Файл: Особенности организации занятий по аппликации в дошкольном образовательномучреждении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Донецке, Ялте, Львове и др. городах.
Работы художников-флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания.
Виды аппликации:
— предметная;
— сюжетно-тематическая; — декоративная.
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают
предметы из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки
разного цвета; грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д.
По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группе дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии В
соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).
При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:
— вырезать предметы, показать их различия по величине при
сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
— выделить основные предметы, главных действующих лиц,
связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу); главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
— передать характерные особенности персонажейи их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
8
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
— расположить предметы на плоскости основ: на одной ЛИНИИ В
ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
— создать двуплановые композиции: ниже, выше, ослабляя цвет,
уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
— подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания
для передачи времени года, состояния погоды, отношения к
изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых
зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических
аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для
отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.
Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса.
Можно создать тоновые аппликации, используя сочетание 2-3 цветов. Например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе
темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые
9
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности,
во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма,
симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях
ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные
предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная
аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией.
В ленточном построении отдельные элементы могут многократно
повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через 2-3 элемента.
В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости
от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочкии др.).
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети
дошкольного возраста должны научиться равномерно заполнять
отдельными элементами пространство фона, выделять основные и
вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно
применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной
инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и
наклеивания отдельных элементов.
Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
10
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. (Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для
аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами,
обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе:
приклеивания, пришивания.
4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять тармоничные цветовые
сочетания.
5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы.
Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный
отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок
проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого — поддер-жать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для
развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается
преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная,
11
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.
Работы художников-флористов пользуются неизменным успехом на выставках «Природа и творчество».
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания.
Виды аппликации:
— предметная;
— сюжетно-тематическая; — декоративная.
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметы изображения, которые в силу специфики деятельности передают несколько обобщенный, даже условный образ окружающих предметов или их отображений в игрушках, картинках, образцах народного искусства.
На начальном этапе малыши раскладывают и наклеивают
предметы из заготовленных воспитателем частей: мяч — две половинки
разного цвета; грибок — шляпка и ножка; тележка — прямоугольный корпус и круглые колеса; гирлянда — флажки прямоугольной формы и т.д.
По мере освоения приемов вырезания в средней, старшей и подготовительной к школе группе дети могут изобразить предметы, отличающиеся разнообразием формы, строения, сочетания окраски, величины соотношения (дома различных типов, транспорт, растения, птицы, животные, человек в реальной и сказочной трактовке).
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии В
соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве»).
При этом перед ребёнком становятся следующие задачи:
— вырезать предметы, показать их различия по величине при
сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
— выделить основные предметы, главных действующих лиц,
связать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу); главное выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
— передать характерные особенности персонажейи их действия через жесты, позу, одежду, окраску (колобок встретился с медведем — фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
8
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
— расположить предметы на плоскости основ: на одной ЛИНИИ В
ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
— создать двуплановые композиции: ниже, выше, ослабляя цвет,
уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
— подобрать и целесообразно использовать цвет и его сочетания
для передачи времени года, состояния погоды, отношения к
изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
В каждой возрастной группе эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых
зависит творческая вариативность содержания сюжетно-тематических
аппликаций.
Многообразие окружающей жизни дает богатый материал для
отражения в аппликациях различных сюжетов.
Сюжеты аппликаций могут трактоваться по-разному в зависимости от возраста детей. Например, по-разному дети отображают тему «Осень». Дети старшей группы вырезают и наклеивают «Осенний букет», «Богатый урожай овощей», а в подготовительной к школе группе эта тема может найти еще более оригинальное решение: «Осенний натюрморт», «Птицы, улетающие в теплые края» и т.д.
Тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие времени года, реалистичность или фантастичность явлений особенности взаимосвязь объектов. При этом не нужно забывать, что большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, а это является показателем неразвитого вкуса.
Можно создать тоновые аппликации, используя сочетание 2-3 цветов. Например, «Зимний вечер» (на темном фоне белые силуэты зайцев, а вокруг стволы деревьев), «Поздняя осень» (на серой основе
темные силуэты деревьев, на ветках которых кое-где мелькают желтые
9
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
листья). Такие контрастные сочетания цветов создают ощущение света, воздуха, вызывают у ребенка положительные эмоции.
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности,
во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма,
симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях
ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные
предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная
аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией.
В ленточном построении отдельные элементы могут многократно
повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный в котором отдельный мотив повторяется через 2-3 элемента.
В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости
от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочкии др.).
Для воспроизведения различных видов орнаментов дети
дошкольного возраста должны научиться равномерно заполнять
отдельными элементами пространство фона, выделять основные и
вспомогательные части аппликации. Чтобы развить у детей глазомер и способность создавать уравновешенные композиции, целесообразно
применять наглядные приемы обучения или ограничиваться словесной
инструкцией, если дошкольникам хорошо известны способы вырезания и
наклеивания отдельных элементов.
Содержание работы по аппликации в разных возрастных группах
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи:
10
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
1. Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы.
2. (Составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет.
3. Овладевать различной техникой получения деталей для
аппликации из разных материалов: вырезание разными приемами,
обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе:
приклеивания, пришивания.
4. Формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять тармоничные цветовые
сочетания.
5. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.
Задачи и содержание обучения аппликации конкретизируются с учетом накопления опыта и развития ребенка.
Приобщение к аппликации начинается с первой младшей группы.
Педагог руководствуется известной особенностью детей: в возрасте 2-3 лет у здоровых малышей ярко выражен эмоциональный
отклик на предложение что-либо сделать, в чем-то участвовать, ребенок
проявляет готовность действовать. И главная задача взрослого — поддер-жать эту активность, не дать ей угаснуть, придать ей созидательный характер. Нельзя упустить этот благоприятный период детства для
развития детской активности и самостоятельности.
Задачи, решаемые в этом возрасте:
1. Учить действиям с бумагой (отрывать, сминать, скатывать, отрезать), помочь детям увидеть в бумаге материал, который поддается
преобразованию и имеет свои свойства и качества: мягкая, плотная,
11
'АЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙКОЛЛЕДЖ
гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит.