Файл: Религиозная дохристианская культура Древней Руси интересный, но мало изученный массив многовековой истории нашего народа. Сейчас дохристианские верования принято называть язычеством.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Религиозная дохристианская культура Древней Руси – интересный, но мало изученный массив многовековой истории нашего народа. Сейчас дохристианские верования принято называть язычеством. Этот термин охватывает широкий спектр верований народа с древнейших времен: олицетворение природы, веру в духов, культы предков, тотемизм, магию, колдовство, знахарство и т.п. Язычество считается религией политеистической (многобожием), хотя у славян существовало и понятие единого Бога – главного отца всех богов.

Человеку в древности было очень важно, чтобы все виды его деятельности – государственная, хозяйственная, военная, семейная – находилась под покровительством высших сил. К VI веку нашей эры, когда появились первые письменные сведения о славянах, у них начала складываться более или менее устойчивая религиозная система, в которой за каждым божеством закреплялись определенные функции. Система эта была многоступенчатой, и боги занимали в ней высшую ступеньку. Они наделялись наибольшей силой и властью, наиболее общими и важными функциями – одни повелевали природными явлениями, другие покровительствовали хозяйственной деятельности людей, третьи помогали в войнах, под властью четвертых были общественные отношения. От воли богов зависели жизнь и благополучие человека. Поэтому богам ставили деревянные и каменные идолы (кумиры), им поклонялись и приносили жертвы.

В древнерусских книгах, обличающих языческие верования, перечисляются боги и низшие мифологические существа, которым поклонялись восточные славяне. Набор этих имен почти полностью повторяется в разных источниках: Перун, Хорс, Симаргл, огонь – Сварожич, Волос, Мокошь, а также вилы (тридесят сестрениц), Род и Рожаницы…

Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных-пращуров и т.д.

В Киевской Руси первая известная нам религиозная реформа была проведена князем Владимиром в 980 г. – всего за 8 лет до принятия христианства. В «Повести временных лет» об этом сказано так: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиры на холме вне двора теремного. Перуна деревянного, а голову его серебряную, а ус золотой, и Хорса Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь и приносил им жертвы, называя их богами… и приносил жертвы бесам».


Функции богов нередко смешивались, одна и та же могла приписываться нескольким божествам. Помимо того, нам известны два центра восточной Славии, где складывались свои пантеоны – южные земли во главе с Киевом и север земли во главе с Новгородом. И, наконец, в разных местностях верили в своих богов и божков.

К сожалению, письменные источники по истории восточнославянских религиозных представлений и культов отрывисты и информационно бедны. Они позволяют составить лишь общее представление об основных этапах развития язычества. Привлекает внимание, прежде всего так называемая «Речь философа», которая была помещена Нестором в «Повести временных лет» (986). Этот мыслитель различает два главных этапа в истории язычества. Подробную и исторически достоверную периодизацию развития язычества восточных славян дает источник XIII в. «Слово святого Григория». Этот памятник определяет три основных этапа развития их религиозных верований:

1. Почитание духов.

2. Поклонение первобогам (духам-богам).

3. Поклонение многим богам (политеизм).

Примем эту периодизацию за основу и рассмотрим названные этапы подробнее.

По религиозным представлениям, дух – это бестелесная «нематериальная» сила, которая создает или определенным образом влияет на состояние естественных явлений, человека. Язычество развивалось согласно эволюции человеческого общества путем «наслаивания» одних верований на другие. Поэтому преобладание новых культов не означало гибели старых.

Воплощением злых сил, несущих людям откровенное зло, выступали:

Ведьма – сверхъестественное существо, знающее различные способы влияния на потусторонние силы. Были представления о «черных» ведьмах, «серых», «белых» ведьмах.

Упырь – олицетворение темных и враждебных сил природы. Их основное занятие – высасывать кровь у людей, молоко у коров. Упыри имеют и черты духов, распорядителей различных сфер: они не только пьют кровь, но и воруют день, насылают неурожай.

Демон – преимущественно злой дух, который появляется мгновенно и, совершив какой-либо вред, бесследно исчезает.

Вурдалак – человек, который может перевоплощаться в волка, вести волчий образ жизни и охотиться на живых людей, но из-за желания снова стать человеком способен удерживаться от злых поступков.

К отдельной группе относят духов, которые очень конкретны в своих «симпатиях»: к людям разумным, добрым и искренним они относятся с благосклонностью, а злых глупых и ленивых – наказывают. К ним относят:



Домовой – дух дома, домашнего очага. Бережет благосостояние и уют жилья, если же застанет беспорядок, начинает бесчинствовать со своей подругой Ночкой, довершая его. Домовые любят домашних животных, в особенности кошку и козу, но боятся сорок.

Дворовик - бережет дух хозяйства, если оно в порядке, и «доразрушает» хозяйство небрежного хозяина.

Леший – дух леса. Является в виде мужчины, не имеющего тени. Под опекой лешего находятся лесные звери.

Мавка – душа девушки, умершей насильственной смертью, чаще всего утопленницы. Мавки бывают лесные, полевые, горные, речные.

Водяной – воплощение водной стихии в образе водного царя. Изображался старым, длиннобородым дедом, который властвует над русалками.

Русалка – водное существо в девичьем облике с длинными распущенными косами и рыбьим хвостом. В русалок превращаются девушки, преждевременно ушедшие из жизни. Оберегают от русалок любисток и полынь.

