Файл: Курсовая работа на тему Особенности формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 217
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок №13 Тема: «Красоту надо уметь замечать».
Задание: Детям предлагается сделать свободный рисунок. Обсуждение в паре работ друг друга. Назвать достоинства и недостатки работ друг друга.
Урок №14 Тема: «Узоры на крыльях».
Задание: Детям предлагается рисунок бабочки. Левая сторона бабочки нарисована в цвете. Дети должны по образцу дорисовать бабочку в цвете.
Урок №15 Тема: «Красивые рыбы. Украшение рыб».
Задание: Детям предлагается на шаблонах различных рыб, с помощью различных линий и фигур, украсить рыб и заселить их в аквариум, который висит на доске.
Урок №16 Тема: «Украшение птиц».
Задание: Работа в паре. После изготовления сказочной птицы, детям предлагается придумать сказку о своей птице.
Урок №17 Тема: «Узоры, которые создали люди».
Задание: Детям предлагается шаблон с орнаментом. Ребята должны продолжить орнамент по образцу.
Урок № 18 Тема: «Как украшает себя человек».
Задание: Детям предлагается в паре создать украшение и подготовить его презентацию.
Урок № 19 Тема: «Мастер украшения помогает сделать праздник».
Задание: Ребятам предлагаются иллюстрации с видами городских или сельских улиц. Работа в группе. Составление коллективного панно.
Урок № 20 Тема: «Постройки в нашей жизни».
Задание: Детям предлагаются два рисунка с изображением построек. Дети должны найти пять отличий.
Урок № 21 Тема: «Рисуем дом для сказочных животных».
Задание: Ребятам предлагаются различные геометрические фигуры, из которых они должны составить дом для сказочного животного. Работа в паре. Можно предложить нарисовать обитателя этого дома.
Урок № 22 Тема: «Домики, которые построила природа».
Задание: «Узнай хозяина домика»
Урок № 23 Тема: «Дом снаружи и внутри».
Задание: Детям предлагается в паре, опираясь на имеющиеся знания по составлению орнамента, составить орнамент для обоев, которыми бы они украсили свою комнату. Выставка и обсуждение.
Урок № 24 Тема: «Строим город».
Задание: Работа в группе. Создание макета города из различных упаковок. Придумайте название городу. Защита проекта.
Урок № 25 Тема: «Все имеет свое строение».
Задание: Работа в группе. Распределить обязанности. Создать образ животного в виде аппликации. Подготовить презентацию.
Урок № 26 Тема: «Постройка предметов».
Задание: Работа в паре. Детям раздаются коробочки(упаковки). Создать подарочную упаковку, производя правильный порядок учебных действий. Выставка.
Урок № 27 Тема: «Город, в котором мы живем». (экскурсия)
Задание: сделать зарисовку города по впечатлению после экскурсии. Коллективное обсуждение работ.
Задание: Работа в группе. Детям предлагаются иллюстрации различных построек. Определите задачу, которую решал автор, создавая данную постройку.
Урок № 29 Тема: «Праздник весны. Конструирование птиц из
бумаги».
Задание: после создания птицы, дети должны обсудить свои работы в паре. Детям предлагается вслух проговорить достоинства и недостатки изделия. Далее заселяем ветку. Детям предлагается повесить своих птиц на ветку, заранее приготовленную учителем.
Урок № 30 Тема: «Разноцветные жуки».
Задание: Работа в паре. Дорисовываем жука.
Урок № 31 Тема: «Сказочная страна».
Задание: Коллективная работа. Создание коллективного панно «Сказочный мир».
Урок № 32-33 Тема: «Здравствуй, лето!» Образ лета в творчестве художников».
Задание: Работа в паре. Составление устного рассказа о летнем отдыхе.
Задание: Работа в паре. Обсудите с товарищем предложенную
иллюстрацию. Опираясь на имеющиеся знания, охарактеризуйте произведение.
Приложение - Методики исследования
Методика "Рисование по точкам".
Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность
Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа.
Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда:
Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Детей рассаживают за столы по одному. Перед каждым ребенком кладут книжечку с заданием. Экспериментатор, стоя так, чтобы его было хорошо видно всем детям, раскрывает такую же книжечку и показывает лист с заданием № 1. Затем он говорит: "Откройте свои книжечки на первой странице. Посмотрите: у вас нарисовано так же, как и у меня". (Если кто-либо из детей открыл не ту страницу, экспериментатор поправляет его.)
Указывая на вершины треугольника-образца, экспериментатор продолжает: "Видите, здесь были точки, которые соединили так, что получился этот рисунок (следует указание на стороны треугольника; слова вершина, стороны, "треугольник" экспериментатором не произносятся). Рядом нарисованы другие точки (следует указание на точки, изображенные справа от образца). Вы сами соедините эти точки линиями так, чтобы получился точно такой рисунок. Здесь есть лишние точки. Вы их оставите, не будете соединять.
Теперь посмотрите в своих книжечках: эти точки одинаковые или нет?" Получив ответ "нет", экспериментатор говорит: "Правильно, они разные. Тут есть красные, синие и зеленые. Вы должны запомнить правило: одинаковые точки соединять нельзя. Нельзя проводить линию от красной точки к красной, от синей к синей или от зеленой к зеленой. Линию можно проводить только между разными точками. Все запомнили, что надо делать? Надо соединить точки, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (следует указание на образец-треугольник). Одинаковые точки соединять нельзя. Если вы проведете линию неправильно, скажите, я сотру ее резинкой, она не будет считаться. Когда сделаете этот рисунок, переверните страницу. Там будут другие точки и другой рисунок, вы будете рисовать его".
По окончании инструктирования детям раздаются простые карандаши. Экспериментатор по ходу выполнения задания стирает по просьбе детей неверно проведенные линии, следит за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, ободряет детей, если это требуется.
Оценка выполнения задания.
Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец.
Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек).
Кроме того, начисляется по одному баллу за:
1. соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу;
2. полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного);
3. одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения).
Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7.
Таким образом, суммарный балл может колебаться от 0 (если нет ни одного, верно, воспроизведенного элемента и ни в одной из задач не выдержано правило) до 40 (если все задачи решены безошибочно).
Стертые, т.е. оцененные самим ребенком как неправильные, линии при выведении оценки не учитываются.
В ряде случаев достаточной оказывается более грубая и простая оценка - число правильно решенных задач (ЧРЗ). ЧРЗ может колебаться от 0 (не решена ни одна задача) до 6 (решены все 6 задач).
Интерпретация результатов:
33-40 баллов (5-6 задач) - высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия.
19-32 балла (3-4 задачи) - ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности. Менее 19 баллов (2 и менее задачи) - чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянно нарушает заданную систему требований, предложенную взрослым.
Методика "Корректурная проба" (буквенный вариант).
Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа
Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.
Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.
Время работы - 5 минут.
Инструкция: «На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут».
Пример:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Тест "Найди несколько различий?"
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - анализ и сравнение.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Перед показом рисунков ребенку предлагают найти несколько различий между двумя рисунками и отметить значком (V).
Оценка результатов теста
10 баллов - ребенок справился с заданием менее чем за 20 сек
8-9 баллов - ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития восприятия
10 баллов - очень высокий.
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
-
балл - очень низкий.
Методика «ВЫДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ»
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - выделение существенных признаков.
Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия
Форма проведения: письменный опрос
Возраст: младшие школьники.
Критерии оценивания: высокий уровень - 6-7 . (правильных ответов)