Файл: шпоры по экономике.doc

Добавлен: 02.02.2019

Просмотров: 2493

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

9. Издержки производства и прибыль фирмы. Норма прибыли. Фирма должна предугадать, какой будет её кривая спроса, она в течении каждого кратковременного периода должна попытаться прибли­зительно денежные издержки, соответствующим различным объемам производства. Существуют различные виды издержек: Постоянные издержки – как показывает само их название, являются постоянными, они составляются из прошлых обязательств, амортизационных отчислений, накладных расходов. Переменные издержки – это когда продукция не выпускается, переменные издержки = 0, однако по мере роста выпускаемой продукции эти издержки меняются. Сначала с ростом производства. Переменные издержки растут очень быстро, но по мере дальнейшего увеличения продукции начинает сказываться фактор экономии на массовом производстве и рост переменных издержек становиться медленнее, чем расширение производства. Валовые издержки – они являются суммой постоянных и переменных издержек, они существуют даже тогда, когда фирма не выпускает продукцию, с ростом переменных издержек растут и валовые издержки. Средние издержки – из всех издержек наибольшее значение имеют эти издержки, они позволяют без труда определить и переменные, и постоянные издержки. Предельные издержки – предприниматель должен определить, при каком объёме производства он получит максимальную прибыль. (Предельный доход ниже цены – это является результатом того, что производство предыдущих единиц продукции связано с потерями, так как мы вынуждены снизить цены, чтобы подать дополнительную единицу товара)

10. Модели рынка: Чистая конкуренция. Чистая монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополистическая конкуренция Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих ночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят много времени на разработку стратегии маркетинга, ибо до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинговых исследо­ваний, деятельна по разработке товара, политики цен, рекламы, стимулирование сбыта и прочих мероприятий минимальна. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация (например, Почтовое ведомство США), частная регулируемая монополия (например, «Кон-Эдисон») или частная нерегулируемая монополия (например, «Дюпон» в период выхода на рынок с нейлоном). В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечи­вающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. боязнь введения государствен­ного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть невысоким ценам - на всю глубину рынка. Для рынка с монополистической конкуренцией характерно сле­дующее: 1.Товар каждой фирмы, торгующей на рынке ,является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. 2.На рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. 3.Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников ,когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. 4.На рынке есть условия для свободного входа и выхода. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, т.к. каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка. Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На олигополистических ранках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большим долям в общем выпускаемом кол-ве товара. Продавцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпускаемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены ,объема выпуска или изменения деятельности в области маркетинга, является основным фактором, определяющим его решения. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.


