ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Земледелие и скотоводство

Характерной чертой истории древнейшего Египта являлось то, что здесь в силу природных условий даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.

Уже при I династии Египет, пересеченный оросительными сооружениями, стал страной исключительного плодородия.

В период раннего царства уже были известны чуть ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве. Египтяне держали быка, осла, барана с развесистыми рогами, козу. Об этом свидетельствует изобразительное искусство, письменность, а также об этом можно судить по находкам костей животных при раскопках.

Как считают ученые, в то время держали много скота. Ещё около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого скота и 1422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта, так что вполне возможно, его добыча появилась оттуда.

Объединение Египта

Как свидетельствуют исторические источники, в начале II династии древнеегипетские цари нарушили вековую традицию и перестали использовать абидосское кладбище. Впоследствии, еще при той же династии, в Абидосе опять стали появляться царские погребения, однако теперь цари уже носят новую, несколько необычную титулатуру.

Теперь же, в период II династии, мы обнаруживаем царя, который неожиданно объявил себя не Гором, а его противником - богом Сетом. Мало того, другой, следующий за ним царь, уже под самый конец династии, вдруг провозгласил себя одновременно Гором и Сетом и даже именовался, как считают ученые приблизительно так: “Тот, в ком умиротворились оба бога”.

Трудно сказать со всей определенностью, были ли такие изменения титулатуры связаны с кровавыми событиями в Нижнем Египте, где почитался бог Сет, о которых повествует царь той же династии Гор-Хасехем. На подножиях двух своих изваяний он символически изобразил Нижний Египет пораженным. Там же изображены трупы бунтарей, а также указано число павших врагов: на одном изваянии - 48205, на другом - 47209. На двух каменных сосудах представлена богиня Верхнего Египта, которая вручает Гор-Хасемему, украшенному верхнеегипетской короной, знак соединения обеих земель в “ год поражения Нижнего Египта”.

Поражение Севера и прекращение династических распрей привели к концу II династии к окончательному объединению страны, открывшему новую эпоху в истории Египта - эпоху Древнего царства. “Белые стены” царя Менеса - город Мемфис становится столицей единого государства. Согласно наиболее распространенному мнению, к одному из названий этого города - Хет-ка-Птах, что значит “ Усадьба двойника Птаха” - главного бога столицы, и восходит греческое Айгюптос и наше наименование страны - Египет.


Религия Древнего Египта

По представлениям древних египтян, жизнь не заканчивалась смертью. Тело умирало, но душа продолжала жить в потустороннем мире, представлявшем собой копию реального. И в нем "Ка", жизненная сила, возвращалась телу. Родственники обязаны были обеспечить умершему достойную жизнь в загробном мире. Не сделай они этого - мертвые "возвратятся с ветром", и месть их будет страшной. К посмертным дарам принадлежала так называемая "Книга мертвых" - сборник заклинаний, которые должны были уберечь мертвых от опасности. Одно из почти 200 магических заклинаний "Книги мертвых" гласит: "Плыви, о успокоившийся в Осирисе, на ладье Ра, совершай с миром путь твой, о успокоившийся в Осирисе, пока не станешь единым, как Маат с солнечным диском, в бесконечном объятии его света".

Другое социальное положение: фараон в царстве мертвых не мог стать придворным, а подданный - царем.

Подобно чередованию восходов и закатов солнца, постоянно чередуются смерть и рождение. Реальный и потусторонний мир относили к разным странам света, мир живых - к востоку, мертвых - к "прекрасному западу". Так, Луксор на левом берегу Нила предназначался для живых и для поклонения богам, а из Фив на западном берегу фараоны отправлялись в царство мертвых.

Мумификация

Примерно с 3400 г. до н.э. c помощью высокого искусства мумификации готовили тела умерших к путешествию в загробный мир и к их сохранению в вечности. 70 дней останки находились в пересыщенном содовом растворе, далее бальзамирование продолжалось и включало очень много технологических стадий. Так, мумии фараонов пережили тысячелетия. Но им наносили ущерб расхитители гробниц, а также некоторые археологи.

Сначала бальзамировщики рассекали тело и удаляли из него внутренности, чтобы замедлить процесс разложения. Мозг крючьями вытягивали через нос. Очищенные и обернутые в пелены внутренности в дальнейшем хранились в четырех сосудах (канопах) в той же гробнице, что и сама мумия. Только сердце оставляли в теле. После пеленания мумию посыпали порошком соды. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем после растворения внутренностей раствор откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась.



Под конец умащенное благовониями тело обертывали полотняными бинтами, пропитывая их маслами и смолами. Поэтому мумии имеют такую темную окраску. Между повязками закладывали амулеты для защиты покойника. На амулетах были записаны магические формулы типа: "Пусть смерть своими крылами погубит того, кто нарушит покой фараона".

Искусство Древнего Египта

В божественном царстве фараонов искусство служило прежде всего религии. Произведениями сакрального искусства были пирамиды, храмы, гробницы, настенная живопись и статуи. Сюжеты барельефов неизменно служили связующим звеном между богами и людьми, прежде всего фараонами. Сцены борьбы, жертвоприношения и потусторонней жизни чередовались со сценами жизни, деятельности, радости и смерти.

Египетские художники не знали перспективы, но всеми доступными им средствами они стремились правдиво отражать действительность. Тот, кому удастся полностью погрузиться в созерцание ярких египетских фресок, даже не обладая специальными знаниями, сможет составить себе представление о жизни Древнего Египта. Многие из фресок производят странное, волнующее впечатление на зрителя. Достаточно назвать настенную роспись в гробнице Нахта, жреца Амона, изображающую грациозных девушек с флейтами, арфами и лютнями.

Имхотеп, министр и зодчий фараона Джосера (XXVIII в. до н.э.), автор ступенчатой пирамиды в Саккара, считается отцом каменной архитектуры. В те времена храмы еще представляли собой часть комплекса пирамиды. Позднее на смену пирамидам пришли скрытые от расхитителей скальные гробницы. В отдалении от таких гробниц храмы стали приобретать большее значение. Эти сооружения строились из камня на века. Жилища же простых людей возводили из быстро разрушающегося сырцового кирпича.

Заключение

Я считаю, что египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. Она не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и дошли до нас. Сокровища египетской мысли - научной, практической и мистической - оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.


Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта - сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура древни египтян - монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы - поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

Список литературы

1.О.Н.Дубровская, Древние религии мира. - Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

2.М. Б.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - Москва: Наука 1982г.

3.Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: Welcom Books, Москва.