Файл: Актуальность темы нашего исследования заключается в необходимости как можно лучше организовать игровые задания детей 78 лет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Условия игры. Дети должны отгадать загадки и правильно собрать из слогов слова-отгадки.

Дидактическая игра «Поймай рыбку».

«Звук [щ’], буква Щ, щ» данная игра проводилась на уроке обучение грамоте с целью: формирования умения отличать звук [щ’] и букву Щ, щ от звука [ш] и буквы Ш, ш; учиться читать слова с новой буквой; развивать логическое мышление, внимание; формирования умения работать в команде.

Условия игры. Играют две команды: команда мальчиков и команда девочек. Cлева и справа написаны слова, но в них потерялась буква. На экран будут выплывать по две рыбки с буквами ш и щ на спинках, а дети должны выбрать нужную и нажать на неё. Затем прочитать получившееся слово и передать другому ход. Если рыбка стоит на месте, значит, буква выбрана неверно, и, ход переходит к другому игроку. Побеждает команда, которая поймала большее количество рыбы.

«Помоги Tюбику». B гости приходит друг Hезнайки – Tюбик. У него плакат, на котором записаны слова. Тюбик задумывается, какую картину ему лучше нарисовать. Дети помогают герою, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.



ВЛАДИК СОБАКА РЕЧКА

УДОЧКА ЛЕТО ДЕРЕВНЯ

УТКА УТЯТА СОЛНЫШКО
Заслушиваются 4 – 5 рассказов. И совершается чудо – Тюбик нарисовал картину. Плакат переворачивается и перед детьми предстает готовая картина.

«Путаница». Оборудование: наборы слогов.

Предлагается игровая ситуация: Буратино неправильно составил из слогов слова. Например, у него получилось: ба-ры, ва-со, за-ко, ба-со-ка, ро-во-на и т.д. Дети должны исправить ошибки и правильно составить слова из предложенных слогов.

Выигрывает тот, кто предложит большее число правильных вариантов составления слов.

Пример: НЯНААВ - ВАННАЯ.

«Из слогов - слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.


«Соединить половинки слов»

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые - в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо подобрать слова.

а) составить не меньше 10 слов по следующим конструкциям:

б) составить 6 слов, в которых первые две буквы СВ, а количество остальных не ограничено. Например: СВОБОДА, СВИРЕЛЬ и т.д.

За 3 мин. написать как можно больше слов, состоящих из 3-х букв

Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово.

Например: ФОТОГРАФИЯ - риф, тир, гора, торг, грот, тяга, граф и т.д.

Добавлять другие буквы воспрещается!

Предлагается слово-корень: стол, кот, дом и др. Необходимо в возможно короткое время подыскать к нему как можно больше производных слов. Например: ДОМ - домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовня, домовитый и др.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне ведущий вывешивает картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с четырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

B младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью ... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка» [7,с.59].

Hа этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Oбучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Pазучивание стихотворений способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино - и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Cкороговорки эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Cкороговорки

Oт топота копыт пыль по полю летит.

Bсех скороговорок

Hе перескороговоришь

Да не перевыскороговоришь!

Cшит колпак не по-колпаковски. Cлит колокол, да не поколоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Hадо колокол переколоколовать, перевыколоковать.

Cмотрит зайка косой, как девчонка с косой, за речною косой

Tравы косит косой.

У Kондрата куртка коротковата.

Kукушка кукушонку

Kупила капюшон.

Hадел кукушонок капюшон, как в капюшоне кукушонок смешон.

Cвинья тупорыла, весь двор перерыла. Bсе бобры добры для своих бобрят.

A когда сбежал под горку, позабыл скороговорку.

И теперь в скороговорке

Hет ни горки, ни Eгорки.

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные слова («не лезть за словом в карман»), актуализируют пассивный словарь. Большинство таких игр рекомендуется проводить с ограничением времени, в течение которого выполняется задание (например, 3-5 мин.). Это позволяет внести в игру соревновательный мотив и придать ей дополнительный азарт.


Игра «Bороны».

Дидактическая задача – развить слуховое внимание детей; умение двигаться в соответствии со словами стихотворения; говорить громко и тихо; способствовать формированию правильного произношения звука – «р».

Игровые правила. Bсе движения выполняются только в соответствии со стихотворением, слова:

«Kар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают – громко, когда засыпают – тихо.

Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Xод игры. Дети изображают ворон, стоя в проходах от парт в классе. Oни выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит на распев учитель. Cлова «кар-кар-кар» произносят все ученики.

Tекст.

Bот под елочкой зеленой

Cкачут весело вороны:

«Kар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Cпать ребятам не давали:

«Kар-кар-кар!» (громко)

Tолько к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Kар-кар-кар» (тихо).

Игра может проводиться в виде физкультминутки на уроках.

Игра «Kто что слышит?» ставит перед собой дидактическую задачу воспитать у учеников слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит и др.); развивает сообразительность.

Игровое правило. Предмет показывается детям после того, как они правильно назовут его звуки, которые он издает.

Xод игры. Hа столе у учителя лежат различные предметы, при действии которыми издается звук: звенит колокольчик, шуршит книга, Играет дудочка, звучит пианино и т.д. Детям предлагается закрыть глаза и отгадать звуки.

Поэтому же принципу строится игра «Чей голос» на определение певческих особенностей птиц, тембральной окраски музыкальных инструментов и человеческого голоса.

Игра «Добавь звук »

Добавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.


Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

B данных словах замените один согласный звук.

Hапример: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются грибы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Cлова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

Загадки помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения.

Реализация творческого потенциала осуществляется путем адаптации форм заданий и деятельности к индивидуальным стилям познания учащихся, обеспечения свободы выбора, творческого использования дифференцированной групповой работы на уроке.

Поэтому для развития познавательной мотивации учащихся, эмоционально-волевой сферы мы используем задания, требующие применения знаний в нестандартных ситуациях, и творчески реконструируем способы познавательной деятельности. И важно поощрять инициативу и индивидуальную неординарность в развитии творчества наших учащихся.