Файл: Особенности организации занятий по аппликации в дошкольном образовательномучреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Дать малышам представление о необходимых инструментах и оборудовании для аппликации: ножницы, кисточка, клей, клеенка и др.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на предложение взрослого сделать что-либо, готовность соучаствовать с ним в создании элементарных художественных поделок.
4. Развивать интерес, эмоционально положительное отношение к элементарным действиям с бумагой, стремление самостоятельно их ВЫПОЛНЯТЬ.
5. Развивать эстетическое восприятие и чувства: узнавать полученное изображение, любоваться, радоваться «вслед» за взрослыми.
Содержание работ в этом возрасте: полуобъемная (из бумажных комочков, шариков) и «мозаичная» (из кусочков) предметная аппликация, на которой изображаются самые простые предметы: цветные шары, веточка с ягодами рябины, вишни, веточка мимозы, сирени, разные овощи, фрукты, фигурки животных и др. Эти работы, выполненные на цветном фоне и оформленные в рамку, радуют детей своей яркостью и могут найти практическое применение для украшения интерьера кукольного уголка, группы, дошкольного учреждения, детской комнаты в семье и т.п.
Выполняя отдельныедействия вместе с воспитателем, делающим
аппликацию, дети получают первые представления о ней как способе изображения с помощью бумаги, преобразованной руками или с
использованием инструмента — ножниц.
Овладение специфическими действиями с материалом, инструментами, предметами в раннем возрасте происходит через общение со взрослым. Только он может передать ребенку сведения о функциях предметов, орудий, показать приемы использования материала
ит.д. В совместной с ним деятельности.
12
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Отдельное действие детей по преобразованию материала педагог включает в целостный процесс по созданию поделки. Это действие (сминание бумаги в комочек, скатывание в шарик и т.д.), дающее промежуточный результат, приобретает для ребенка практический смысл.
Действия детей с бумагой постепенно усложняются.
Первые совместные со взрослым ручные результативные действия,
включенные в контекст создания определенного «продукта»,
эмоционально подготавливают ребенка к систематическому и более
содержательному участию в аппликации. Первые пробы преобразования материала не требуют от детей четкого восприятия формы, цвета; они еще не участвуют в «замысливании» изображения, но уже на четвертом
году жизни в аппликации могут быть поставлены более сложные задачи:
1. Учить детей составлять узоры из геометрических форм на полосе, квадрате, прямоугольнике, равнобедренном треугольнике.
2. Учить дошкольников составлять из готовых форм простые предметы (елочка, домик, снеговик и т.п.), и элементарные сюжеты из знакомых предметов (паровозик с вагончиком, домик с елочкой и т.п.).
3. Учить ребят правильно держать ножницы, разрезать узкие полоски по сгибу (согнутые пополам), а затем более широкие (несколько взмахов ножниц).
4. Учить технике намазывания бумажных деталей клеем: по контуру «обрисовывая» кисточкой с клеем ее края.
5. Формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы: сначала выложить узор (предмет, сюжет) на листе, а
затем поочередно брать и наклеивать каждую деталь.
6. Воспитывать у дошкольников художественный вкус.
В средней группе решаются более сложные задачи:
13
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
1. Учить вырезать детали для аппликации из разных материалов (бумага, ткань) простыми способами: отрезать, разрезать, вырезать по контуру.
2. Приобщить детей к созданию аппликации из сухих листьев, скорректировать способы приклеивания листьев на основу.
3. Обогатить содержание аппликаций, обеспечив более широкое ознакомление детей с миром природы, предметами народного искусства и тп. а также разнообразие используемых деталей (не только геометрических форм, но и растительных).
4. Учить ребят располагать детали на округлых формах: овале, круге, розетке.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее действует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезания;
дети сами могут делать такие детали, как овал, круг, закругляя углы
прямоугольников; срезая углы по прямой, делать трапецию; разрезать
квадраты по диагонали для получения треугольников. Детям этого
возраста для вырезания деталей предметного содержания (грибок, цветок и др.) можно дать трафареты. Опыт показывает, что дети, работавшие с трафаретом и вырезавшие детали по контуру, в дальнейшем легче
осваивают симметричное и силуэтное вырезание и обрывание «на глаз».
Если дети рано овладевают ножницами, то к концу среднего
возраста они могут вырезать детали всеми вышеназванными способами
из ткани, и в результате возможна аппликация из ткани. Для основы
используется мешковина, драп, хлопчатобумажная тгладкокрашеная ткань.
На ней можно выполнить узоры как путем чередования деталей разного цвета и формы, так и путем создания композиций из элементов
национальных орнаментов разных народов, можно создать предметную
или элементарную сюжетную аппликацию. Но в отличие от подобных
бумажных изделий аппликация на ткани более долговременна и разнообразна в использовании (салфетка, полотенце, ковер, скатерть).
14
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
Детей 4-5 лет можно учить аппликации из сухих листьев растений: составлять узор, чередуя листья по форме, величине, цвету и располагая их симметрично на картонной основе разных геометрических форм: полосе, квадрате и т.д.
Нельзя намазывать лист клеем, как деталь из бумаги или ткани, движением кисточки по контуру: листок начнет крошиться. Его намазывают движением кисточки от указательного пальца левой руки к краям листа.
Для передачи образа детям предоставляются другие материалы:
карандаши, тонкие веточки, семена. Например, изготовляя аппликацию бабочки, брюшко можно сделать не только из листочка, но и нарисовать, приклеить тонкую веточку; для глаз использовать мелкие семена или тоже нарисовать.
В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезания —Й симметричным, силуэтным, многослойным, а также техникой обрывания, плетения. Они могут комбинировать техники.
Дошкольники осваивают новые способы прикрепления деталей: пришивание их к ткани. При этом дети получают два варианта изображения: плоскостное и полуобъемное (когда между основой и деталью подкладывается вата). Во втором случае изображение более выразительное. Полуобъемная аппликация получается и при частичном
наклеивании деталей, например, только середины снежинки, цветка, бабочки и т.п.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более
сложные декоративные узоры как из геометрических, так и из
растительных форм. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. В старшем возрасте дети делают
аппликацию из соломки, намазывая клеем контур предмета и наклеивая на него нарезанную соломку.
15
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
'Дошкольники могут ВЫПОЛНЯТЬ многослойные сюжетные
аппликации из бумаги, ткани, сухих листьев. Этот вид аппликации
наиболее трудный. В отличие от рисунка в многослойной сюжетной аппликации всегда остается строго определенной последовательность расположения и наклеивания (пришивания) форм: сначала общий фон (земля, море, небо). Затем выкладываются и приклеиваются предметы заднего плана, а потом среднего и переднего. Детям 6-7 лет можно предложить сделать карандашом эскиз будущей работы.
Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого
выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может
выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную
технику, подходящую для более выразительного