Файл: Рок рокмузыка основная разновидность популярной музыки, возникшая около 1954.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
взаимоотношениях и старомодных романтических проблемах, избрав утонченную и изящную манеру лирической исповеди.

В Великобритании возник прогрессивный рок, представленный творчеством таких групп, как «Pink Floyd», «Moody Blues», «Jethro Tull», использовавших классические аранжировки для обогащения звучания своих изощренных композиций. Такая подчеркнуто мелодическая музыка с густой оркестровкой в значительной степени опиралась на возможности только что появившегося электронного синтезатора, способного имитировать звук практически любых инструментов, в том числе духовых и струнных.

Ширилась аудитория тяжелого металла, жанра, для которого были характерны оглушительная громкость и повторяющийся мелодический рисунок. Ряд представителей этого течения, в том числе «Led Zeppelin», «AC/DC», «Black Sabbath», стали самыми популярными, хотя и отвергаемыми в кругах музыкальных критиков суперзвездами десятилетия.

К середине 1970-х годов в рок-музыке слились десятки жанров. Элис Купер и «Kiss», беззастенчиво заимствовавшие элементы тяжелого металла и поп-музыки, внешнюю сторону своего сценического имиджа взяли у глэм-рока, используя в своих выступлениях макияж и гардероб персонажей мультфильмов. «Steely Dan», группа, корнями уходящая в фолк-традицию и соул, предложила странный гибрид – интеллектуальный рок, в котором приятные мелодии сочетались с весьма циничными стихами. «Hall & Oates» создали «голубоглазый соул», позаимствовав ритм-энд-блюзовое звучание филадельфийского варианта музыки соул конца 1960-х годов. Арт-рок соединил элементы глэма и прогрессивного рока. Группы вроде «Genesis» во главе с Питером Габриэлем предложили эксцентричную музыку, усиленную театрализацией. Брюс Спрингстин, певец и композитор из Нью-Джерси, мощью и притягательностью сценических выступлений и социальной ориентированностью лирики напомнил слушателям молодого Боба Дилана; пластинка Спрингстина Рожденный бежать (Born to Run) была названа лучшим альбомом десятилетия.

Джордж Клинтон и его «Parliament-Funkadelic», ритм-энд-блюзовый коллектив из Детройта – еще одна разновидность рок-гибрида. Космическая тематика композиций и инопланетные костюмы участников ансамбля способствовали популяризации фанк-рока.

В 1974 «CBGB», небольшой музыкальный клуб в нью-йоркском Южном Ист-Сайде, стал колыбелью очередного рок-жанра. Местные рок-группы – «Ramones», «Television», «Talking Heads», певица Патти Смит – культивировали грубую, «оголенную», основанную на трех аккордах музыку, которую позднее окрестили панком. Примитивный, жесткий, часто диссонирующий, но исполненный страсти и лишенный каких-либо музыкальных изысков, отличавших рок 1970-х годов, панк был самой дикой разновидностью рок-музыки. Черты будущего панка угадывались уже в 1970 в творчестве мичиганской группы МС-5 и Игги Попа (настоящее имя Джеймс Остерберг) и его группы «Stooges». Но лишь в 1975, когда Патти Смит выпустила дебютный альбом Кони (Horses), панк вышел на орбиту. Плаксивый шаманический вокал Патти Смит и невнятные, в духе лирики Артюра Рембо, стихи на фоне минималистской неблагозвучной мелодии немедленно обрели поклонников в среде рок-авангарда.


Английский антрепренер Малколм Макларен, под впечатлением от услышанного в Нью-Йорке, ухватился за новый музыкальный стиль. Группа «Sex Pistols», набранная Маклареном из разношерстной толпы молодых бездельников, стала лидером панк-рока. Политическая и экономическая атмосфера Великобритании созрела для столь откровенно агрессивного апокалипсического жанра, и панк бурно расцвел в творчестве «сердитых» молодежных групп вроде «Pistols » (их первая пластинка называлась Анархия в Великобритании) и «Clash». Таким же безумно популярным жанром в этот период стал диско – гибрид фанка, ритм-энд-блюза и рока, прославлявший сексуальную свободу и наслаждение жизнью, определявшие поп-культуру 1970-х годов.

