Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Экономические проблемы развития здравоохранения можно подразделить на несколько блоков. Первый из них определяет выбор стратегии развития здравоохранения с учетом следующих его особенностей.

Во-первых, оказание медико-социальных услуг (гораздо больше, чем каких-либо иных) требует личного контакта производителя и потребителя, что характеризуется высокой степенью индивидуальности и нестандартности отношений в системе «врач — пациент». Во-вторых, в здравоохранении весьма неоднозначно прослеживается связь между затратами труда и его количественными результатами — состоянием здоровья членов общества (их заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, уровнем смертности). В-третьих, ценообразование на услуги здравоохранения требует учета механизма сочетания принципов экономической эффективности и социальной справедливости. Социальная справедливость — это доступность медико-социальных услуг всем слоям населения, независимо от уровня доходов и места проживания (город — село), которая обеспечивается функционированием системы государственных и негосударственных структур отрасли.

Второй блок проблем отражает процессы формирования нового хозяйственного механизма функционирования отрасли в рамках принятой стратегии. Развивающиеся формы собственности в здравоохранении и возникающие на этой основе новые экономические отношения составляют специфический объект научных социально-гигиенических исследований. Теория реалий переходного периода в экономике предполагает становление и развитие разнообразных организационно-правовых форм, улучшающих обслуживание населения и конкурирующих между собой. Разгосударствление и приватизация объектов медико-социального комплекса, действие принципов страховой медицины требуют проведения глубокого анализа, осмысления этих процессов с точки зрения возможных пределов совмещения коммерческих и некоммерческих видов деятельности в лечебной, санитарно-профилактической, медико-реабилитационной и фармацевтической сферах. Различные организационно-правовые структуры здравоохранения требуют своего обоснования, исходя из специфики деятельности служб подразделений медико-социального комплекса.

2. СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути, исследование операций - это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель - форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строились модели, наиболее часто встречающиеся в менеджменте, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку:

- методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях;

- алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.;

- количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений, в том числе моделей воспроизводства (в масштабе общества и на отдельных фирмах), моделей баланса затрат и выпуска продукции, моделей прогнозирования научно-технического и экономического развития.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Под структурой управления организациейпонимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их развитие и функционирование как единого целого.

В рамках структуры протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены функции и задачи управления. С этой позиции

организационная структура- это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации. Отсюда структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.

Элементами структуры управления являются:

• работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;

• орган управления - группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп;

• первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных.

Организационная структура характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи - связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, то есть по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю.

Структура управления должна отражать цели и задачи фирмы, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.
4. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – УСЛОВИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИН. МЕНЕДЖМЕНТА

Предпринимательская деятельностьнеотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей выходит за рамки обыденных схем, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т. д.).

Предпринимательствоэто процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

Предпринимательская деятельность в финансовом менеджменте характеризуется формулой предпринимательства: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация происходит в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела
, обусловленной рыночными отношениями и динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются: риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос, угадать тенденции и действовать на опережение). Предприниматель не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его использования.

Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

1. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОТРАСЛЬ. СТРУКТУРА РЫНКОВ МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ, ИХ ИНФРАСТРУКТУРА

Область здравоохранения является сложной, тщательно отрегулированной областью, в которой необходимо постоянно приспосабливаться к меняющимся правилам окружающей среды, значительному влиянию рынка и экономики, технологическим новшествам и острой конкуренции. Как результат, поставщики медицинской помощи поддерживают высокий уровень медицинских услуг, имея дело со сложными аспектами управления, включая поддержание и увеличение уровня оплаты услуг, повышение качества, стоимости управления, капитализации, конкуренции и сохранении квалифицированного персонала.

Понятие рынок в здравоохранении включает в себя целую систему отдельных элементов, взаимосвязанных рынков, образующих структуру «большого» рынка медицинских услуг: рынок медицинских услуг, рынок лекарственных препаратов, рынок труда медицинского персонала, рынок научных медицинских разработок, рынок медицинского оборудования и техники, рынок ценных бумаг (последний элемент имеет место только при развитом рынке).

Т.о. рынок медицинских услуг – это система товарно-денежных отношений, складывающаяся в здравоохранении между производителями и потребителями медицинских услуг в процессе их производства и реализации.


С развитием элементов рыночных отношений в здравоохранении появилось понятие медицинский субъект как производитель медицинских услуг. Под медицинским субъектом понимается любое медицинское учреждение, производящее услуги в области здравоохранении, независимо от форм собственности. Партнеры медицинского субъекта могут быть самые различные. К первой группе контингентов рынка относятся другие медицинские учреждения, участвующие в реализации сложного лечебно-диагностического процесса. Вторую группу контингентов рынка составляют финансово-кредитные, прежде всего банковские предприятия и организации. Третий крупный узел рыночных отношений образует государство. Государство в современных условиях рассматривается как один из активных и полноправных участников рынка. Четвертая группа контрагентов рыночных отношения – граждане. Эта группа весьма неоднородна по своему составу, по функциям, осуществляемым в процессе реализации хозяйственных связей в условиях рынка.

Объектами рынка медицинских услуг выступают сами медицинские услуги, финансовые и материальные средства.

Говоря о состоянии рынка медицинских товаров и услуг в целом, и его качеств можно отметить целый ряд факторов, имеющих основополагающее влияние на отрасль. К таким факторам относятся темпы развития новых технологий, внедрение ноу-хау в клиническую практику, востребованности данных у слуг на рынке нашей страны, а также способность наших людей как потенциальных пациентов оплачивать ту или иную медицинскую услугу, тот или иной товар.

Кроме структуры, в рыночной системе выделяют такое понятие, как инфраструктура рынка. Это совокупность экономических форм, опосредующих движение деловых отношений и увязывающих эти отношения при всем их разнообразии в одно целое. Элементами инфраструктуры в рыночной экономике являются: - кредитные учреждения и коммерческие банки; - эмиссионная система и эмиссионные банки; - аукционы и другие формы небиржевого посредничества; - специальные рекламные и информационные агентства.
2. СИСТЕМНЫЙ И СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход- это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.