Файл: Курсовая работа на тему Особенности формирования универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Средний уровень- 3-5 .
Низкий уровень 1-2 .
Один балл дается за два правильно выбранных слова, а 0,5 балла - за одно правильно выбранное слово.
Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Для исследования пользуются либо специальным бланком, либо экспериментатор предлагает испытуемому задачи. Предварительно даются инструкции.
Инструкция: «В каждой строчке вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее 5 слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».
Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при которых вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.
Стимульный материал:
-
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля). -
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). -
Города (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед). -
Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). -
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). -
Газета (правда, приложение, бумага, редактор). -
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).
Ключ
-
Растение, земля. -
Берег, вода. -
Здание, улица. -
Крыша, стены. -
Глаза, печать. -
Бумага, редактор. -
Игроки, правила.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Коммуникативные действия, направленные
на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)
Задание «Носочки» (Г.А. Цукерман)
Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)
Возраст: начальная ступень (6,5 - 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению носочка и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные носочки и карандаши. Носочки надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение носочков (на правую и левую ногу) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на носочках; -
умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.; -
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; -
взаимопомощь по ходу рисования, -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;
2) средний уровень - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;
3) высокий уровень - носочки украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания носочков; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей - еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени - низкая самооценка;
4-7 ступени - адекватная самооценка;
8-10 ступени - завышенная самооценка.
49