По мере роста популярности панк-рок, постепенно видоизменяясь, превратился в «новую волну». Элементы скиффла (джазоподобного рода поп-музыки) и ска (ямайская танцевальная музыка) смешались в легких быстрых песенках, исполнявшихся пестрыми по национальному составу группами вроде «Specials» и «English Beat». Элвис Костелло популяризировал мастерски сделанные шлягеры, выдержанные в лихорадочно-рваном ритме. Группа «Devo» из Акрона (шт. Огайо) выступала на сцене в легких пластиковых комбинезонах и масках, намекая на свою принадлежность к внеземным цивилизациям. А группы вроде «Husker Du», «Dead Kennedys» и «Black Flag» превратили панк в поток неконтролируемой агрессии.

Грандж, жанр, чья звезда взошла в начале 1990-х годов, сильно напоминал панк. Он объединил авангардистские устремления групп вроде «Sonic Youth», неистовую и скрежещущую гитару Нила Янга, начавшего свой путь в середине 1960-х годов в составе ранней кантри-рок-группы «Buffalo Springfield». Благодаря таким группам, как «Nirvana» и «Pearl Jam», известность гранджа вышла далеко за пределы его американской родины.

Как в 1970-х, так и в начале 1990-х годов произошло дробление стилей. Многих новых исполнителей называли «альтернативными» даже в тех нередких случаях, когда их музыка быстро усваивалась массовой аудиторией. «PJ Harvey» и другие женские группы озвучили воинственный

райот-герл-рок в «тяжело-металлическом» стиле. Гарт Брукс возвестил о возвращении традиций кантри-рока. В Англии последовал взрыв рейв-музыки, отмеченной гипнотическими мелодиями и чрезвычайно быстрым темпом. В США адепт «индустриального рока» группа «Ministry» соединила в одно целое жестко-агрессивную и танцевальную музыку. Благодаря растущему влиянию канала MTV, международной известности добились такие исполнительница из Исландка Бьорк и японская группа «Pizzicato Five».



Музыка и эстетика гранджа (grunge) начала 1990-х гг.во многом определила развитие рока всего последующего десятилетия. Ключевым понятием этого периода стало понятие «альтернатива» (alternative). Изначально оно подразумевало противопоставление новой бескомпромиссной музыки тому бесконечному и безликому потоку поп-хард-рока, который доминировал на музыкальном рынке восьмидесятых. У тех, кто не желал воспринимать серийную и бездушную продукцию коллективов типа «Уосп» (W.A.S.P.), или «Пойзон» (Poison) была альтернатива – гаражные и клубные команды, которые создавали свое, «непричесанное» звучание и пели не о пляжах Малибу, красотках и лимузинах, а о том, что составляет жизнь большинства нормальных людей: о сложности человеческих взаимоотношений, отчужденности, депрессии, мечтах и надеждах.

Центром «альтернативной» музыки стал город Сиэтл, в котором молодые группы, собравшиеся вокруг небольшой фирмы «Саб поп», развивали направление грандж: «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Мелвинз» (Melvins), «Скримин Триз» (Screaming Trees), «Нирвана» (Nirvana), «Саундгарден» (Soundgarden), «Перл Джем» (Pearl Jam).

Грандж был действительно свежим и своевременным направлением. Однако популярность, которую это направление обрело за один или два года, привела к тому, что музыкальная индустрия стала вовсю эксплуатировать т.н. «альтернативное» звучание. То, что еще совсем недавно считалось маргинальным, некоммерческим и составляло репертуар маленьких независимых звукозаписывающих компаний, в считанные месяцы превратилось в золотую жилу большого шоу-бизнеса.

