Файл: каф_10_ММ_Программа госэкзамена_2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.07.2021

Просмотров: 848

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Командная работа. Командный синергизм. Лидер и команда: процесс формирования команды, командные роли, обновление команды. Особенности исполнения роли лидера в команде. Управленческая команда. Основные поведенческие типы, представленные в группах. «Игры», инициируемые членами группы в противовес процесса реализации управленческого решения.

Лидер и руководитель. Модель «менеджер-лидер». Одномерный подход к лидерству. Поведенческие теории лидерства: «решетка менеджмента», модель Лайкерта, модель «спектр лидерства». Стили лидерства. Решетка Р.Блейка и Дж. Моутон. Ситуационные теории лидерства: модель Фидлера, теория жизненного цикла, модель Врума-Йеттона. Тренерство как специфический стиль лидерства. Инструменты лидерства. Модель «жизненного» цикла П.Херси и К. Бланшара. Сопоставление выводов решетки Блейка-Моутон и модели Херси-Бланшара. Архетипы лидерства Ходжкинсона.

Формы власти и влияния. Власть поощрения, авторитарная власть, референтная, харизматическая, легитимная, попустительская, власть взаимозависимости задач, информационная, представительская власть.

Процесс коммуникаций. Виды организационных коммуникаций. Сравнение трех школ организационного поведения с точки зрения коммуникаций. Внутрифирменная система «паблик рилейшнз». Коммуникационные роли в системе «паблик рилейшнз».

Эволюция мотивационных представлений. Тейлоризм. Первичные и вторичные потребности. Вознаграждения. Содержательные теории мотивации: «иерархия потребностей», теория Герцберга, теория Альдерфера. Экзистенциальный уровень, уровень «родственности» и «роста». Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера. Разработка системы мотивации персонала предприятия. Эксперимент в Эшридже. Контрольные показатели в системе стимулирования персонала. Точки поведенческого анализа.

Определение конфликта и конфликтной ситуации. Классификация конфликтов. Функциональные и дисфункциональные сценарии развития конфликта. Формула конфликта. Конфликтная ситуация. Объект и мотив конфликта. Этапы развития конфликта по Броделю. Исследование способностей конфликта становиться саморазвивающейся и самоуправляемой системой. Основные причины конфликтов в организации. Модель процесса конфликта. Структурные методы разрешения конфликтов. Прямые и косвенные методы.

Межличностные стили разрешения конфликтов. Сетка Томаса-Килменна. Негативные последствия принятия компромиссного стиля.

Типы отношений в организации. Отношения силы и зависимости. Отношения при ведении переговоров. Ведение переговоров: «мягкий», «жесткий» и «принципиальный» подходы. Деловые отношения.

Содержание и основные механизмы культуры организации. Типы организационных структур. Типология культуры по Ханди. Модель Хофштеде. Процесс возникновения и развития культуры организации. «Самоизучающая» организация и «самоизучающая» культура.




раздел 2. дисциплины специализации


  1. Стратегический менеджмент


Различия между долгосрочным планированием и стратегическим планированием. Понимание стратегии как системы 5 «П»: план, перспектива, принципы, приемы, позиция. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. Изменение представлений о предсказуемости будущего. Критерии результативности бизнес-систем. Представительство школ и направлений стратегического менеджмента.

Корпоративный портфель. Результаты деятельности бизнес-единиц. Критерии выделения стратегических единиц бизнеса. Проблемы согласования интересов на уровне СЕБ и в процессе формирования деловых стратегий. Уровни разработки стратегии. Причины неэффективности функциональных стратегий.

Оценка степени необходимых изменений. Стратегические целевые приоритеты. Критерии стратегичности решения. Рост активов компании. Выход компании на новые рынки. Разработка нового продукта. Реорганизация предприятия.

Слияния и поглощения. Функциональные и неформальные соглашения. Стратегические альянсы как способ сохранения ключевой бизнес-компетенции. Эволюция стратегических альянсов. Основные различия между слияниями/поглощениями и стратегическими альянсами. Основные задачи при создании альянсов. Состав участников альянса: лидеры отрасли, компании II рода, компании-новички.

Понятие бизнес-пространства. Факторы, определяющие тип корпоративной стратегии. Организационные вопросы реализации различных стратегий. Инсорсинг. Аутсорсинг. Стратегии комбинирования и кооперации. Обратная интеграция. Горизонтальная интеграция. Захват рынка. Развитие рынка и развитие продукта. Концентрическая диверсификация. Конгломеративная диверсификация. Горизонтальная диверсификация. Стратегия сокращения. Стратегическое отторжение. Прямая контрактация. Обратная контрактация. Совместное производство. Минимизация бизнес-функций в связи с глубокой интеграцией в бизнес-пространство и виртуализацией компании.

Стратегии комбинирования бизнес-процессов. Новый способ генерирования стоимости в условиях виртуализации.

Основная модель школы дизайна. Специфика стратегических мероприятий в рамках школы дизайна. SWOT-анализ как базовая методика школы дизайна. Области выявления сильных сторон компании: патентоспособность выпускаемых товаров, цена, новые технологии, квалификация кадров, стоимость ресурсов, используемых фирмой, возвратность основных фондов, географическое расположение фирмы, инфраструктура. Внешние переменные: социальные изменения, государственные изменения, экономические изменения, изменения во внешней среде, изменения в сфере поставок, изменения на рынке.

Адаптация к изменениям. Замедленная реакция на внешние изменения. Эволюция систем планирования. Основная модель стратегического планирования. Ошибки стратегического планирования. Научный вклад и последние достижения школы планирования.


Основные положения школы позиционирования. Генерические стратегии М. Портера. Модель конкурентного анализа М. Портера.

Поиск консалтинговых императивов. Цели и основные этапы портфельного анализа. Преимущества и недостатки портфельного анализа. Матрица BCG: устойчивость соотношений рост – доля рынка. Матрица BCG: опыт эксплуатации. Траектории, формирующиеся в рамках матрицы BCG. Траектория новатора. Траектория последователя. Траектория рыночной «неудачи». Траектория перманентной посредственности. Модифицированная матрица BCG. Управление диверсифицированной корпорацией.

Планирование выбора стратегической позиции с помощью матрицы GE. Факторы привлекательности рынка и стратегического положения бизнеса. Основные стратегические альтернативы матрицы McKinsey.

Матрица фирмы Arthur D. Little (ADL / LC)³. Жизненный цикл отрасли и жизненный цикл стратегической единицы бизнеса. Доминирующая, сильная, благоприятная, прочная, слабая конкурентная позиция. Уточненные стратегии матрицы ADL. Рекомендации матрицы ADL.

Познание как воссоздание мира. Тенденции в процессе принятия решения. Посылы когнитивной школы.

Малые стратегические приращения. Предписания Дж. Куинна. Ретроспективное осмысление. Модель внутренней корпоративной инициативы. Спонтанно возникающие стратегии. Основные положения школы обучения.

Матрица Ансоффа и трехмерная схема Абеля. Переменные схемы Абеля: обслуживаемые группы потребителей, покупательская потребность, технология. Матрица Купера. Привлекательность области бизнеса и «сила» бизнеса. Описание возможных стратегий предприятия в условиях растущего рынка. Синергический эффект компании в области технологии и маркетинга.

Деловой комплексный анализ (проект PIMS). Переменные, влияющие на долгосрочную прибыльность компании.



  1. Рекомендуемая литература:


  1. Пивоваров С.Э. Менеджмент: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru/.

  2. Трифонова Н.В. Организационное поведение: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru

  3. Трифонова Н.В. Стратегический менеджмент: электронный учебно-методический комплекс в ЕЭОС МБИ [Электронный ресурс]. – СПб.: МБИ, 2011. http://eos.ibi.spb.ru/.

  4. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю., Шелобаев С.И. Организационное поведение: Учебное пособие. [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. <http://www.knigafund.ru/books/14584>

  5. Бакирова Г.Х. Психология развития и мотивации персонала: учебное пособие. [Электронный ресурс]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. <http://www.knigafund.ru/books/106743>

  6. Веснин В.Р. Стратегическое управление / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. – СПб.: Питер, 2009 г. – 256 с.

  7. Дафт Р. Менеджмент / Ричард Дафт. – СПб.: Питер, 2011 г. – 800 с.

  8. Друкер П. Менеджмент. Задачи, обязанности, практика / Питер Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2008 г. – 992 с.

  9. Друкер П. Практика Менеджмента / Питер Ф. Друкер. – М.: Вильямс, 2009 г. – 400 с.

  10. Карлеф Б. Менеджмент от А до Я. Концепции и модели / Бенгт Карлеф, Фредрик Хэлен Левингссон. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2006 г. – 448 с.

  11. Курс МВА по менеджменту. Под редакцией Алана Коэна. – М.: Альпина Паблишер, 2007 г. – 512 с.

  12. Мескон М. Основы менеджмента / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури .– М. : Вильямс, 2009 г. – 672 с.

