Файл: Тема 1 Предмет, задачи и методы учебной дисциплины Функция описания развития предполагает.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 561

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 1: Предмет, задачи и методы учебной дисциплины

  1. Функция описания развития предполагает:

  • представление феноменологии процессов развития с точки зрения внешнего поведения и внутренних переживаний

  1. Функция объяснения развития предполагает:

  • выявление причин, факторов и условий, повлекшие за собой наступившие изменения в поведении и переживании

  1. Функция прогноза развития предполагает:

  • установление связей между наступившим следствием и возможными причинами

  1. Функция коррекции развития предполагает:

  • изменение возможных причин


Тема 2: Проблема возрастной периодизации психического развития

  1. Предельная временная дистанция, включающая всю биосоциальную эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком:

  • филогенез

  1. Развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурный социогенез:

  • антропогенез

  1. Временная дистанция длиной в человеческую жизнь:

  • онтогенез

  1. Наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период:

  • микрогенез

  1. Кто является автором утверждения о том, что время никоим образом не регламентирует ход психического развития, но фиксирует все события в строго заданной последовательности:

  • Л.С. Выготский

  1. Окостенение скелета и смена зубов были основание в периодизации:

  • П.П. Блонского

  1. Автором периодизации, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур является:

  • Ж. Пиаже

  1. Автор периодизации, в основание которой положено развитие речи с выделением фазы слов, предложений, фраз:

  • В. Штерн

  1. Автор периодизации, в основание которой положена диалектическая модель развития и идея скачков-переходов к новому качеству:

  • Л.С. Выготский

  1. Периодизация Э. Эриксона предполагает в качестве основания развития:

  • соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного Я

  1. По мнению каких ученых, основой психического развития является смена деятельности, детерминирующая возникновение новообразований:


  • Д.Б. Эльконина

  • А.Н. Леонтьева

  1. Под ведущей деятельностью понимают: укажите 1 или несколько правильных ответов.

  • деятельность, от которой зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка

  • деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие новые виды деятельности

  1. Как называется возраст отдельного человека, начиная с момента-зачатия и до конца жизни:

  • хронологический возраст

  1. Генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека, определяют:

  • биологический возраст

  1. Путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом определяется:

  • психологический возраст

  1. Путем соотнесения уровня общественного развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников, определяется:

  • социальный возраст


Тема 3: Теории развития и социализации личности

  1. Основной движущей силой развития считается субъект:

  • эндогенное научное направление

  1. Движущей силой развития считается среда:

  • экзогенное научное направление

  1. На первой стадии социализации в контексте психосоциальной концепции развития Э.Эриксона главную роль занимает:

  • эмоциональное общение с матерью

  1. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда:

  • вторая стадия по концепции Э.Эриксона

  1. На какой стадии в контексте психосоциальной концепции развития Э.Эриксона формируется центральная форма эгоидентичности:

  • пятая стадия

  1. Какая стадия считается центральной в психосоциальной концепции развития Э.Эриксона:

  • седьмая стадия

  1. Социализация как результат взаимодействия личности с окружающей средой посредством научения рассматривается в:

  • теориях социального научения


  1. Социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности в:

  • психоаналитических теориях

  1. Социализация личности определяется развитием когнитивных процессов в:

  • когнитивистских теориях

  1. К механизмам социализации относят:

  • копирование

  • имитация

  • идентификация

  1. Онтогенез — это:

  • формирование психических структур в течение жизни данного индивида

  1. Развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Эту мысль высказал:

  • В. Штерн

  1. Развитие — это:

  • закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях


Тема 4: Понятие и сущность социализации личности

  1. Кем впервые был введён термин «социализация»:

  • Ф.Г.Гидденс

  1. Некритичное усваивание социального опыта через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности соответствует:

  • первичной социализации

  1. Стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я» характерно для:

  • стадии индивидуализации

  1. Стремление найти свое место в обществе реализуется на:

