Файл: 1. экономические проблемы развития здравоохранения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономический эффект здравоохранения оценивается по его влиянию на экономику общества. При этом могут оцениваться общие экономические потери (экономический ущерб, который несет общество в связи с заболеваемостью населения). Эти потери делят на прямые и косвенные, что позволяет вывести такой интегральный показатель, как показатель стоимости «груза болезней» (общая стоимость болезней), который включает в себя: — прямые расходы на больничную и внебольничную помощь, санитарно-эпидемиологическое обслуживание, расходы на приобретение медикаментов, а также расходы по социальному страхованию и социальному обеспечению (выплата пенсий); — непрямые экономические потери, включающие недопроизводство валового внутреннего продукта (ВВП) в связи с преждевременной смертностью, временной утратой трудоспособности и инвалидностью населения.
2. ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА, ЕГО ФУНКЦИИ

Менеджер определяет направление роста организации. При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, Менеджер отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации. Представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Менеджер собирает разнообразную информацию (в основном текущую) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации, которую использует в интересах своего дела; выступает как нервный центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию. Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации. Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

Менеджер - символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера. Отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия, отвечает за набор, подготовку работников. Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

3. СУЩНОСТЬ, КРИТЕРИЙ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В основе экономического прогресса общества лежит эффективность общественного производства.

Высшим критерием эффективности является полное удовлетворение общественных и личных потребностей при наиболее рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Различают эффективность экономическую и социальную, которые находятся в органическом единстве. Социальная эффективность представляет собой степень удовлетворения потребностей населения за счет создаваемого продукта. Она направлена на повышение уровня жизни населения, улучшения условий труда, увеличения свободного времени человека и т.д. Эффект — результат, например прибыль.

Экономическая эффективность — результативность, т.е. соотношение между результатом и затратами. Сущность проблемы повышения экономической эффективности производства состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов. В качестве оценки тех или иных мероприятий выступает критерий экономической эффективности. Смысл критерия эффективности производства вытекает из необходимости максимизации получаемых результатов или минимизации производимых затрат, исходя из поставленных целей развития предприятия. Этими целями могут быть обеспечение выживаемости, достижение устойчивого роста, структурная перестройка, социальная стратегия и т.д.

При всем многообразии этих целей доминирующим становится достижение наилучших экономических результатов, стремление к извлечению наибольшей прибыли с учетом долговременной перспективы развития. Отсюда в качестве исходного количественного критерия эффективности производства должна выступать рентабельность (отношение прибыли к затратам, обеспечивающим получение прибыли).

В зависимости от объекта существуют следующие виды эффективности: народнохозяйственная, отраслевая, отдельных фирм и предприятий, внутри хозяйственных подразделений, отдельных мероприятий. Только комплексный анализ основных направлений деятельности предприятия позволит сделать достоверные выводы об основных направлениях повышения экономической эффективности.

Количественное выражение эффективности выражается следующей системой показателей: - эффективность использования природных ресурсов; - эффективность использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, норма прибыли); эффективность использования оборотных средств (коэффициент оборачиваемости оборотных средств, дебиторской задолженности, производственных запасов, срок их оборачиваемости, рентабельность оборотных средств); - эффективность использования капитальных вложений (период возврата капитальных вложений, коэффициент эффективности капитальных вложений, приведенные затраты, приведенная прибыль, чистая приведенная стоимость, рентабельность инвестиций); - эффективность использования трудовых ресурсов (трудоемкость, производительность труда, рентабельность персонала); - эффективность использования собственного капитала (рентабельность собственного капитала).



При оценке эффективности затрат на создание материально-технической базы, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, направленных на совершенствование материального производства, наряду с экономическими выявляются также социальные и экологические результаты. Они не могут отражаться только в стоимостной оценке, а могут содержать: ликвидацию тяжелого физического труда, повышение уровня безопасности, устранение травматизма, улучшение состояния окружающей среды, сочетание ускорения научно-технического прогресса с активной занятостью трудовых ресурсов.

Основные направления повышения эффективности деятельности предприятий: - широкое освоение прогрессивных технологий; - автоматизация производства; - развитие производства на перспективу, освоение и выпуск новой продукции; - создание организационных предпосылок (экономических и социальных) для творческого поиска ученых, инженеров, рабочих; - ресурсосбережение; - совершенствование структуры предприятия; - повышение качества продукции; - оптимальная инвестиционная стратегия.
4. СТОИМОСТНАЯ ОЦЕНКА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ

Оценка товарно-материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов и инвентаря производится по учетным ценам с применением индекса инфляции, рассчитанного в установленном порядке.

Если оборотные средства приобретались по свободным или договорным ценам, что подтверждено платежными документами, то эти цены используются при оценке оборотных средств с учетом инфляции.

