Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы - это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.

Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления - техническими.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
3. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ

Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.

Производственная структура предприятия - это совокупность производственных единиц предприятия (цехов, служб), входящих в его состав и формы связей между ними. Производственная структура зависит от вида выпускаемой продукции и его номенклатуры, типа производства и форм его специализации, от особенностей технологических процессов. Причем последние являются важнейшим фактором, определяющим производственную структуру предприятия.


Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки и цехи.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции (или их группы), оснащенное соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.

Участок — производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель — мастер участка. Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяются в цехи.

Цех — наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехе возникают сложные взаимосвязи: он характеризуется достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями. Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационном, техническом и административном отношениях производственной единицей и выполняет закрепленные за ним производственные функции.

Необходимо отметить, что производственная структура предприятия динамична, т.е. по мере совершенствования техники и технологии, организации производства, труда и управления предприятием совершенствуется и производственная структура. Это создает условия для интенсификации производства, эффективного использования ресурсов и достижения высоких результатов работы предприятия.
4. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФИНАНСОВ В РОССИИ

К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей рыночной экономики в целом и финансов в частности. Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом. В-третьих, происходит смена приоритетов, постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.



В 1997-1998 гг. проводилась активная работа в области финансового законодательства. В 1998 г. Федеральным Собранием приняты первая часть Налогового кодекса, Бюджетный кодекс, в сентябре 1997 г. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др. Однако финансовый кризис 1998 г. привели к резкому падению валютного курса рубля и вызвали новый всплеск инфляции. До 2000 г. финансы РФ находятся в состоянии глубокого кризиса, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, инфляции, неплатежах предприятий, падении валютного курса рубля, большой внутренней и внешней задолженности страны.

Современное состояние финансов характеризуется устойчивым развитием, профицитом государственного бюджета, предпосылками для эффективного развития экономики и финансов России.

1. УСЛУГА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Характер услуг, оказываемых в медицинских учреждениях, весьма разнообразен. С точки зрения потребителя медицинская услуга (случай медицинской помощи) — это определенный набор медицинских мероприятий (профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных), проводимых в отношении одного пациента по единичному (или нозологическому) поводу его контакта с мед. учреждениями. Основными элементами услуги являются: - субъекты услуги (пациент – медицинский работник); - психология услуги (взаимоотношения субъектов); - материальность (стоимостное и материальное выражение затрат по удовлетворению потребителя); - документальность (фиксированная информация о количественной и качественной стороне выполняемой услуги).

Следует отметить, что услуги здравоохранения имеют некоторые экономические особенности. Первая особенность медицинских услуг заключается в том, что часть из них обладает свойствами «общественных товаров» («общественных благ»). Общественные блага, являются объектом коллективного потребления, доступным другим членам общества. Следующая особенность медицинских услуг состоит в том, что результат профессиональной деятельности медицинских работников, как правило, воплощен в самом человеке. Это обусловливает значительную индивидуальность и нестандартность врачебного подхода к пациенту, требует учитывать индивидуальные особенности организма, развития и течения патологии, возрастно-половой фактор и т.д. В условиях потребления медицинских услуг имеется также такая особенность, которая обозначается как асимметрия информации у потребителя и производителя, другими словами, медицинский работник обладает значительно более широкой информацией, нежели пациент. Особенностью медицинских услуг является также то, что потребность в медико-социальной помощи часто носит характер обязательной потребности, и поэтому медицинская услуга, например, выполнение неотложного оперативного вмешательства, ничем не может быть заменена. Следующая особенность медицинской услуги заключается в том, что не всегда прослеживается четкая связь между затратами труда медицинского персонала и его конечными результатами. Таким образом, определение «медицинская услуга» включает мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих законченное значение и определенную стоимость.

2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

История менеджмента насчитывает несколько тысячелетий. За долгие годы развитие теории и практики менеджмента происходило в основном эволюционно, путём непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, которые происходили в обществе, экономике и всей системе социально-экономических отношений. Вместе с тем на этом долгом пути выделяют ряд этапов и революционных преобразований в подходах к проблемам менеджмента.

Началом эволюции менеджмента принято считать зарождение письменности в древнем Шумере. Это революционное достижение в истории человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», занятых торговыми операциями. Первая управленческая революция получила название религиозно-коммерческой. За ней последовали другие.

Вторая относится к 1760 г. до н.э. и связана с деятельностью царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством для регулирования многообразных общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третья произошла во времена правления Навуходоносора II (682-605 гг. до н.э.) и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сферах производства и строительства.

Четвёртая относиться к XVII-XVIII векам н.э. и вызвана зарождением капитализма и началом индустриального прогресса в Европе. В это время обострился интерес к управлению, зародилась идея, что управление само может внести значительный вклад в развитие и эффективность производства. Выделение проблем управления в самостоятельную область знаний было ответом на потребности предпринимательства в связи с обострением конкуренции и формированием крупных предприятий. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента.

Пятая управленческая революция, часто называемой бюрократической, относится к концу XIX – началу ХХ в. Теоретической основой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформулировать крупные иерархические структуры управления, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должные обязанности и ответственность.

К концу XIX – началу ХХ в. Появились первые работ по научному обобщению накопленного опыта и формирование основ науки управления. Это было вызвано потребностями промышленности, которая всё больше приобретала такие специфические черты как массовое производство и массовый сбыт, крупномасштабная организация в форме крупных корпораций и АО, ориентация на рынки большой ёмкости.


Теория и практика управления производством в ХХ в. формировалась под воздействием успеха в других областях знаний, связанных с менеджментом, т.к. математика, инженерные науки, социология, психология и т.д. Достижения в этих областях выявляли новые факторы, влияющие на управление. Это позволяло находить новые подходы к управлению и отказаться от старых теорий, которые не выдержали проверку практикой.
3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

Принципы производственного процесса - это исходные положения, на основе которых осуществляется построение, функционирование и развитие производственного процесса. Соблюдение принципов организации производственного процесса - одно из основополагающих условий эффективной деятельности предприятия. Основные принципы организации производственного процесса: 1. Принцип пропорциональности. Пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест. 2. Принцип дифференциации. Разделение производственного процесса изготовления одноименных изделий между отдельными подразделениями предприятия (например, по технологическому). 3. Принцип комбинирования. Объединение всех или части разнохарактерных процессов по изготовлению определенного вида изделия в пределах одного участка, цеха, производства. 4. Принципы концентрации. Сосредоточение выполнения определенных производственных операций по изготовлению технологически однородной продукции или выполнению функционально однородных работ на отдельных участках и рабочих местах. 5. Принцип специализации. Формы разделения труда на предприятии, в цехе. Закрепление за каждым подразделением предприятия ограниченной номенклатуры работ, операций, деталей, изделий. 6. Принцип универсализации. Определенное рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций. 7. Принцип стандартизации. Под принципом стандартизации в организации производственного процесса понимают разработку, установление и применение однообразных условий, обеспечивающих наилучшее его протекание. 8. Принцип параллельности. Одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия. 9. Принцип прямоточности. Требование прямолинейности движения предметов труда по ходу технологического процесса, то есть по кратчайшему пути прохождения изделием всех фаз производственного процесса без возвратов в его движении. 10. Принцип непрерывности. Сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия. 11. Принцип ритмичности. Выпуск в равные промежутки времени равного количества изделий. 12. Принцип автоматичности. Максимально возможное и экономически целесообразное освобождение рабочего от затрат ручного труда на основе применения автоматического оборудования.