  • стадии интеграции

  1. Личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но и воспроизводит накопленный социальный опыт:

  • четвертой стадии социализации

  1. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди учатся приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями:

  • социализация

  1. Подберите определение понятию «социальная поддержка»

  • Комплекс специальных социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования для людей из «группы риска»


Тема 5: Факторы, влияющие на развитие и социализацию личности

  1. Отметьте известные Вам макрофакторы социализации:

  • Этнос

  • Страна

  • Государство

  1. Хозяйственная деятельность как процесс, влияющий на социализацию человека, отражается:


  • на условиях жизни

  1. Исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих общим менталитетом, национальными самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры:

  • этнос

  1. Территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы:

  • страна

  1. Фактором стихийной социализации выступает:

  • государство

  1. Государственная политика в сфере воспитания направлена на решение:

  • задач воспитания и стратегии их решения, разработка законодательства

  • выделение ресурсов для поддержки воспитательных инициатив

  1. Отметьте известные Вам мегафакторы социализации:

  • Планета

  • Космос

  • Мир

  1. Отметьте известные Вам мезофакторы социализации:

  • Регион

  • СМИ

  • Типы поселения



  1. Отметьте известные Вам микрофакторы социализации:

  • Семья

  • Образовательные учреждения

  • Школа

  • Детский сад

  • Группа сверстников

  1. Выберите верный вариант окончания фразы: «Основная функция семейного воспитания – обеспечить

  • Первичную социализацию ребенка»

  1. Совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп:

  • субкультура

  1. Нормы не противоречат общественным, а дополняют и (или) преобразовывают их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры в номинальных группах:

  • в просоциальных субкультурах

  1. Нормы прямо противопоставлены общественным:

  • в антисоциальных субкультурах

  1. Присутствуют так или иначе преобразованные общественные и частично антиобщественные нормы:

  • в асоциальных субкультурах


Тема 6: Развитие и социализация ребенка в младенческом и раннем возрасте

  1. Выделение ребенком взрослого человека как центрального элемента окружающей действительности ознаменовывает:

  • вхождение в младенческий возраст

  1. «Комплекс оживления» включает в себя:


  • улыбку

  • гуление

  • поворот головы в сторону взрослого

  1. К новым формам поведения в младенческом возрасте можно отнести:

  • игровое экспериментирование

  • лепет

  • активная реакция на положение

  • выразительные движения, связанные с функциональным удовольствием и удивлением

  1. Новообразованием младенческого возраста является:

  • первоначальное сознание психической общности со взрослым

  1. К какому возрасту, по мнению М.И.Лисиной, у детей можно констатировать оформление потребности в общении:

  • 2,5 мес

  1. В процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в информации, одновременно с которыми у ребенка появляются поводы для обращения к взрослому, формируются:

  • познавательные мотивы общения

  1. В процессе удовлетворения потребности в активной деятельности как результат необходимой помощи взрослых, формируются:

  • деловые мотивы общения

  1. Новая социальная ситуация для раннего возраста характерна:

  • совместной деятельности со взрослым человеком

  1. Зачатки игровой деятельности проявляются:

  • в раннем детстве



  1. Осознание себя как отдельного активного субъекта происходит у ребенка:

  • в три года

  1. Кризис трех лет знаменуется:

  • отделением ребенка от взрослого

  1. В раннем возрасте ребенок в общении со взрослым достигает:

  • стадию ситуативно-делового общения


Тема 7: Развитие и социализация ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте

  1. Игра в дошкольном возрасте позволяет ребенку:

  • выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов

  1. В дошкольном возрасте ребенок в общении со взрослым достигает:

  • стадию внеситуативно-познавательной формы общения

  1. Важнейшим средством коммуникации на уровне внеситуативно-познавательного общения становится:

  • речь

  1. После 5 лет ведущим становится:

  • внеситуативно-личностное общение

  1. В норме самооценка дошкольников:

  • завышена

  1. Ведущей деятельностью младшего школьного возраста является: