Файл: Особенности организации занятий по аппликации в дошкольном образовательномучреждении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация

«Национальный социально-педагогический НСПК колледж»

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО АППЛИКАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУЧРЕЖДЕНИИ

'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Цель: изучить особенности аппликации как вида изобразительной

деятельности с детьми дошкольного возраста.
Продуктивная деятельность в детском саду включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Аппликация —[ Техника декоративно-прикладного искусства,

заключающаяся в вырезании и наклеивании (или нашивании) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основойслужат картон, плотная бумага, дерево.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы

мысли и воображения, т.к. в силуэте отсутствуют детали, являющиеся

порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в
углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них

воспитываются умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этой технике декоративно-

прикладного искусства большое значение для создания композиции

имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Аппликация является наиболее простым и доступным способом создания художественных работ, при котором — сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность

широко использовать аппликацию не только в оформительских целях

(при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм,

игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений д/с), но и в создании картин, орнаментов ит.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен.

Аппликация может быть:

предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.);

сюжетной, отображающей совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.);

декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви предметов быта, жилища, применяемым и поныне у

3

'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
многих народов. Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением, стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и

распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков — гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон,

что привело к развитию вышивки аппликацией.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.

Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом

аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги.


Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и название — силуэт. Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.

Силуэты Федора Толстого отличаются высоким художественным мастерством, выполнены с ювелирной тонкостью. Зачастую художник

прибегает к таким техническим приемам, как прорези и накалывание в

изображении воды и листвы деревьев.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева. Вырезанием из бумаги она увлекалась в детстве, еще учась в гимназии. В орнаментах, аппликациях Е. Е. Лебедевой изображены мотивы природы средней полосы, где она

родилась и прожила почти всю жизнь. На ее аппликациях можно увидеть

ажурные ночные фиалки, букетики ландышей с папоротником, липы, ветки черемухи, птиц на ветках, белок, голубей, орнаменты (Рисунок 1).

4

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ

Рисунок 1 — Сирень. Е. Е. Лебедева
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных

стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса.

Главную роль играет цвет. Матисс считал, что цвета должны поддерживать друг друга, а не уничтожать. Он утверждал, что цвета, которые можно применять для изображения предметов и явлений природы, сами по себе, совершенно независимо от этих предметов обладают силой воздействия на чувства зрителей.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
В каждой аппликации он брал 4-5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.
Вызывая отдельные фигуры и формы, меняя цвета и формы, Матисс создал ряд колоритных декоративных работ: мифологический
образ Икара (Рисунок 2), воспоминание об острове Гаити и др.

Рисунок2 - Икар. Анри Матисс. 1946. Окрашенная бумага, клей. 64 х 41.9. Государственный музей современного

искусства Центр Помпиду. Париж, Франция

Издавна в Украине и Белоруссии славились узорчатые бумажные вырезки витинянки, или вытынянки (от «вытынаты», «витинати», «выщнаць» — вырезать).

'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Витинянки древняя славянская техника декоративно-

прикладного искусства, ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева, которые имеют четкие, чисто грамматические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из

бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз, — хороводы.

Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

Из бумаги создавались даже картины с незамысловатыми

сюжетами, где изображались птицы, звери, рыбы, растения, архитектурные сооружения. Вырезки наклеивались на стены, окна, в простенках.

Яркие, праздничные аппликации различные композиции декоративных цветов в вазах, золотистые колосья пшеницы, кукуруза, подсолнух, фрукты, петухи, диковинные птицы — все это представляется на многочисленных выставках декоративно-прикладногоискусства.

В Ростове-на-Дону увлеченно работает с засушенными растениями П. Рябинин. Работы из тополиного пуха самостоятельных художников, из города Трускавца В. Тарановой и А. Шевченко демонстрировались в