Файл: каф_10_ММ_Программа госэкзамена_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2021

Просмотров: 843

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра менеджмента и маркетинга



Утверждаю

Первый проректор – проректор

по учебной работе


______________ Д.В. Кузютин


«___» ____________ 2012 г.











ПРОГРАММА

итогового междисциплинарного экзамена

по специальности 080507 Менеджмент организации

специализации «Международный менеджмент» и
«Стратегический менеджмент»
















Санкт-Петербург

2012

  1. Общие положения


    1. Цель проведения экзамена

Целью проведения итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Менеджмент организации» является проверка теоретической подготовки выпускников к решению профессиональных задач и выполнению требований, предусмотренных государственным образовательным стандартом.


    1. Требования к знаниям и навыкам выпускников

Для решения профессиональных задач в соответствии со своей квалификацией выпускник должен:

ЗНАТЬ:

    • важнейшие направления теории менеджмента;


      • методологию системного подхода;


        • внешнюю среду бизнеса;


          • внешнюю и внутреннюю среду менеджмента;


            • методы принятия сложных управленческих решений;


              • общие принципы организации;


                • содержание и современные подходы к планированию;


                  • структуры организаций;


                    • концепции организационной структуры;


                      • организационные изменения и развитие организаций;


                        • современные проблемы модернизации компаний;


                          • реинжиниринг, создание новых бизнес-процессов и модернизация действующих;


                            • основные понятия и сущность организационного поведения;


                              • сущность процесса мотивации;


                                • методы конфликтного разрешения в социальных системах;


                                  • особенности разработки корпоративной культуры организации;


                                    • принципы организации и работы формальных и неформальных лидеров;


                                      • технологии построения эффективных коммуникаций;


                                        • методы и пути интеграции неформальных групп в организационный контекст;


                                          • основные понятия и сущность стратегии компании;


                                            • многовариантность подходов к организации стратегической работы;


                                              • технологии функционирования виртуальных компаний;


                                                • методы и пути интеграции предприятий в бизнес-пространство;


                                                УМЕТЬ:

                                                  • анализировать сложившееся состояние конкретной организации;


                                                    • использовать основные положения теории менеджмента для принятия взвешенных и обоснованных управленческих решений;


                                                      • воспитывать в себе качества лидера, соразмеряющего большие права руководителя с не менее большой ответственностью за каждое принятое им решение эффективно;


                                                        • обучать сотрудников желаемым поведенческим моделям;


                                                          • диагностировать поведенческую модель отдельного сотрудника и намерение неформальной группы;


                                                            • управлять группой неформальных лидеров;


                                                              • наилучшим образом мотивировать сотрудников;


                                                                • разрешать межличностные, межгрупповые и организационные конфликты;


                                                                • управлять переговорным процессом;


                                                                • использовать возможности формализации и развития корпоративной культуры;


                                                                • способствовать эффективности процессов социализации в управляемой системе, используя методики стратегического анализа;


                                                                • прогнозировать конкурентное поведение представителей отраслевых сред;


                                                                • осуществлять развитие компании в товарно-рыночном направлении;


                                                                • диагностировать позицию компании в конкурентной среде и формировать пакет стратегических рекомендаций;


                                                                • создавать алгоритмы интеграции компании в бизнес-пространство;


                                                                • проводить в соответствие стратегические намерения единиц диверсифицированного бизнеса и филиальных структур;


                                                                • осуществлять анализ внешней среды предприятия;


                                                                • определять целесообразность применения конкретных форм управления;


                                                                • оценивать альтернативные варианты размещения деятельности фирмы;


                                                                • формировать эффективную политику в области управления человеческими ресурсами;


                                                                • определять факторы формирования конкурентных преимуществ фирмы;



                                                                  1. Организационно-методические указания

                                                                Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности проводится на последнем курсе обучения в МБИ в соответствии с требованиями ГОС ВПО, настоящей программой и графиком учебного процесса. Экзамен принимается Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК), утверждаемой приказом ректора. В состав ГЭК входят: заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, ведущие преподаватели кафедры менеджмента и маркетинга, а также могут входить специалисты сторонних организаций – потребителей кадров специальности «Менеджмент организации», ведущие преподаватели и научные работники других вузов.

                                                                Возглавляет работу комиссии председатель – лицо, не работающее в МБИ, из числа докторов наук, профессоров данного профиля. Его кандидатура согласуется со службой Рособрнадзора и утверждается заместителем руководителя Федерального агентства по образованию.

                                                                Студенты допускаются к сдаче экзамена при отсутствии академических задолженностей за все годы обучения. В случае наличия академической задолженности студенты к экзамену не допускаются. Об этом декан факультета сообщает председателю Государственной экзаменационной комиссии.

                                                                В помощь студентам при их подготовке к сдаче итогового междисциплинарного экзамена кафедра проводит лекции и консультации по наиболее сложным темам дисциплин, вынесенных на экзамен. График проведения лекций и консультаций составляет декан факультета и утверждает его у проректора по учебной работе.