Остатки товаров на предприятиях розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания оцениваются по розничным ценам за вычетом торговой наценки без учета индекса инфляции.

Акции и другие ценные бумаги оцениваются, при наличии их котировки на бирже, по курсовой стоимости, а при отсутствии котировки - с учетом сложившегося уровня доходности данных бумаг, но не ниже их номинальной стоимости.

Дебиторская задолженность и расходы будущих периодов оцениваются по их балансовой бухгалтерской оценке, а валютный остаток - по среднему биржевому курсу валюты за последний месяц, предшествующий оценке имущества.

В ходе оценки финансовых активов из них вычитаются остатки средств в фондах экономического стимулирования, которые передаются трудовому коллективу при приватизации или сдаче предприятия в аренду.


Незавершенное строительство оценивается исходя из фактических затрат (по бухгалтерскому учету) с увеличением на индекс удорожания строительства
1. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И МЕДИЦИНСКИХ ТОВАРОВ

Контроль качества лечебно-профилактической помощи осуществляется при помощи стандартов качества медицинских услуг, которые должны отражать высокую степень oрганизации работы ЛПУ и контролирующей их системы. Для разработки научно обоснованной системы стандартов необходимо в первую очередь определить и обосновать критерии качества клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий. Последствия лечения пациента можно оценить с помощью таких критериев, как выписка на работу, выписка без улучшения, перевод на инвалидность, амбулаторное лечение или в другое отделение (клинику) для уточнения диагноза и долечивания. Категория сложности заболевания определяется рядом факторов. Наиболее существенным среди них являются возраст пациента, наличие группы инвалидности, степень тяжести заболевания, риск осложнения (в зависимости от вида и тяжести патологии, возраста больного). Построение стандартов качества медицинских услуг предполагает учет, достаточно большого числа факторов, например длительности лечения, объективного состояния больного после устранения патологического процесса, положительной динамики лабораторных показателей, заживления первичным натяжением, купирования приступов (в том числе лекарственными препаратами), исчезновения болей и т. д.

Анализ практики разработки медико-экономических стандартов показал, что в них обычно закладываются минимальные требования к качеству клинико-диагностических обследований и лечебных мероприятий. Для решения проблемы стандартизации в региональных органах управления отраслью формируются различные структурные подразделения (лицензионно-аккредитационные комиссии, расчетно-экспертные центры, отраслевые территориальные фонды). Развитие лечебно-профилактических технологий, и изменение характера заболеваний значительно усложняю! проблему, связанную с оценкой качества медицинских услуг. Эффект печения хронических форм болезней крайне разнообразен. Поэтому усложнена и оценка качества соответствующих услуг. Определение и опенка их качества требуют новейших научных подходов, использования системы критериев, ориентированных не только на медицинские и технологические, но и на этико-правовые характеристики.


Специалистам ВОЗ выделяются следующие основные компоненты качества медицинской помощи: ее адекватность, экономичность и научно-технологический уровень. Главная потребность заболевшего, сводится к получению медицинской помощи, которая улучшила бы или существенно облачила etc состояние. Поэтому ее адекватность может быть оценена конечными результатами, достигнутыми вследствие применения клинико-диагностических процедур и мероприятий.

Экономическая эффективность медицинских услуг определяется рядом показателей. например соотношением между затратами и достигнутыми результатами. Кроме того, может рассчитываться показатель, детерминирующий соотношение между фактическими результатами деятельности в реальных условиях и максимально достижимыми результатами, характерными для идеальных условий среды.

Важным компонентом качества выступает уровень применяемых методов диагностики, печения и профилактики болезней. При соответствии медицинской помощи необходимому уровню использование современник средств может дать ощутимый эффект. Например, применение высокотехнологичных метилов диагностики и лечения в здравоохранении промышленно развитых стран способствует существенному повышению стандартов здоровья граждан. Однако по мере увеличения масштабов внедрения сложных технологий постепенно начинает действовать закон уменьшающейся отдачи, а с определенного момента избыточностью медицинского «оснащения» перестает положительно влиять на результативность лечения, иногда нанося даже вред здоровью человека
2. ФОРМАЛЬНОЕ И НЕФОРМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В каждом коллективе имеются формальные и неформальные лидеры, которые создают определенную среду в процессе управления, т.е. формальную и неформальную структуру отношений в процессе управления.

Признаками формального управления являются: • опора на формально действующие организационные нормативно-правовые акты, положения, инструкции, распоряжения • использование административных рычагов воздействия, устанавливающих административную ответственность, дисциплинарные требования и др.: • жесткий контроль исполнения; • учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок. Признаком неформального управления является опора на человеческие неформальные отношения (слабые и сильные стороны человеческой натуры, уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность, система индивидуальных или коллективных ценностей, лидерство и пр.).