Файл: Реферат Пушкинская речь Достоевского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

«Пушкинская речь Достоевского»

.

Москва, 2023

6 июня 1880 года в присутствии огромного количества народа был торжественно открыт памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Москве. Российская восторженная общественность назвала это мероприятие «вторым рождением» поэта. Это событие было значимым в истории культуры России, так как подчеркивалась важность духовной и культурной наследственности в развитии нации, глубокая связь между Россией и одним из ее величайших поэтов. Кроме того, это было выражением памяти о творческом наследии Пушкина и его вкладе в развитие русской литературы и языка.

7 и 8 июня состоялись заседания Общества любителей российской словесности, посвященные минувшему событию. Все окололитературные круги, партии готовились решить раз и навсегда: чей Пушкин? С кем он? Навстречу памятнику Пушкину маршировали две партийные колонны, зеркально отражавшие друг друга. Западники выдвинули во главу Тургенева, Cлавянофилы шли за Достоевским. Первым на заседании сказал свое слово Тургенев. Иван Сергеевич назвал поэта Пушкина «первым», «великолепным», «центральным». С Шекспиром или Гёте близко не поставил и "национальным поэтом" не назвал. Достоевский писал супруге Анне: «На утреннем чтении Тургенев унизил Пушкина, отняв у него название национального поэта». Он любил Пушкина и находился под мощным воздействием его творчества и идей.

"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое" – так начал свою речь на следующий день Достоевский. В чем же пророческое? Почему Пушкин «явление чрезвычайное»? Пушкин вводит в свои произведения новый тип литературного героя – «тип русского скитальца, скитальца до наших дней и в наши дни, первый угадав его гениальным чутьём своим, с историческою судьбой его и с огромным значением его и в нашей грядущей судьбе». Этот «скиталец» - новый, гордый человек, «оторванный» от народа. Достоевский связывает появление такого характера в «интеллигентном обществе, оторванном от народной силы» с петровскими реформами.

Слово «первый» часто встречается в «Речи», этим Федор Михайлович отмечает величие поэта, его уникальность. «Даже самые первые поэмы Пушкина были не одним лишь подражанием, так что и в них уже выразилась чрезвычайная самостоятельность его гения. В подражаниях никогда не появляется такой самостоятельности страдания и такой глубины самосознания, которые явил Пушкин, например, в «Цыганах»» - говорит Достоевский. Писатель тонко чувствует и переживает историю Алека – того самого гордого русского скитальца, примкнувшего к цыганскому табору, свободному от законов. Для Достоевского это – важный вопрос, близкий. Феномен «скитальчества» встречается и в творчестве его самого, представлен различными вариациями героя, в индивидуальную психологию которого стремился проникнуть писатель.  Так, в романе «Бесы» Достоевский прежде всего изобразил судьбу русского «скитальца», переработав и представив «скитальчество» в принципиально новом свете. Согласно писателю, духовные поиски образованных людей связаны с революционным движением, что могло привести русскую интеллигенцию к социализму и возможному государственному перевороту.


Из фантастических декораций «гордый человек» переносится во вполне обыденные, реальные в «бессмертной и недосягаемой» поэме «Евгений Онегин». «Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути, нашего верхнего над народом стоящего общества.» - так отзывается о Великом гении Достоевский. Он детально разбирает личность Онегина, ее оттенки и движения. Однако главным героем считает все-таки Татьяну, считает её мудрее, умнее Евгения - она «разгадала» его. «Если есть кто нравственный эмбрион в поэме, так это, конечно, он сам, Онегин, и это бесспорно» - заявляет Достоевский. Татьяна – все та же милая, кроткая Таня, не поддавшаяся тлетворному влиянию светского общества, балов, она имеет некую твердую почву под ногами – в воспоминаниях о своем детстве, родном имении в деревенской глуши, в «кресте и тени ветвей над могилой её бедной няни». Образ Татьяны, этой смелой русской женщины с чистой душой - тип положительной и бесспорной красоты в лице русской женщины для Достоевского, он отмечает, что все типы героев взяты Пушкиным из народа, а «главная красота их в правде, правде бесспорной и осязательной, так что отрицать их уже нельзя, они стоят, как изваянные».