                                                                Итоговый междисциплинарный экзамен проводится устно по экзаменационным билетам, включающим два вопроса по специальным дисциплинам и один вопрос по дисциплинам специализации. Время на подготовку к ответу – не более 45 минут. Экзаменационные билеты ежегодно пересматриваются и утверждаются на заседании кафедры менеджмента и маркетинга.

                                                                При оценке ответов рекомендуется учитывать:

                                                                • полноту раскрытия и последовательность изложения материала;

                                                                • способность иллюстрировать ответ с помощью формул, графиков, диаграмм и пр.;

                                                                • знание научной литературы по рассматриваемым вопросам;

                                                                • использование при ответе практических примеров и т.д.

                                                                Каждый член Государственной экзаменационной комиссии оценивает ответы и ведет необходимые записи по ответам на каждый вопрос. По завершении экзамена члены комиссии на закрытом заседании обсуждают ответы каждого студента и по результатам обсуждения выставляют итоговую оценку. При наличии разногласий между членами ГЭК относительно выставляемой оценки решающим является мнение председателя ГЭК.

                                                                Если в результате сдачи экзамена студент получил оценку «неудовлетворительно», повторная сдача итогового междисциплинарного экзамена может быть назначена не ранее чем через год и не более чем через 5 лет после сдачи экзамена впервые. Повторный экзамен может назначаться не более двух раз.









                                                                1. Содержание программы итогового междисциплинарного экзамена

                                                                специализации «Международный менеджмент»


                                                                На итоговый государственный экзамен выносятся:

                                                                1. Вопросы по специальным дисциплинам:

                                                                • Менеджмент

                                                                • Организационное поведение

                                                                1. Вопросы по дисциплинам специализации:

                                                                • Международный менеджмент.



                                                                Раздел 1. Специальные дисциплины


                                                                  1. Менеджмент


                                                                Определение менеджмента. Основные функции менеджмента. Мастерство менеджера (концептуальные навыки; человеческие навыки; технические навыки). Типы менеджмента. Деятельность и роль менеджеров. Движущие силы изменений. Обучающая организация.

                                                                Классическое направление менеджмента (Ф.У. Тейлор, Лилиан и Фрэнк Гилберты, М. Вебер и др.). Гуманистический менеджмент (М.П. Фоллет, Н. Барнар, А. Маслоу, Д. Макгрегор и др.). Новейшие исторические тенденции (теория систем; ситуационные воззрения; глобализация; управление тотальным качеством; обучающаяся организация).

                                                                Структура внешней среды (общая среда; среда задач и внутренняя среда организации). Взаимоотношения. Организация – внешняя среда (неопределенность среды; адаптация к условиям среды; воздействие на среду).

                                                                Корпоративная культура, среда и культура (адаптивные культуры; типологии корпоративных культур; изменение и развитие корпоративных культур; лидеры-символы). Менеджмент и наемные работники.

                                                                Основные факторы международной среды. Экономическое развитие. Законодательно-политическая среда. Социокультурная среда. Законы и ограничения (Генеральное соглашение по тарифам и торговле; Европейский союз; Североамериканское соглашение о свободной торговле, торговые альянсы и др.). Выход на зарубежные рынки (использование зарубежных ресурсов; экспорт; лицензирование; франчайзинг; прямые инвестиции; многонациональные корпорации (МНК и ТНК); менеджмент в глобальном масштабе).

                                                                Что такое этика менеджмента? Критерии принятия этически сложных решений (утилитарный подход; индивидуальный подход; концепция справедливости). Факторы, определяющие этический выбор. Оценка результатов деятельности. Управление этикой и социальной ответственностью компании.

                                                                Предпринимательство как альтернатива. Предпринимательство и среда. Роль малых предприятий. Создание собственной фирмы (идеи нового бизнеса; бизнес-план; юридические формы; финансовые ресурсы; тактика управления растущим бизнесом; стадии роста; планирование; предпринимательство в растущей организации).

                                                                Миссия организации. Цели и планы, их значение, характеристика целей. Типы и модели планирования, управление по целям, ситуационные планы. Горизонты планирования, планирование и организационная ответственность. Современные подходы к планированию.

                                                                Основополагающая стратегия компании. Глобальная стратегия. Стратегия намерения (стержневые компетенции; синергизм; создание ценности). Стратегия корпоративного уровня; стратегия уровня бизнес-единиц; стратегия функционального уровня. Стратегический менеджмент. Ситуационный анализ. Внутренние сильные и слабые стороны. Разработка стратегии на корпоративном уровне, портфельная стратегия. Конкурентные силы и стратегии М. Портера (дифференцирования; лидерства по издержкам; фокусирования). Жизненный цикл товара. Формирование стратегии на функциональном уровне.


                                                                Различные типы решений и проблем (программируемые и непрограммируемые решения). Уверенность, риск, неуверенность и неопределенность. Модели принятия решений (классическая модель; административная модель; интуиция; создание коалиций). Этапы процесса принятия решений (осознание потребности в решении; диагностика и каузальный анализ; разработка вариантов решения; выбор наилучшего решения; реализация решения; оценка результатов и обратная связь). Побуждение сотрудников к участию в принятии управленческих решений (модель Врума-Джаго). Формы группового участия (интерактивные группы; номинальные группы; группы Дельфи). Преимущества и недостатки участия работников в принятии решений (как сделать процесс принятия решений наиболее творческим).

                                                                Вертикальная организационная структура (специализация выполнения рабочих заданий; командная цепочка; властные полномочия; ответственность и делегирование; нормы управляемости; высокие и плоские организационные структуры; централизация и децентрализация; формализация; департамента­лизация). Функциональная структура (достоинства и недостатки). Дивизиональная структура (достоинства и недостатки). Матричные структуры (достоинства и недостатки). Командный подход (достоинства и недостатки). Сетевой подход (достоинства и недостатки).

                                                                Координация и реинжиниринг. Специальные группы и команды. Менеджеры-интеграторы. Механическая и органическая организации. Ситуационные факторы и организационные структуры (ситуационные факторы и стратегические цели; структурная шкала компании Polaroid; внешняя среда и организационная структура; размеры и жизненный цикл организации).

                                                                Обучающаяся организация. Модель плановых организационных изменений. Движущие силы перемен (инициирование изменений; поиск; креативность; защитники идей и венчурные команды). Осуществление изменений (сопротивление изменениям; собственная выгода; недостаток понимания и доверия; неопределенность; различные оценки и цели). Анализ силового поля. Тактика внедрения изменений (коммуникация и образование; участие; переговоры; принуждение; поддержка высшего руководства; инновации). Типология плановых изменений (технологические изменения; изменения в продуктах; структурные изменения; изменения в культуре и людях). Мероприятия по организационному развитию.


                                                                1.2 Организационное поведение


                                                                Основы психоаналитической теории. Фрейдизм. Главные мотиваторы поведения в теории Фрейда. Структурная гипотеза Фрейда. Функции механизма, смягчающего конфликт между психическими инстанциями. Аттитюды. Экстраверсия и интраверсия. Коллективное бессознательное. Социальные мотиваторы М. Вебера.

                                                                Теория научения Скиннера. Использование выводов теории научения в процессе подбора и обучения кадров. Теория роста. Прикладные теории поведения человека. Теория поля. Равнозначность личностного фактора и фактора внешней среды. Теория Макклеланда-Аткинсона. Теория самосогласования.


                                                                Логика и творчество. Интуиция и привычки. Система ценностей и позиция. Восприятие. Роли. Эмоции. Влияние на поведение окружающих. Основные типы личности.

                                                                Формальные и неформальные группы. Классификация формальных групп. Комитеты. Факторы эффективного функционирования формальных групп. Характеристики неформальных организаций. Хоторнский эксперимент. Формирование групп. Групповая структура. Эффективность рабочей группы. Влияние организационного климата на эффективность рабочей группы. Причины вступления людей в неформальные группы. Сущность негативного влияния малой неформальной группы. Действия руководителя в процессе нейтрализации влияния малой неформальной группы.

                                                                Командная работа. Командный синергизм. Лидер и команда: процесс формирования команды, командные роли, обновление команды. Особенности исполнения роли лидера в команде. Управленческая команда. Основные поведенческие типы, представленные в группах. «Игры», инициируемые членами группы в противовес процесса реализации управленческого решения.

                                                                Лидер и руководитель. Модель «менеджер-лидер». Одномерный подход к лидерству. Поведенческие теории лидерства: «решетка менеджмента», модель Лайкерта, модель «спектр лидерства». Стили лидерства. Решетка Р.Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства: модель Фидлера, теория жизненного цикла, модель Врума-Йеттона. Тренерство как специфический стиль лидерства. Инструменты лидерства. Модель «жизненного» цикла П.Херси и К. Бланшара. Сопоставление выводов решетки Блейка-Моутон и модели Херси-Бланшара. Архетипы лидерства Ходжкинсона.

                                                                Формы власти и влияния. Власть поощрения, авторитарная власть, референтная, харизматическая, легитимная, попустительская, власть взаимозависимости задач, информационная, представительская власть.

                                                                Процесс коммуникаций. Виды организационных коммуникаций. Сравнение трех школ организационного поведения с точки зрения коммуникаций. Внутрифирменная система «паблик рилейшнз». Коммуникационные роли в системе «паблик рилейшнз».

                                                                Эволюция мотивационных представлений. Тейлоризм. Первичные и вторичные потребности. Вознаграждения. Содержательные теории мотивации: «иерархия потребностей», теория Герцберга, теория Альдерфера. Экзистенциальный уровень, уровень «родственности» и «роста». Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера. Разработка системы мотивации персонала предприятия. Эксперимент в Эшридже. Контрольные показатели в системе стимулирования персонала. Точки поведенческого анализа.

                                                                Определение конфликта и конфликтной ситуации. Классификация конфликтов. Функциональные и дисфункциональные сценарии развития конфликта. Формула конфликта. Конфликтная ситуация. Объект и мотив конфликта. Этапы развития конфликта по Броделю. Исследование способностей конфликта становиться саморазвивающейся и самоуправляемой системой. Основные причины конфликтов в организации. Модель процесса конфликта. Структурные методы разрешения конфликтов. Прямые и косвенные методы.