Файл: Рок рокмузыка основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РОК

Рок-музыка - основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954. Для неё характерны использование электромузыкальных инструментов (например, электрогитар) и упор на четко выраженный ритм и громкость звучания.

В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954–1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл (выражение встречается во многих сельских блюзах и, вероятно, имеет сексуальный подтекст, как в строчке «Качай меня, крути меня всю ночь») обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей юго-западных штатов США – аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов восточных штатов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий – 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит – акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т.н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел – формула «вопрос – ответ»: солист (а в церкви – проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. «Вопрос – ответ» является основным элементом не только стиля госпел, но и африканской народной музыки. В-третьих, музыка Элвиса Пресли, который вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. Гончий пес (Hound Dog), Не будь жестокой (Don't Be Cruel), Отель, где разбиваются сердца (Heartbreak Hotel) и ряд других ранних вещей Пресли являются блюзами или основаны на блюзовых структурах, а в его вокальном стиле сочетались типичная в музыке кантри «гнусавость» с напористостью и чувственностью, характерными для негритянской музыки.


В короткой истории рок-музыки четко прослеживаются два этапа: период рок-н-ролла (1954–1962) и период рока (с 1962 по настоящий момент). Рок-н-ролл (выражение встречается во многих сельских блюзах и, вероятно, имеет сексуальный подтекст, как в строчке «Качай меня, крути меня всю ночь») обрел популярность в середине 1950-х годов. В основе рок-н-ролла три взаимосвязанных источника. Во-первых, музыка негритянских ритм-энд-блюзовых ансамблей юго-западных штатов США – аналог более мягких и изысканных свинговых джаз-бандов восточных штатов. Название ритм-энд-блюз буквально описывает тот тип музыки, которую исполняли эти группы: основа мелодий – 12-тактовые формы сельского блюза, базирующиеся на тонических, субдоминантных и доминантных аккордах; ритмы резко синкопированы и сильно акцентированы, наиболее типичен фоновый бит – акцент на второй и четвертой доле размера 4/4. Вокалистам таких групп, чтобы перекрывать громкое звучание ансамбля, приходилось кричать; впоследствии такой стиль «выкрикиваемого» блюза стал общепринятой манерой рок-н-ролльных певцов. Во-вторых, важную роль в становлении рок-н-ролла сыграла церковная музыка негритянских вокальных групп, которые заимствовали певческую манеру и гармонии из традиции т.н. черного госпела (религиозного гимна). Основная черта стиля госпел – формула «вопрос – ответ»: солист (а в церкви – проповедник) произносит стих, и хор ему отвечает. «Вопрос – ответ» является основным элементом не только стиля госпел, но и африканской народной музыки. В-третьих, музыка Элвиса Пресли, который вместе с другими исполнителями, вроде Бадди Холли, Карла Перкинса и братьев Эверли, стихийно соединял элементы музыкальных стилей белого кантри-энд-вестерн, негритянского сельского блюза и ритм-энд-блюза. Гончий пес (Hound Dog), Не будь жестокой (Don't Be Cruel), Отель, где разбиваются сердца (Heartbreak Hotel) и ряд других ранних вещей Пресли являются блюзами или основаны на блюзовых структурах, а в его вокальном стиле сочетались типичная в музыке кантри «гнусавость» с напористостью и чувственностью, характерными для негритянской музыки.

В раннем рок-н-ролле доминировали четкая ритмическая пульсация (бит), электрогитара, пронзительный тенор-саксофон и надрывно-исступленный вокал. Тематика песен вращалась вокруг повседневной жизни подростков: школа, родители, автомобили и особенно юношеская любовь. Косвенно, а нередко и прямо эта музыка бросала вызов общественным нормам. Новая музыка обладала необычайной притягательностью для подростков, и ее новизна казалась еще более привлекательной при сравнении с популярной музыкой 1940-х и начала 1950-х годов, отмеченной унылыми штампами в духе сентиментального и искусственного стиля «Тин-Пэн-Элли», который отражал совершенно чуждый американской молодежи мир. Вот почему молодежь с таким восторгом и приняла рок-н-ролл. Молодой рок-н-ролльной аудитории импонировал именно тот факт, что взрослые не понимали этой новой музыки и явно выражали свое неприятие. Тем не менее, несмотря на растущую популярность Элвиса Пресли, Рея Чарлза, Чака Берри и других известных исполнителей, примерно в 1959 рок-н-ролл вступил в пору упадка. Дело в том, что руководители крупнейших звукозаписывающих компаний, осознав огромный коммерческий потенциал рок-н-ролла и стремясь расширить аудиторию, вывели на эстраду миловидных, но по большому счету бесталанных исполнителей. Постепенно агрессивность, чувственность и прежде всего зажигательные ритмы рок-н-ролла увяли, и их сменили «миленькие» подделки под рок-н-ролл, вроде Подростка-ангела (Teen Angel) и Скажите Лоре, что я ее люблю (Tell Laura I Love Her).



