Файл: Курсовая работа на тему Особенности формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диагностика развития коммуникативных умений проводится путем экспертной оценки следующих параметров: словарный запас, литературное и логическое построение фразы, удерживание логической связи в построении протяженного связного текста, дифференцированно для письменного и устного варианта.

- Диагностика учебно-организационных умений

Также для диагностики могут быть использованы следующие методики:

Полученные в результате тестирования количественные и качественные показатели позволяют определить уровень развития учебно-логических умений, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений каждого ученика в классе и сформированность общих учебных умений класса в целом.

Универсальные учебные действия являются инструментом овладения любого учебного материала. Важно обратить внимание на работу по их формированию и развитию с самого начала школьной жизни. Ученики начальной школы стоят на этапе элементарной грамотности. Необходимо не упустить момент и создать такие условия для ребёнка, чтобы он с самого начала обучения усвоил алгоритмы, правила, приёмы, с помощью которых можно было сделать школьную жизнь насыщенной и интересной. Формирование универсальных учебных действий - специальная педагогическая задача и цель работы учителя начальных классов. «Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее в образовании - компетентностно - ориентированный подход в обучении.

Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и формирование универсальных учебных действий, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
1.2. Сравнительный анализ формирования УУД по программе Б.Неменского и в других образовательных системах

В данном пункте работы мы представим анализ нескольких программ по обучению школьников холодному батику на занятиях кружка.

В.Г. Ражников в программе «Маленький Эмо» раскрывает вопросы художественной росписи по ткани и отмечает, что это современное направление декоративно-прикладного творчества, вызывает большой интерес у школьников среднего и старшего возраста, как одно из «модных» и эксклюзивных видов искусства.


Педагогическая целесообразность.

Через программу у детей происходят:

- развитие эстетического вкуса,

- развитие образного мышления,

- развитие его индивидуальности,

- воспитание чувства прекрасного,

- формирование творческого начала в личности ребенка,

- формирование умения работать в коллективе,

- приобщение к ценностям народного декоративного искусства,

- приобщение к основам профессионального мастерства.

Направленность программы Давыдова С.: программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, воспитание гармоничной личности посредством изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

Цель образовательной программы:

Опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

К.В. Гавриловец, И.И. Казимирская в программе нравственно-эстетического воспитания школьников, отмечает, что ее задачами являются:

  • развитие мотивации к творчеству и самостоятельности;

  • развитие творческих способностей по изготовлению изделий с использованием всех видов художественной росписи по ткани;

  • формирование художественного вкуса и эстетических чувств;

  • воспитание национального самосознания через ознакомление с истоками народного творчества;

  • воспитание любви к труду, уважение к мастерам народного творчества;

  • создание условий для профессионального самоопределения.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1. Бумага разного формата и цвета.

2. Акварельные краски.

3. Тушь разноцветная.

4. Пастель, сангина, уголь.

5. Гуашь.

6. Восковые мелки.

7. Трубочки для коктейля.

8. Ванночки с поролоном.

9. Баночки для воды.

10. Кисти круглые и плоские разного размера.

11. Салфетки.

12. Рамы разных размеров или пяльцы.

13. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.

14. Клей ПВА.

15. Фен.

16. Соль, сода.

17. Аптечный парафин или восковые свечи.

18. Специальные краски для батика.

Обучение в кружке «Юный художник» включает теоретическую и практическую часть занятий.

Разбивка перспективного плана по тематическим блокам позволяет прослеживать динамику в развитии изобразительных навыков и умений, в усвоении техники рисования. Содержание тематики строится на обучении детей основам изобразительного искусства (цветоведении, композиции, формообразовании, изобразительным навыкам и умениям), обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге и ткани («Батик»).



Особое внимание при работе на бумаге и ткани уделяется обеспечению безопасных условий работы учащихся, технике противопожарной безопасности.

Педагог организует коллективные посещения детей на выставки в краеведческий музей села Порецкое в целях активизации процесса эстетического и культурного воспитания учащихся.

Ожидаемые результаты:

- получают теоретические знания по художественной росписи: цветоведение, история изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

- овладевают практическими умениями и навыками в работе с тканью и красками: свободная (акварельная) роспись, «солевая» техника, изучение техники «холодный» батик;

- приобщаются к национальным истокам;

- формируется познавательный интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству;

- формируется нравственно - эстетическая отзывчивость личности к прекрасному в жизни;

- развиваются начальные профессиональные навыки учащихся в сфере «Человек - художественный образ».

Рабочая программа учебного предмета Изобразительное искусство составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Изобразительное искусство Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.

Основная цель программы Б. М. Неменского - раскрыть содержание универсальных учебных действий, которые могут быть сформированы на начальной степени обучения применительно к особенностям дидактического процесса Школы.

В программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе Изобразительное искусство:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


1.3. Мониторинг по УУД на уроках ИЗО

С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.

К началу обучения нами была разработана нормативно-правовая база в соответствии с требованиями ФГОС. С 1 сентября 2011 г. обучение по новым образовательным стандартам начали 11 первых классов (269 учащихся). С этого момента вопросов стало возникать еще больше, чем во время работы над созданием ООП, и ключевым стал вопрос, связанный с основной задачей новых образовательных стандартов - формирование универсальных учебных действий (УУД).

УУД — это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

Функция универсальных учебных действий - обеспечить ключевую компетенцию учащегося - умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни.


Что дают универсальные учебные действия?

  • обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

  • создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

  • обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:

  • носят над предметный, метапредметный характер;

  • обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

  • обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

  • лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

  • обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:

  • личностный;

  • регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

  • познавательный;

  • коммуникативный.

  • Базовые образовательные технологии, на которых строится обучение:

  • обучение на основе «учебных ситуаций»;,

  • проектная деятельность;

  • уровневая дифференциация;

  • информационные и коммуникативные технологии.

Многие подходы, приёмы по формированию УУД и раньше активно использовались педагогами нашей школы в образовательной практике. Но с введением новых стандартов эта работа сложилась в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов освоения учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, и в создании здоровьесберегающей среды, и в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.

Безусловно, что такая четкая, целенаправленная, организованная система в большей степени способствует достижению желаемого результата - портрета выпускника, представленного новыми образовательными стандартами. Но для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных и личностных планируемых результатов. Именно в этом возникло множество вопросов при непосредственной организации образовательного процесса в школе.