Перелесник – летающий дух, заманивающий женщин и девушек в лес, соблазняющий их и забирающий силу и красоту. Появлялся в подобии красивого, пылкого юноши с черными бровями и блестящими глазами. Трудно сказать, были ли какие-то обереги против таких соблазнителей, но считалось опасным ставить в укор женщине связь с Перелесником, так как разгневанный Перелесник мог сжечь дом.

Полевик – дух, живущий в поле. Заботливому земледельцу он помогал сохранять и умножать урожай, а у ленивого плодил грызунов и разводил сорняки.

Итак, можно выделить следующие особенности представлений о духах:

А) вера в духов связывает их существование с чувственно воспринимаемыми образами – ведьмами, упырями, домовыми, дворовиками, лешими, русалками, способными к разного рода перевоплощениям;

Б) духи лишены индивидуальных связей с телесными объектами. Предмет веры все более проявляется в виде самостоятельной сверхъестественной сущности;

В) человек наделяет духов большим количеством функций, чем, скажем, фетиши, тотемы, души, вера в которых существовала ранее, но духи действуют лишь в сравнительно узких сферах, имеют ограниченный род занятий;

Г) духи (и это особенно следует отметить) не создают, а лишь наводят или насылают болезнь, радость, удачу и др.;

Д) характерным для верований в духов является их зооморфное олицетворение – дух существует как существо с внешностью животного;


Е) верованиям в духов, по понятным причинам, еще не присущи представления об их иерархии или же такие представления имеют зачаточный характер.

Верование в духов было той основой, на которой позже появился первичный материал для возникновения образов духов – богов.

 Образ Первобога у восточных славян складывается в конце трипольской культуры. Имя Первобога – Род. Он представлялся создателем (родителем) всего живого, творцом Вырия (славянского Олимпа), распорядителем судьбы богов и людей. Род рождает Белобога и Чорнобога.

Белобог – главный бог добра, удачи, справедливости, счастья; являлся творцом трех жизненных сил – земли, воды и света; защитником людей, повелителем других богов; отец и муж Коляды – богини неба. Древний ваятель сделал статую Белбога, изображавшую сурового мужчину с куском железа в правой руке.

Чорнобог – главный бог зла, покровитель темных существ, властитель подземного царства; пребывает в постоянном противоборстве с Белобогом; отец и муж Мары – богини ночи и зла. Чорнобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше – к нанесению всяких зол. Вечно сражаются Чорнобог и Белобог, победить друг друга не могут, сменяют друг друга день и ночь – олицетворение этих божеств.

Добро – однозначно и едино, в воплощении Коляды и ее сына Солнца, а зло многозначно и многолико, в воплощении Мары и ее двух сыновей – Черта и Пек и еще 13 дочерей, которые являются носителями болезней и увечий: Огневицы, Гризачки, Кикиморы, Коркоши, Лякливицы, Глуханы, Желтухи, Ломоты, Навии, Лидницы, Глазницы, Трясовицы, Черевухи. Брат Черта – Пек, властитель Ада. Вместе со своим братом они коварно, используя доверчивость и слабость людей, похищают их души в Ад.

Выразителями добра и зла в язычестве были также Вырий и Ад.

Вырий – средоточие добра – царство богов, праведных душ и птиц. Это божественный остров во Вселенной, где расположено Озеро живой воды, возле него – Перводуб, под Перводубом – священный камень Алатир – как центр мироздания; на Перводубе – Первобог Род в подобии сокола. Отсюда выходят и сюда приходят те, кто служил добру.

Ад (Пекло) – средоточие зла – подземное царство злых темных сил и грешных душ, состоящее из 12 ярусов. Эти ярусы размещены друг под другом и соединены кроваво-красными переходами – горловинами. Чем больше грехов имеет душа
, тем ниже она падает и тем страшнее ее мучения. Отсюда исходят зло и страдания, сюда приходят те, кто служил злу, чтобы страдать за это.

В Древней Руси верили не только в высших и низших богов – наши предки наделяли сверхъестественными свойствами всю природу: землю, воду, воздух, растения, камни, огонь. Языческая вера, заставлявшая человека относиться ко всему в природе как к живым существам, породила особые представления о душе – отдельной от физической оболочки невидимой сущности, которая обеспечивает жизнь и которой обладает не только человек, но и все элементы природы.

Земле, камням, деревьям, огню, водным источникам поклонялись еще в XV-XVI веках. Об этом свидетельствуют гневные обличения служителей церкви: «А другие к колодцам приходят и в воду мечут, Велеару жертву принося. А другие огню и камням, и рекам, и источникам, и берегиням, и в дрова. Не только прежде, в язычестве, но многие и ныне это творят». В грамоте митрополита Макария (1534 г.) говорилось: «Многие христиане молятся по скверным своим мольбищам деревьям и камням» и предписывалось «в селах и лесах те скверные мольбища, каменья и деревья везде разорять и истреблять и огнем жечь».

 

 

Список использованной литературы

 

1. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2005 – (Образовательный стандарт XXI).

2. Левкиевская Е. Мифы русского народа. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000 – 582с.: ил. – (Мифы народов мира).

3. Славянская мифология. Словарь-справочник/ Сост. Л.М. Вагурина. – М.: Линор & Совершенство, 1998 – 320с.

4. Шемшук В. Эпоха рая на Земле. М.: Издательство «Веды», 1998.

5. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. Учебное пособие для студентов вузов. М.: «Высшая школа», 1999.