Этой частью своей Речи Достоевский дает понять: Пушкин образами Онегина и Алеко показал отрыв интеллигенции от народа и ее беспочвенность, указав, что они должны объединиться.

Далее речь идет о Пушкине, как мировом и народном поэте: «В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры. Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин». «Дон Жуан», «Пир во время чумы» - примеры чудесных, «фантастических» перевоплощений Пушкина, его слияния с чужими культурами. Гений поэта подтверждается всемирной отзывчивостью, его мысли понятны и близки не только русскому человеку, но и представителям почти всех культур мира. «…и не в одной только отзывчивости тут дело, а в изумляющей глубине её, а в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде ни в каком поэте целого мира такого явления не повторилось

» - добавляет Достоевский.

Завершается речь рассуждением об особой роли русского народа в истории: «О, народы Европы и не знают, как они нам дороги! И впоследствии <…> будущие грядущие русские люди поймут уже все до единого, что стать настоящим русским и будет именно значить: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и воссоединяющей…». То есть, отзывчивость - способность всецело русская, национальная, и Пушкин только, как совершенный художник, явился современным ее выразителем, пытается донести Достоевский.

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и, бесспорно, унес с собой в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь, без него, эту тайну разгадываем…» - так заканчивается «Речь». Очевидцы вспоминали, что эти последние слова своей речи Достоевский произнес каким-то вдохновенным шепотом, опустив голову. После небольшой паузы раздалось всеобщее ликование, раздавался крик: «Вы разгадали!». Все присутствовавшие на заседании начали обниматься, плакать, а последующие ораторы объявили, что им нечего добавить после речи Достоевского.

«Речь» произвела фурор, надолго взволновала общественность. Непревзойденный оратор, знаток человеческой души, философ Достоевский смог «разгадать», объяснить гений Великого Пушкина и зажечь сердца слушателей. После знаменательной речи его называли Пророком. В пушкинской речи он выразил свое убеждение в исключительном значении литературы как могучей силы общественной жизни. Причем писатель, по убеждению Достоевского, призван изображать реальную жизнь своего народа. И величие творца состоит прежде всего не в способности его выражать свои личные, индивидуальные радости и страдания, а в умении верно понимать историческую жизнь народа, схватывать ее типы и характеры, ощущать ее больные вопросы и ее главное направление, раскрывать связь между историческим прошлым, настоящим и будущим.

Главную заслугу Пушкина Достоевский видел в том, что великий поэт сумел подойти к простому русскому человеку не извне, а изнутри. Поэт смог оценить, полюбить его живую душу, без проявлений барского, "господского" отношения к народу. Позиция Пушкина по отношению к народу, его вера в духовное богатство, силу и разум простого человека приобрела особую актуальность в наши дни, когда становятся популярными идеи презрения к массе,
возвышение отдельной Личности над народом, отношение к нему как к стаду и толпе. Все эти идеи враждебны Достоевскому, и у нас не может не вызывать чувства гордости то, что Достоевский отвергал эти идеи, столь соблазнительные и столь пагубные, как показала история нашего века.

Достоевский считал, что Пушкин на всю глубину своей души, с горячим участием и бесконечным пониманием воспринял то мировоззрение, его неосязаемую сущность, существующую внутри русского народа на протяжении многих столетий и определяющую его историческое развитие. Говоря о “всеотзывчивости" и "всемирности" Пушкина, Достоевский имел в виду не черты своеобразия Пушкина-поэта, а черты национально-народные, отражающие психический склад множества русских людей: "И эту-то главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт".

Речь о Пушкине — самое важное выступление Достоевского последних лет его жизни, она подводит итог многим размышлениям писателя, завершает оценку национального значения творчества Александра Сергеевича, которую писатель прежде давал во многих своих статьях. Именно эта речь окончательно формулирует «русскую идею» Достоевского, его представление о культурно-исторической миссии русского народа.

Список источников:

  • «Как Пушкинская речь Достоевского чуть не примирила всю интеллигенцию» Российская газета - Федеральный выпуск: №122(8473)

  • Ф.М. Достоевский «Дневник писателя», Пушкинская речь, 1880

  • Д.В. Гришин «Речь Достоевского о Пушкине», 1974

  • История.рф, В. Иванов «Как Пушкину даровали «второе рождение»