Итак, в конце 1950-х – начале 1960-х годов рок-н-ролл, похоже, оказался на смертном одре, но в 1962 он вернулся к жизни благодаря взлету группы «Битлз», завоевавшей феноменальную популярность. Квартет из английского города Ливерпуля, а вслед за ним другие британские группы, и прежде всего «Роллинг Стоунз», вдохнули новую жизнь в фундаментальные каноны рок-н-ролла. Бурный успех этих групп в США заставил вновь вспомнить об энергичном бите – они сделали «рок», как теперь стали называть этот стиль, еще более громким и агрессивным. На первых порах «Битлз» черпали вдохновение из ранних образцов рок-н-ролла, тогда как «Роллинг стоунз» больше были обязаны городским блюзменам вроде Мадди Уотерса, из чьей песни Катящийся камень (Rolling Stone) они позаимствовали свое название.

период упадка рок-н-ролла на какое-то время возродилась и тут же была поставлена на поток белая фолк-музыка, бытовавшая в основном в аппалачских штатах (на востоке США). Музыкальные стереотипы народного стиля принадлежали другой эпохе и вскоре утратили свою притягательность, но тексты этих песен, особенно отмеченные духом социальной ангажированности и наивной поэтичностью, оказались более долговечными. Боб Дилан начал свою карьеру как фолк-певец как раз в период этого возрождения. Безыскусную лирику ранних песен протеста Дилана, вроде Знает только ветер (Blowin' in the Wind), Времена – они меняются (The Times They Are A-Changin') в более позднем его творчестве обогатили черты современной высокой поэзии. Он использовал такие поэтические приемы, как свободная ассоциация, синестезия (сочетание разнородных ощущений, например, зрительных и слуховых; например, у Дилана: «тени в звуках»), развернутая метафора и нарочитая неясность смысла. Некоторые рок-поэты подхватили эту тенденцию, но их пример действительно получил широкое распространение лишь после того, как в 1965 Дилан выступил на фолк-фестивале в Ньюпорте в сопровождении рок-группы с электроинструментами, заменившими обычные для него акустическую гитару и губную гармошку. Пуристы рока сочли трансформацию Дилана предательством, но многие фолк-исполнители, в том числе Тим Хардин, Тим Бакли, группа «Lovin' Spoonful», полностью или отчасти взяли на вооружение рок-инструменты, а многих рок-музыкантов вдохновила продемонстрированная Диланом смысловая насыщенность песенной лирики.


Среди последних были «Битлз». Хотя ранние композиции содержали некоторые музыкальные новации, тексты их песен в основном состояли из банального лепета. Я хочу держать тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand), Порадуй меня (Please Please Me), Я хочу быть твоим парнем (I Wanna Be Your Man) – типичные примеры. Все же эпохальный альбом Резиновая душа (Rubber Soul, 1965) отличался как смысловой глубиной стихов, так и поразительным разнообразием музыкальных находок. Джордж Харрисон в песне Норвежская мебель (Norwegian Wood) играет на индийском ситаре, а струнное сопровождение в балладе Мишель (Michelle) звучит в духе музыкальной классики.

К этому моменту, в середине 1960-х годов, когда многие музыканты раскусили художественные возможности рока, возникли сотни рок-групп. Их музыка стала логическим продолжением раннего рок-н-ролла, но она также явилась реакцией и откликом на текущие события общественно-политической жизни. Например, «Country Joe and the Fish», группа из Беркли, в своих песнях осуждала войну во Вьетнаме и социальное неравенство в американском обществе. Более оригинальными оказались «Jefferson Airplane» и «Grateful Dead» – оба ансамбля были тесно связаны с нарождающейся «культурой наркотиков». Они пытались воссоздавать чувственные впечатления от приема ЛСД, соединяя длинные плавающие гитарные соло с пронзительно-завывающими отыгрышами, которые нередко искажались с помощью разных настроек усилителя и «фидбэка», с душераздирающим зудением, получаемым при расположении электроинструмента вблизи от усилителя. Тексты также отражали увлечение наркотиками. В композиции Восемь миль над землей (Eight Mile High) группы «Byrds» сюрреалистические образы в духе Дилана только намекают на наркотический опыт, но в «кислотном роке» довольно часто встречалось и прямое упоминание наркотиков. Стремясь превратить рок-музыку в тотальное чувственно-эмоциональное переживание, музыканты достигали неприятной, а нередко и невыносимой для непривычного уха громкости звучания.

