному опыту, интересам, желаниям и функциональным возможностям организма. Поэтому педагог должен позаботиться о её организации, разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию.

Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

- дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

- совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

- закрепление умения каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей;

- развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;

- воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств. Для достижения поставленных задач необходимо, чтобы педагог основательно и тщательно подходил к планированию прогулки.


Планирование двигательной деятельности детей на прогулке

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, согласовываться с учебным материалом физкультурных занятий, дополнять его и способствовать лучшему усвоению и закреплению двигательных навыков, увеличивать двигательный опыт и, в целом, совершенствовать моторное развитие дошкольников.

Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр и физических упражнений. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и физическое упражнение. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения.

Подвижные игры с разными видами движений (бегом, прыжками, метанием, лазанием) планируются на прогулке ежедневно. Каждую неделю детям предлагается для разучивания новая подвижная игра, целесообразно играть в нее в течение двух-трех дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки. Кроме того, каждый месяц проводится по 6-8 подвижных игр, освоенных ранее.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера. В них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения, а для интереса усложнять.

При составлении плана проведения подвижных, спортивных игр, физических упражнений на прогулке следует принимать во внимание:

1. Время их проведения в зависимости от предшествующей работы в группе.

Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями. В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.

2. Интенсивность и сложность игр и упражнений.

Целесообразно чередовать физическую нагрузку с отдыхом, более интенсивные физические упражнения с менее интенсивными. Поскольку некоторые упражнения в метании по степени интенсивности относятся к малоэффективным, то для получения соответственной физической нагрузки целесообразно следующее сочетание: подвижная игра с бегом «Мы весёлые ребята», упражнение с мячом:

подбросить вверх и поймать двумя руками, прыжки на двух ногах с продвижением вперёд (дистанция 5-6 м), прыжки поочерёдно на правой и левой ноге.

3. Целесообразность сочетания игр и физических упражнений между собой.

Как правило, дается одно движение, хорошо знакомое детям, а другое – новое, требующее большего внимания и контроля со стороны воспитателя.

4. Соответствие содержания игр и упражнений времени года, состоянию погоды.

В теплый период (сентябрь, май, июнь) обязательны игры с более длительным бегом, с бегом наперегонки, с элементами соревнований, игры-эстафеты.

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель) в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения с обручем, скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др. Их можно организовывать под навесом, на веранде.

В программное содержание зимней прогулки могут быть включены игры-эстафеты на санках и лыжах, игры с элементами хоккея. Наличие разнообразных построек способствует развитию основных движений (ходьба и бег по снежному лабиринту, по снежным валам, метание снежков, спуск с горки и т. п.).

Если на улице холодно, сыро, то игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.

5. Разные приемы выбора детей на ответственные роли.

Распределение ролей следует использовать в воспитательных целях. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение со стороны воспитателя, который доверяет им выполнять важное поручение. Назначение на главную роль – наиболее распространенный прием. Выбор воспитателя должен быть обязательно мотивирован. Распределить роли можно при помощи считалки, «волшебной палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей). Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил.

6. Варианты усложнения упражнений и подвижных игр.

7. Способы организации детей.

Сочетание разных способов организации значительно повышает эффективность проведения игр и упражнений во время прогулки. Так, подвижную игру воспитатель проводит со всей группой. Спортивное упражнение и упражнение в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам. Особенно это важно при сочетании процесса обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна подгруппа детей осваивает новый вид движений под руководством воспитателя, в то время как другие дети самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. В связи с особенностями выполнения некоторых движений (лазание по гимнастической лестнице,
упражнения в равновесии, прыжки в длину и высоту с разбега) используются поточный и индивидуальные способы.

Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети с высоким и средним уровнем подвижности выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети с низким уровнем подвижности упражняются в разных видах прыжков через скакалку.

8. Рациональное использование оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды.

Для организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет спланированный и оборудованный участок. Спортивный инвентарь устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. В зимний период необходимо соорудить постройки для развития основных движений.

9. Активизацию детской самостоятельности.

Особое внимание педагог уделяет развитию самостоятельности и творчества ребенка, благодаря чему у него развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации и совершенствования психофизических и личностных качеств.

10. Индивидуальные возможности ребёнка.

Воспитатель творчески учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка, объединяет детей, слабо владеющих каким-либо движением с более подготовленными детьми, одних подбадривает, подсказывает, как правильно выполнять движения, побуждает проявлять смелость, ловкость, самостоятельность; других – поощряет словом.

11. Создание хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы

Важно стремиться к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности творчески использовали весь арсенал подвижных игр и упражнений, разученных во время организованной деятельности. Высшим проявлением творчества является придумывание детьми подвижных игр и умение самостоятельно их организовывать.

Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.


Длительность организованной двигательной деятельности составляет 30-35 минут.

Дошкольники любят играть в подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей резко снижается и интерес к играм падает. Подвижную игру воспитатель может проводить со всей группой и повторять ее 3-5 раз. Общая длительность игры составляет 6-12 минут. Взрослый может также организовать подвижную игру с одним-двумя детьми, если он видит, что они замерзли или не знают, чем себя занять.

Обучение спортивным упражнениям и играм с элементами спорта проводится на физкультурных занятиях и закрепляется на прогулке.

При подборе определенного сочетания игр и физических упражнений нужно предусматривать такие виды основных движений, которые дети могли бы с интересом повторять по нескольку раз. Иногда допускается использование одного и того же движения как в подвижной игре, так и в физическом упражнении. После ходьбы на лыжах, катания на санках, езды на велосипеде дети часто неохотно переключаются на подвижные игры с другими видами движений и при этом проявляют достаточно низкую активность в них. Это объясняется тем, что за короткое время (10-12 мин.) дети не успевают удовлетворить свою потребность в данном движении. В этом случае необходимо планировать игры с использованием лыж и санок. Например, после ходьбы на лыжах по учебной лыжне детям можно предложить игру с использованием лыж «Подними», «Кто первый развернется» и др.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей большое место занимает самостоятельная деятельность. У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по собственному желанию.
Методы и приемы руководства двигательной активностью детей на прогулке

Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, В общей подвижной игре для детей с разной подвижностью важно обеспечить высокую двигательную активность и совершенствовать движения и физические качества. При этом широко использовать пространство площадки, развивать у детей умение распределять роли и быть ведущим.

При организации известных игр воспитатель может предоставить детям возможность самим вспомнить и рассказать содержание игры, уточнить правила. Начиная со средней группы в подвижных играх ведущие роли выполняют сами дети.