11.Цена, её сущность функции и виды. Жизненный цикл товара как основа свободной цены. Цена - денежная форма стоимости, стоимость товара, выраженная в деньгах. Особенность цены – соответствие величины стоимости товара лишь в среднем, фактически цены постоянно откланяются от стоимостной базы. При повышении спроса над предложением - - цена оказывается выше стоимости, при повышении предложения над спросом – ниже. Цена – наиболее важный показатель характеризующий соот-е рынка. Движение цены – это изменение объема произв. и предложения товара на рынок, спрос на него и уровень потребления, изменение запасов товаров. Ц зависит от величины товаров затрат, средней нормы прибыли и рентабельности, соотношение спроса и предложения на товар, покупательной способности денежной единицы, конкуренции и т д. Функции: 1. Учетная или измерительная функция (выраж в измерении затрат и результатов). 2. Выравнивающая (цена на рынке приводит к выравниванию спроса и предложения на рынке). 3. Сигнальная (сигнализи­рует покупателям и продавцам о степени нехватки товара). 4. Распределяющая – цена распределяющая предложение, производство т.е. цена является рычагом, который решает проблему выбора необходимой продук­ции. 5. Выступая в качестве норматива затрат на получение определенных результатов производства, цена оказывается стимулирующее воздействие на производителя, поощряя повышение эффективности пр-ва, рациональное использование ресурсов. Применение специальных методов ценового стимулирования производства. Цена может оптимально выполнить функции, когда будет обеспечена свободная торговля м\у отдельными партнерами по рынку. Виды: 1. Оптовая цена 2. Розничная 3. Аукционная – продажная цена уникальных и редких товаров. 4. Биржевая котировка – цена является объектом биржевой торговли. 5. Мировая цена – типичная цена товаров, применимых в международных контрактах. 6. Трансфертная цена – цена исполнимая при совершении коммерческих операций м\у подразделениями одной и той компа­нии. Каждый товар имеет собственный жизненный цикл обращения или присутствия на рынке, период определяющий рынок устойчивости, вытеснения с рынка другого, более современного и динамичном товара. Понятие жизненного цикла применяется к видам товара, под видом модификац. маркам. Ж. ц. Представлен 4-мя стадиями: внедрения, роста, зрелости включая насыщения, спада. Стадия внедрения или выхода характеризуется избытком и не загруженностью произв. мощностей. Себест выс. Цены по сравнению с послед. стад. наивысш. Прибыльнее значит. Объем продажи неполный. Стадия роста характер. полной загрузкой произв. мощности. Качество тов. высокое. Быстрый рост продажи . Цены выс, ниже, чем на ст внедр. Прибыль розр, к концу ст. достигает макс. Вел. Стадия зрелости связ. с избытком произв. мощностей и применением стабильн. отработ. технологий. Тов. вып. крупн. партии. Рост прот дот макс. Усиление конкуренции приводит к падению цен. Прибыль сокращается . Стадия спада – значительное сокращение производства, мощности , объем реализации падает. Цена низкая – прибыль сокращается ,следовательно жизненный цикл является основой свободных цен, и сменастадий цикла д. б. ,исп – а д\я повышения эффективности и при­быльности работы.


12. Противоречия НТП и их разрешение. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция. Технический прогресс и накопление капитала часто тесно взаимосвязаны. Однако иногда полезно рассмат­ривать технический прогресс, или разработку и применение новых методов производства, и капиталообразование(накопление капитала) как самостоятельные процессы. Это особенно справедливо по отношению к экономике экономически отсталых стран. В индустриально развитых странах технический прогресс рассматривается как эволюционный по сути процесс, в ходе которого исследователи расширяют пределы техниче­ских знаний. Затем осуществляется финансирование и создание сложных видов оборудования, соответствующих достижениям технического прогресса. Огромный обьем технологических знаний, накопленный развитыми странами, мог бы использоваться экономически отсталыми странами без существенных затрат на исследования. Например, использование современного опыта севооборота и контурного земледелия не требует дополнительных капиталовложений, но в значительной мере повышает производительность труда. Можно избежать больших потерь зерна, всего лишь увеличив высоту закромов на несколько дюймов. Подобные технологические изменения могут показаться весьма тривиальными для населения развитых стран. Но для бедных государств повышение производительности в результате таких изменений может означать прекращение голода и достижение уровня, достаточного для выживания. В большинстве случаев применение существующих или новых технологических знаний означает использование новых инвестиционных товаров. Но до каких-то пределов эти товары можно вовлекать без ускорения накопления капитала. Если ежегодные капиталовложения в модернизацию направляются на технологически более совершенное, чем использовавшееся ранее, оборудование, рост производительности может быть достигнут при неизменном уровне инвестиций. В действительности новые технологии могут быть не столько капиталоемкими, сколько капиталосберегающими. Новый вид удобрений, который в большей степени соответствует географическим и климатическим условиям страны, может быть дешевле удобрения, которое используется в данный момент. Кажущийся дорогим металлический плуг, который будет эксплуатироваться 10 лет, в долгосрочном плане дешевле недорогого, но технологически устаревшего деревянного плуга, который необходимо заменять каждый год. Но при рассмотрении вопроса о передаче прогрессивных технологий экономически отсталым странам необходимо сохранять реалистичный подход. В индустриально развитых странах внедрение технологий происходит обычно при наличии относительно ограниченной высококвалифицированной рабочей силы и относительно избыточного обьема основного капитала. Такие технологии обычно являются капиталоемкими или трудосберегающими. Напротив, экономически отсталые страны нуждаются в технологиях, которые бы соответствовали их ситуации с ресурсами, характеризующееся избытком неквалифициро­ванной рабочей силы и очень ограниченными запасами инвестиционных товаров. Трудоемкие и капитал осберегающие технологии - самые подходящие технологии для экономически отсталых стран. Это означает, что многие передовые технологии, используемые в индустриально развитых странах, в экономически отсталых странах неприменимы. Поэтому последние должны разрабатывать свои собственные технологии. Неудача с внедрением достижений технического прогресса может лишь обострить проблему голода и недоедания. Таким образом, в этих странах продолжает сохраняться сильная тенденция к использованию тради­ционных методов производства.