Пытаясь по-своему бороться с этой ситуацией, основные группы «сиэтлской волны» выпускают альбомы с нарочито грязным, сырым звучанием: «Нирвана» В утробе (In Utero) и «Перл Джем» Наука жизни (Vitalogy), а «Элис Ин Чейнз» обратились к полуакустическому звучанию, но и эти альбомы моментально становятся «платиновыми» (т.е. проданными тиражом более миллиона экземпляров). С тех пор понятие «альтернативная музыка», в общем, утрачивает свою однозначность, потому что многое из того, что раньше было подлинной альтернативой большому шоу-бизнесу, становится частью этого шоу-бизнеса. Тем не менее, независимая (indie, от independent), некоммерческая сцена продолжает существовать, и группы, вроде «Соник Юс» (Sonic Youth),«Мелвинз» (Melvins) или «Пейвмент» (Pavement) вполне спокойно, без массовой истерии и многомиллионных контрактов играют свою музыку.

С 1993, после выхода альбома Siamese Dreams, обращает на себя внимание феномен группы «Смэшин Пампкинз» (Smashing Pumpkins), ставшей едва ли не самой популярной американской группой середины 1990-х. Их работы – это пример редкого сочетания творческого подхода и коммерческого успеха. Критики назвали эту музыку пост-грандж, что звучит весьма формально, но по крайней мере отражает жесткую и тяжелую гранджевую основу музыки «Smashing Pumpkins».


Также с середины 1990-х гг. набирают популярность группы мелодичного панк-кора (punk-core), прежде всего «Грин Дэй» (Green Day) и «Оффспринг» (Offspring). Они исполняют весьма жесткую и быструю музыку с эффектными мелодиями и ироничными текстами. «Грин Дэй» в 1994 выпустили альбом Дурачок (Dookie), который сделал их миллионерами. Однако последующие диски не имели такого успеха. Карьера же «Оффспринг» сложилась гораздо удачнее: после замечательного диска Смэш (Smash, 1994) они находят в себе силы создать еще один международный бестселлер Американа (Americana, 1998), и с тех пор удерживают весьма высокий уровень популярности.

С выходом в 1991 альбома КровьСахарСексМагия (BloodSugarSexMagic) лос-анджелесская группа «Ред Хот Чили Пепперз» (Red Hot Chili Peppers) стала одной из самых знаменитых рок-команд мира. Их музыка представляет собой смесь фанка, хард-рока, хип-хопа и множества других стилей, Выпуская приблизительно по альбому раз в три года, «Рэд Хот Чили Пепперз» не теряют своего «суперзвездного» статуса в течение более чем десяти лет.

Следующей после гранджа интернациональной волной в рок-музыке стал так называемый брит-поп (Brit-pop). Это означает то, что англичане снова на некоторое время захвалили лидерство в рок-музыке. Параллели с «британским вторжением» середины 60-х напрашиваются сами собой. К тому же, «бум» брит-попа сопровождался большой кампанией по возрождению массового интереса к «Битлз» (Beatles), изданием антологий, выпуском фильмов и т.д. У брит-попа также была своя пара наиболее популярных и соперничавших групп, по образцу тандема Beatles-Rolling Stones: это «Оэйсиз» (Oasis) и «Блер» (Blur). В 1994 выходят альбомы «Оэйсиз» Однозначно может быть (Definitely Maybe) и группы «Блер» Парковая жизнь (Parklife) и с этого момента начинается эпоха брит-попа. Мировой известности в этом направлении добилось немало других британцев: «Палп» (Pulp), «Рэйдиохед» (Radiohead), «Райд» (Ride) и др. В английской музыке конца 1980-х гг. сущестововало довольно интересное направление, как «манчестерская волна» с его культовыми исполнителями: «Хэппи Мандейз» (Happy Mondays), «Стоун Роузис» (Stone Roses), «Шэрлэтэнз Ю-Кей» (Charlatanes UK), которое во многих отношениях подготовивило бум брит-попа. А первый альбом «Блер» под названием Досуг (Leisure, 1991) появился еще во времена торжества этого течения.

Хотя в настоящее время пик популярности брит-попа миновал, многие группы по-прежнему ведут успешное существование, регулярно выпуская альбомы. Однако если «Оэйсиз» упорно продолжают следовать своей монотонной рок-н-рольной линии, лидер «Блер» Дэймон Элбарн показывает себя более гибким и изобретательным музыкантом, участвуя в одном из самых таинственных проектов начала 21 в. «Гориллаз» (Gorillaz). Участники этой группы скрываются под вымышленными именами и мультипликационными образами. На концертах они играют за занавесом, на который проецируются изображения их мультипликацонных двойников и другие образы.


В 1990-х гг. идет повсеместное экспериментирование по сочетанию электронной и живой гитарной музыки, живых инструментов и цифровых технологий, как например, альбомы Дэвида Боуи (Davi Bowie) 1 снаружи (1 Outside, 1995), Землянин (Earthling, 1997) или любые диски групп «Гарбедж»(Garbage), «Репаблика» (Republica) и т.п.

Одним из интереснейших музыкантов-экспериментаторов является американец Бек Хенсен (Beck Hansen), более извсетный как просто Бек. Каждый его альбом, начиная с первого Спелое золото (Mellow Gold, 1993), это новый виток развития его необычного музыкального таланта. Бек сочетает сложную электронику с самыми традиционными акустическими инструментами.

Практически одновременно с брит-попом, мировое внимание захватило еще одно рожденное в Британии направление, называемое трип-хопом (trip-hop). «Мэссив Этэк» (Massive Attack), Трики (Tricky), «Портисхед» (Portishead), а позже «Морчиба» (Morcheeba) явялютя наиболее известными трип-хоп-исполнителями. Созданные вдумчивыми хип-хоп-диджеями и экспериментаторами-электронщиками, трип-хоповые группы предпочитают медленные гипнотические темпы, мрачноватый или меланхоличный звук, необычные сэмплы (сэмплы, samples – фрагменты звучания какой-либо композиции или инструмента, использующиеся для создания новых композиций).

Существенное влияние на музыку 1990-х гг. оказывала мода на культуру предыдущих десятилетий. В начале 1990-х гг. была мода на «эру хиппи» 1960-х гг., а затем в моду вошли 1970-е гг., главным образом фанк, диско и глэм-рок. Этому сопутствовало воссоединение многих легендарных групп прошлых десятилетий: «Джефферсон Эйрплейн» (Jefferson Airplane), «Флитвуд Мэк» (Fleetwood Mac), «Дип Перпл» (Deep Purple), «Блэк Саббат» (Black Sabbath), «Иглз» (Eagles) и др. Джимми Пейдж и Роберт Плант, участники «Лед Зеппелин» (Led Zeppelin) выпускают в 1994 совместный альбом Нет Пощады (No Quater), на котором представляют новые совместные песни и старые хиты группы в небычных восточных обработках.

К 2001 мода добралась до 1980-х.: электро-поп, розовые пиджаки и пергидроль. Всплыли даже те, о ком все подзабыли, а именно заводилы глэма 1980-х гг.: группы типа «Пойзон» (Poison) и «Уоррант» (Warrant).

Конец 1990-х гг. отмечен возобновлением интереса к «тяжелой» музыке. Такие американские группы, как «Лимп Бискит»(Limp Bizkit), «Папа Роуч» (Papa Roach), «П.О.Д.» (P.O.D.), «Линкин Парк» (Linkin Park) играют музыку, которую с некоторых пор принято называть ню- или нью-метал (nu-metal). В ней явно прослеживаются влияния групп предыдущего поколения: «Рэйдж Эгейнст Зе Машин» (Rage Against The Machine), «Хелмет» (Helmet), «Нирвана» (Nirvana), «Элис Ин Чейнз» (Alice In Chains), «Стоун Темпл Пайлотс» (Stone Temple Pilots). Одно из ключевых понятий в музыке начала 21 в. – мультикультурализм. Интерес к народной музыке Латинской Америки, Средиземноморья, Восточной Европы, Африки, Дальнего Востока и других регионов мира перерастает обычную моду на экзотику. Элементы различных культур становятся материалом для творчества. Замечательный пример такого подхода – француз испанского происхождения Ману Чао (Manu Chao), который перемешал в своей музыке латиноамериканские, карибские, североафриканские, европейские традиции. Таким образом, эклектика, стилистическая пестрота являются характерными особенностями музыки начала 21 в.