«Битлз» продолжали экспериментировать. В 1967 они выпустили альбом под названием Оркестр клуба «Одинокие сердца» сержанта Пеппера (Sergeant Pepper's Lonely Heart's Club Band). Следуя вдохновляющему примеру альбома ансамбля «Beach» Любимые звуки (Pet Sounds, 1966), «Битлз» сделали Сержанта Пеппера первым рок-альбомом, представлявшим собой цельное произведение, а не собрание отдельных песен. После появления Сержанта Пеппера многие рок-исполнители последовали примеру «Битлз». Песни вышли за пределы традиционного трехминутного формата, принятого на радиостанциях средневолнового диапазона, и теперь в музыкальных альбомах целые блоки обрели внутреннее единство. Так, впечатляюще сложный и художественно (хотя и не коммерчески) успешный альбом группы «Jefferson Airplane» После купания у Бакстера (After Bathing at Baxter's) состоит из четырех длинных «сюит», каждая из которых имеет несколько сквозных тем.


После того, как другие исполнители усвоили эклектичную оригинальность Сержанта Пеппера, рок испытал влияние многих смежных музыкальных стилей. Группы «Blood, Sweat and Tears», «Lighthouse», «Chicago» начали использовать духовые инструменты не только для отыгрышей и сугубо ритмического сопровождения, характерных для музыки соул или ритм-энд-блюза, но и для оркестровых и сольных номеров, отмеченных изощренными гармониями и более гибким ритмическим рисунком, свойственным современному джазу. Некоторые группы, вроде распавшегося «Cream», уделяли большое внимание продолжительным инструментальным импровизациям в духе современных джазовых исполнителей, хотя при этом сохранялись типичные для рока ритмы и вокал. Фрэнк Заппа, лидер недолго просуществовавшего ансамбля «Mothers of Invention», одаренный композитор и виртуоз электронной музыки, заимствовал музыкальные средства из арсенала классиков 20 в. – Эдгара Вареза, Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена. Рок эксплуатировал и другие классические формы: две британские группы, «The Who» и «Kinks» сочинили и записали рок-оперы – Томми (Tommy) и Артур (Arthur), в каждой из которых сюжет определяет музыкальную структуру, имеются сквозные темы, а отдельные песни-арии исполняются разными персонажами.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов блюз, белая фолк-музыка и джаз – краеугольные камни рока – продолжали вдохновлять рок-исполнителей, а рок, в свою очередь, оказывал воздействие на своих музыкальных предтеч. Ряд дирижеров симфонических оркестров, в частности Зубин Мета (Лос-Анджелесский филармонический оркестр) и Леонард Бернстайн (Нью-Йоркский филармонический оркестр), участвовали в концертах, где предпринимались попытки синтеза рока и классической музыки.

Пока эти эксперименты продолжались, рок начала 1970-х годов вновь пришел в упадок, как это произошло в начале 1960-х. «Битлз» распались, и музыканты стали работать в одиночку. Дилан выпустил ряд альбомов, приведших критиков в ужас. Другие крупные исполнители – Джимми Хендрикс, революционизировавший роль лидер-гитары, ритм-энд-блюзовая певица Джэнис Джоплин и солист группы «Doors» Джим Моррисон – трагически погибли, едва начав творческую карьеру. Рок-аудитория раздробилась на поклонников разных направлений, плодившихся во множестве. Одним из них стал кантри-рок – стиль, взявший на вооружение традиционные инструменты вроде гавайской гитары и вернувшийся вновь к ритм-энд-блюзу Элвиса Пресли, Карла Перкинса и Бадди Холли.

В то же время выдвинулись музыканты, идущие от фолк-традиции начала 1960-х годов. Исполнители спокойных песен под акустическую гитару – Кароли Кинг, Джони Митчелл и Пол Саймон – пели о личных