13. Конкуренция в функционировании рыночного механизма. Виды конкуренции. Конкуренция - мощная рыночная сила, экономическими способами заставляющая всех товаропроизводителей изготовлять товары по равновесной цене. К. - соперничество м/у участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. К. порождается полной хозяйственной обособленностью каждого производи­теля, его полной независимостью от коньюктуры рынка, противоборством со всеми другими товаропроизводителями в борьбе за покупательский спрос. Для К. характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на конкурентном рынке, идёт постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли на рынке. К. является важным элементом рынка, играющим важную роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производительных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий. Основная форма конкуренции - ценовая. Продавцы стремятся товар подороже. Побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. В неценовой К. соперничество ведётся на основе технического превосходства, высокого качества и надёжности изделий. Сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выполняемых изделий, возросли общественная роль и значимость торговой рекламы. Различают совершенную К. (при которой никто из соперников ни в состоянии влиять на рыночную цену) и несовершенную (несколько крупных фирм-производителей определяют товар. Стои­мость). В результате на рынке сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к научно-техническому прогрессу и хорошо адаптирующиеся в конкретных ситуациях фирмы. Это ведёт к повышению эффективности экономики и удовлетворению повышающегося спроса потребителей. В условиях товарного хозяйства рынок является регулятором общественного производства. Через рынок происходит стихийное приспособление структуры производства товаров к объёму и структуре обществ. потребностей, распределение факторов производства между различными отраслями, т.е. что и в каком количестве произво­дить. Рынок устанавливает, какие условия производства являются общественно необходимыми, стимулирующими снижение издержек производства и рост производительности труда и технического уровня производ­ства. Рынок решает проблему, для кого производятся товары, каким образом должен распределяться национальный доход между различными слоями населения. Наибольший эффект рыночный механизм осуществляет в условиях экономической свободы.

14. Номинальная и реальная заработная плата. Дифференциация заработной платы. Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин «труд» в широком смысле, включая оплату труда 1) рабочих в обычном понимании этого слова, то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий; 2)специалистов – юристов, врачей, стоматоло­гов, преподавателей и т.д. и 3) владельцев мелких предприятий – парикмахеров, водопроводчиков, мастеров по ремонту телевизоров и множество различных торговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности. Хотя на практике заработная плата может принять форму премий, гонораров, комиссионных вознаграждений, месячных окладов, мы будем использовать термин «ЗП» для обозна­чения ставки ЗП в единицу времени – за час, день и т.д. Такое обозначение имеет преимущество в том смысле, что напоминает нам, что ставка ЗП суть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Оно также помогает четко разграничивать «ЗП» и «общие заработки»; последние зависят от ставки ЗП и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда. Важно также провести различие между денеж­ной, или номинальной, и реальной ЗП. Номинальная заработная плата- это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т. д. Реальная заработная плата- это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную ЗП; реальная ЗП – это «покупательная способность» номинальной ЗП. Вполне очевидно, что реальная ЗП зависит от номинальной ЗП и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной ЗП в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной ЗП. Так, повышение номинальной ЗП на 8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реальной ЗП на 3%. Обратите внимание на то, что номинальная и реальная ЗП не обязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальная ЗП может повыситься, а реальная ЗП в то же самое время – понизиться, если цены на товары возрастают быстрее, чем номинальная ЗП. ЗП имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидуумам. Ставки ЗП значительно выше в Соединенных Штатах Америки, чем в Китае или Индии; они в целом выше на севере и на востоке США, чем на юге страны; водопроводчики получают больше, чем сборщики хлопка; врач Абрамс может заработать вдвое больше, чем врач Беннет за такое же количество часов работы. Ставки ЗП также дифференцируются по полу и расовым признакам. Общий, или средний, уровень ЗП, как и общий уровень цен, является сложным понятием, включающим широкий диапазон различных конкретных ставок ЗП. Это в целом неточное понятие является полезным отправным пунктом при проведении сравнения и объяснении страновой и региональной дифференциации ЗП. Статистические данные показывают, что общий уровень реальной ЗП в США один из самых высоких в мире. Наиболее простое объяснение этому факту заключается в том, что в Америке спрос на труд выше по отношению к его предложению.