  13. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / Майкл Портер. – М.: Альпина Паблишер, 2011 г. – 454 с.

  14. Самойлович В.Г. Организация производства и менеджмент / В.Г. Самойлович. – М.: Академия, 2008 г. – 336 с.

  15. Тебекин А.В. Менеджмент организации / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. – М.: КноРус, 2011 г. – 832 с.

  16. Томпсон А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III. – М.: Вильямс, 2007 г. – 928 с.

  17. Фаэя Л. Курс МВА по стратегическому менеджменту / Под ред. Лайма Фаэя, Роберта Рэнделла. – М.: Альпина Паблишер, 2007 г. – 588 с.


Журналы:

  1. Российский журнал менеджмента. Высшая школа менеджмента СПбГУ.

  2. Менеджмент в России и за рубежом.

  3. Менеджмент сегодня. ИД Гребенников.

  4. СЕО.

  5. Менеджмент в России и за рубежом.

  6. Новости менеджмента.

  7. Бизнес-журнал.

  8. Эксперт.

  9. Harvard Publishing.

  10. Strategy & Business.

Газеты:

  1. Ведомости

  2. Коммерсант

Законодательство и нормативные документы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации;








  1. Примерный перечень вопросов к экзамену


Раздел 1. Специальные дисциплины


МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Состав управленческих функций и их взаимосвязь.

  2. Роли менеджера по модели Г.Минтцберга.

  3. Этапы развития теории менеджмента.

  4. Бюрократическая организация М.Вебера.

  5. Административные принципы А. Файоля.

  6. Теории X и Y Д. МакГрегора.

  7. Структура и характеристики внешней среды организации.

  8. Структура и характеристики внутренней среды организации.

  9. Подходы к принятию этически сложных решений.

  10. Миссия и цели организации.

  11. Стратегическое планирование.

  12. Корпоративная стратегия.

  13. Стратегия бизнес-единицы.

  14. Пять сил влияющих на отраслевую конкуренцию (по М. Портеру).

  15. Этапы принятия решений.

  16. Типы управленческих решений.

  17. Формы участия сотрудников в принятии решений (интерактивные группы, номинальные группы, группы Дельфи).

  18. Характеристики вертикальной организационной структуры: командная цепочка, властные полномочия, ответственность, делегирование, норма управляемости. Высокие и плоские организационные структуры.

  19. Функциональная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  20. Дивизиональная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  21. Матричная модель организационной структуры. Достоинства и недостатки.

  22. Сетевая организационная структура.

  23. Факторы выбора структуры (стратегия, внешняя среда, размер фирмы и др.).

  24. Методы и приемы комплексного управления качеством (TQM).

  25. Управление изменениями.

  26. Обучающаяся организация.

  27. Функция контроля в организации.

  28. Социальная ответственность бизнеса.

  29. Этика менеджмента.

  30. Управленческие информационные системы.



ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ


  1. Сущность структурной гипотезы 3. Фрейда.

  2. Основные социальные мотиваторы, сформулированные М. Вебером.

  3. Формальные и неформальные группы.

  4. Хоторнский эксперимент.

  5. Формы власти и влияния.

  6. Суть поведенческого подхода к лидерству.

  7. Содержательные теории мотивации: «иерархия потребностей», теория Герцберга, теория Альдерфера.

  8. Процессуальные теории мотивации: теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.

  9. Виды организационных коммуникаций.

  10. Определение конфликта и конфликтной ситуации.

  11. Межгрупповой конфликт. Групповая сплоченность. Групповое единомыслие.

  12. Межличностные стили разрешения конфликта.

  13. Группы в организации. Теории формирования групп. Стадии развития группы.

  14. Определение организационной культуры.

  15. Типология культуры по Ханди.

  16. Основные критерии, лежащие в основе культурной типологии Г. Хофштеде.

  17. «Эффект умножения» в теории ожидания Врума.

  18. Модель «жизненного» цикла П.Херси и К. Бланшара.

  19. Характеристики рабочего процесса в диагностической мотивационной модели Хэкмана - Олдмена.

  20. Сравнительный анализ мотивационной теории Макклеланда-Аткинсона и пирамиды потребностей А.Маслоу.

  21. Функции познания Юнга.

  22. Власть и ее источники. Делегирование. Влияние, его виды и способы противостояния.

  23. Этапы развития конфликта по Броделю

  24. Классификация конфликтов.

  25. Функции механизма, нейтрализующего конфликт между психическими инстанциями (фрейдизм).

  26. Мотивационная пирамида Альдерфера.

  27. Решетка Р.Блейка и Дж. Моутон.

  28. Ситуационные теории лидерства: модель Фидлера

  29. Архетипы лидерства по Ходжкинсону.

  30. 30. Лидерство и руководство. Теории лидерства.




Раздел 2. Дисциплины специализации


СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ


  1. Основные понятия и сущность стратегии организации. Необходимость в определении стратегии. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента.

  2. Системы управления на основе контроля и экстраполяции.

  3. Системы управления на основе предвидения изменений и гибких экстренных решений.

  4. Сравнительная характеристика стратегического и оперативного управления.

  5. Основные задачи стратегического менеджмента. Характеристика основных этапов стратегического управления.

  6. Видение и миссия организации. Подходы к формулированию миссии.

  7. Целеполагание в системе стратегического менеджмента. Характеристика эффективных целей.

  8. Уровни стратегии организации. Корпоративная стратегия и ее составляющие.

  9. Деловая, функциональная и операционная стратегии организации.

  10. Анализ и оценка внешней среды организации.

  11. Внутрифирменная диагностика.

  12. Методы анализа организационной среды.

  13. Стратегическая сегментация. Порядок выделения СЗХ. Анализ и оценка привлекательности СЗХ.

  14. Общие корпоративные стратегии развития организации.

  15. Стратегии стабильности, интенсивного роста и интеграционного роста. Формы интеграционных процессов в бизнес деятельности.

  16. Стратегия прогрессивной и регрессивной вертикальной интеграции

  17. Стратегия горизонтальной интеграции.

  18. Стратегии концентрической и конгломератной диверсификации

  19. Стратегия лидерства по издержкам. Стратегический анализ издержек. Цепочка ценностей, эффекты масштаба и опыта.

  20. Стратегии дифференциации и фокусирования.

  21. Факторы, влияющие на выбор стратегии.

  22. Портфельные методы выбора стратегии. Общие принципы.

  23. Организационные изменения. Модель МакКинси «7S».

  24. Приведение структуры в соответствии со стратегией.

  25. Формирование организационной культуры, соответствующей стратегическим изменениям.

  26. Характер внешних изменений. «Стратегические окна». Управленческая реакция на изменения окружающей среды.

  27. Управление стратегическими задачами и управление по слабым сигналам.

  28. Сопротивление изменениям. Виды и ключевые характеристики сопротивления переменам в организации. Поведенческие аспекты сопротивления изменениям.

  29. Управление стратегическими изменениями. Методы проведения изменений.

  30. Управленческие технологии проведения изменений – инжиниринг и реижениринг.







































Ситуационные задания:


        1. Как будет различаться процесс планирования в данных трех ситуациях: крупная многонациональная нефтяная компания, крупная городская больница и небольшая сельская школа?

        2. Как влияет внутренняя и внешняя среда на процесс планирования?

        3. Приведите примеры организаций, придерживающихся стратегий ограниченного роста, роста, сокращения и их сочетания.

        4. Каковы отношения между следующими понятиями: цели, задачи и люди?

        5. Кратко опишите основные взаимосвязи организации и внешней среды.

        6. Исходя из собственного опыта, приведите пример влияния социокультурных факторов на организацию.

        7. Каким образом могут различаться проявления социальной ответственности со стороны трех организаций: металлургического завода, больницы, университета?

        8. Как могут ценности, исповедуемые руководителями высшего ранга, влиять на ценности подчиненных?

        9. Почему руководитель должен располагать возможностями для эффективного обмена информацией с вышестоящими, равными ему и подчиненными?

        10. Каким образом организация может определить эффективность своих коммуникаций?

        11. Идентифицируйте и объясните связанные с индивидами, группами и организацией факторы, которые влияют на процесс обмена информацией а: а) больнице, б) университете, в) на металлургическом заводе.

        12. Сведите воедино различные определения модели принятия решений и предложите собственное ее определение.

        13. Сравните количественные и качественные методы прогнозирования.

        14. Дэвид Б. Херц говорит: «Руководитель должен находить способы выбора между альтернативами для распределения своих ресурсов, определения последовательности действий для себя и других людей и для привлечения новых специалистов разного профиля и материальных ресурсов». Как современный руководитель может справиться с этими проблемами?

        15. Рассмотрите различные технические компоненты и человеческий фактор, о которых должен помнить руководитель, разрабатывая модель.

        16. Опишите способы применения бюджета в помощь руководителю для эффективного осуществления функции мотивации.

        17. Опишите взаимосвязь между процессами планирования и контроля, приводя конкретные примеры.

        18. Опишите пример или ситуацию, когда контроль работы может отрицательно повлиять на поведение. Как можно этого избежать?

        19. Может ли руководство успешно использовать меры контроля, чтобы заставить сотрудников придерживаться ценностей организации?

        20. Почему руководство должно применять комплексный подход к МВО?

        21. Если один из ваших сотрудников превышает свои полномочия, что вы, как эффективный менеджер, сделаете для исправления ситуации?

        22. Ньюмен назвал пять причин, почему руководители с неохотой делегируют задачи и полномочия, и шесть причин, почему подчиненные избегают ответственности и блокируют делегирование. Обсудите эти положения в свете реалий современного общества.

        23. Какие факторы обусловили разработку дивизиональных структур?

        24. Исходя из того, что Вы знаете о различных организациях, дайте несколько примеров, подтверждающих концепцию Чандлера, согласно которой стратегия определяет структуру.

        25. Приведите примеры ситуаций, в которых оказывается целесообразным использовать основные типы бюрократических структур.

        26. Какая структура кажется Вам предпочтительной: централизованная или децентрализованная? Почему?

        27. Какие механизмы наиболее подходят для осуществления интеграции организации, действующей в относительно более изменчивой среде?

        28. Какую роль играло становление понятия мотивации в развитии теории и практики управления?

        29. Сравните модель мотивации Маслоу с моделями МакКлелланда и Герцберга.

  1. Опишите ситуации, в которых сегодня можно эффективно использовать мотивацию типа кнута и пряника.

  2. Выберите из вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите последовательно, шаг за шагом, как в ней будет работать модель Портера-Лоулера.

  3. Разработайте пример реализации модели процесса контроля в конкретной организации.

  4. Опишите опыт или приведите пример ситуации, в которой контроль противоречиво воздействует на поведение людей. Как этого можно избежать?

  5. Чем будет отличаться контроль в децентрализованной и сильно централизованной организациях?

  6. Могут ли управляющие успешно использовать контроль для того, чтобы заставить сотрудников приспособиться к ценностям организации?

  7. Приведите пример, когда сплоченность группы вредит формальной организации.

  8. Как, по вашему мнению, руководство должно реагировать на слухи?

  9. Как бы вы использовали неформальную организацию для своей собственной карьеры?

  10. Что может сделать руководитель для эффективного управления неформальными группами или организациями?

  11. Какие факторы внешней среды обусловили превращение традиции в менее эффективное средство влияния, чем раньше?

  12. В чем ошибочность заявления лорда Эктона: «Абсолютная власть развращает абсолютно»?

  13. Каким образом изменения в технологии и размере организации повлияли на руководство и власть в современных организациях?

  14. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

  15. Покажите на примере, почему демократичный, ориентированный на человека стиль руководства не всегда оказывается эффективным.

  16. Учитывая происходящие в нашем обществе перемены в культуре и технологии, какой стиль руководства, по вашему мнению, будет наиболее эффективным в 2020-х годах?

  17. Какое воздействие на стиль руководства имеет изменчивость внешней среды? Приведите примеры.

  18. Почему весьма часто рекомендуется участие работников в управлении переменами?

  19. Опишите организационные перемены и обсудите их взаимодействие с развитием организации.

  20. Как можно было бы эффективно разрешить конфликтную ситуацию в следующих организациях: прибыльной, некоммерческой, новом рискованном предприятии. Обсудите различие между этими тремя типами организаций.

  21. В каких организациях наиболее вероятно применение центров оценки и почему?

  22. Чем обеспечивается эффективность системы оценки результатов трудовой деятельности?

  23. Какие изменения в социальной среде повысили значимость управления продвижением по службе?

  24. Назовите входы и выходы операционной системы типичного ресторана быстрого обслуживания и опишите характер процесса переработки.

  25. Какой фактор (факторы) будет определяющим при выборе места строительства (а) бумажного комбината; (б) атомной электростанции; (в) аэропорта?

  26. Какую стратегию планирования выпуска совокупного продукта вы используете при планировании работы (а) полицейского участка; (б) курортного отеля; (в) угольной шахты? Почему?

  27. Почему система с фиксированным количеством предпочтительна при управлении запасами с независимым спросом и вероятностью значительного ущерба при их отсутствии?

  28. Почему система с фиксированной периодичностью является предпочтительной при управлении запасами с независимым спросом и в случае закупки у одного поставщика большого количества запасов?

  29. Чем отличается график Ганта (см. рис. 21.4.) от сетевого графика проекта (см. рис. 21.6.).