15.Земельная рента как форма реализации собственности на землю. Рента- регулярно получаемый доход с капитала , земли , не требующий от получателя предпринимательской деятельности. Землевладение реализуют собственники земли. Землевладение – это пользование землей в законном порядке. Пользователь земли не обязательно является ее собственником. Земельная рента выплачивается в виде определенной суммы денег, которую земельный собственник ежегодно получает от арендатора. Важным условием возникновения земельной ренты является факт ограниченности приложения земли , этого важнейшего фактора производства. Ограниченность, не эластичность предложения земли является важнейшей причиной особенностей ценообразования в сельском хозяйстве. Сущность земельной ренты состоит в том, что землевладение получают в виде дани от землепользователя часть прибавочной стоимости, созданной сельскохозяйственными работниками. Рентные отношения складываются между собственниками земли и арендатором по распределению прибавочной стоимости . одна ее часть -–в виде прибыли достается предпринимателю а другую долю – в форме сверх прибыли- получает землевладелец. Земельная рента это форма экономической реализации собственности на землю. Землевладение обладает монополией свойств на землю. Сдельная заработная плата – форма оплаты труда рабочих по количеству произведенных ими единиц продукции установленного качества. Сдельная заработная плата широко применяется на предприятиях где преобладает работы с высокой долей ручного труда. Заработная плата зависит от условий производства и от рыночной коньюктуры. Сдельная заработная плата усиливает конкуренцию между рабочими. На величину и динамику заработной платы особое влияние оказывает предложение труда. Размер заработной платы зависит от качества труда , квалификации и профессиональной подготовки, материальной основой увеличения заработной платы является развитее производства , рост производительности труда и национального дохода.

16.Основные макроэкономические показатели: ВНП и национальный доход, национальное богатство. Встатистике развитых тран важное место занимает формирование единой схемы отражющее основные взимосвязи в народном хозяйстве . наиболее важные результаты и пропорции экономического развития. Эта схема строится на основе экономической информации, характеризующей прроизводство потребление накопление , внешнее торговлю страны . подолбная система взаимосвязаных статистических потоков, основанная на болансном методе , являющаяся по сути национальным счетоводством , получило название Системы националь­ных счетов (СНС). Основной целью СНС явл. Информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования нац. Дохода и нац. Продукта. Основным макроэконоимиче­ским показателем СНС является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП представляет собой валовую стоимость всех продуктов и услуг, созданных на территории данной страны в течении определённого срока за вычетом стоимости их промежуточного потребления. Другими словами, ВВП является суммой условно чистой продукции всех производителей-резидентов. ВВП представляет собой валовую стоимость конечной продукции, произведённой на территории данной страны. ВНП в отличии от ВВП характеризует стоимостной объём конечной продукции и услуг, созданных гражданами данной страны. ВНП, измеренный в ценах этого периода, называется номинальным ВНП. Реальный ВНП измеряет стоимость всей продукции в ценах базового года и является основным показателем физического объёма производства. Реальный ВНП - это показатель выпуска продукции, учитывающий инфляцию. Отношение номинального ВНП к реальному, выраженное в виде индекса, называется дефлятором ВНП. Дефлятор ВНП наиболее широко используемый показатель инфляции. Для характеристики среднего уровня жизни в стране используется показатель реального ВНП на душу населения. ВНП за вычетом амортизационных отчислений даёт чистый национальный продукт (ЧНП). Еще одним показателем является национальный доход , который предстваляет собой доход , приносимый факторами производства.