Файл: Анализ состояния товарных запасов и мероприятия по их оптимизации.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАПАДНЫЙ ФИЛИАЛ
__________________________________________________________________________________
Специальность: 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Анализ состояния товарных запасов и мероприятия по их оптимизации »
Автор работы:
студента 2 курса 11ОД группы
очной формы обучения
Нешина А.С.
Подпись _______________________
Руководитель работы:
Преподаватель
Дюканова Т.В.
Подпись _______________________
Оценка________________________
Калининград, 2022
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы анализа запасов производственного предприятия
1.1 Понятие, общая характеристика товарных запасов производственного предприятия
1.2 Основные показатели, характеризующие состояние товарных запасов производственного предприятия
1.3 Нормирование товарных запасов
Глава 2 Анализ работы предприятия на примере мебельной фабрики "ИнтерДизайн"
2.1 Общая характеристика мебельной фабрики "ИнтерДизайн"
2.2 Анализ товарных запасов мебельной фабрики "ИнтерДизайн" и разработка мероприятий по их оптимизации
Заключение
Введение
Запасы как экономическая категория играют важную роль в области производства и обращения продукции. При этом критериями оптимизации запасов могут считаться: минимум логистических издержек, связанных с управлением запасами, минимальное время выполнения заказа, максимальная надежность поставки.
Основные рыночные тенденции связаны с нестабильным спросом и изменчивостью требований покупателя к качеству и характеристикам товара. В подобных условиях производственные предприятия должны направить усилия на минимизацию всех видов запасов, ускорение процесса изготовления и обеспечение возможности выпуска индивидуализированных партий под заказ. Для этого необходимы современные инструменты планирования и управления производством.
Развитие рыночных отношений диктует новые условия их организации. Инфляция, повышение кредиторской задолженности и другие кризисные явления побуждают предприятия изменять политику в отношении производственных запасов, находить новые источники пополнения, находить способы их эффективного использования. Поэтому для компании все возможные методы рационального использования средств, одним из которых является расчет оптимального уровня производственных запасов, становятся все более значимыми.
В условиях конкурентоспособности различных организаций потребительской кооперации товарные запасы приобретают все большее значение, а также их величина. Стоит отметить, что товарные запасы это совокупность товарной массы, которая находится в сфере обращения и предназначенная для продажи.
Актуальность данной темы состоит в том, что на основе анализа запасов формируется эффективное управление запасами на современном рынке, что является неотъемлемым условием для повышения эффективности работы предприятия, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ компании.
Соблюдение высокого уровня качества продукции и своевременности поставок потребителям не может быть без создания оптимального уровня запасов готовой продукции, а также запасов полуфабрикатов, сырья, материалов, продукции незавершенного производства и других ресурсов, которые нужны для непрерывного и динамичного функционирования производственного процесса.
Низкие запасы материальных ресурсов способны привести к убыткам, связанным с простоями, с низким спросом и, конечно же, к потере прибыли, а также потере потенциальных покупателей. Однако, накопление излишних запасов укрепляет оборотный капитал компании, уменьшая вероятность его выгодного альтернативного использования и снижая темпы его оборота, что влияет на величину общих издержек производства и финансовых результатах деятельности фирмы. Негативные экономические последствия приносит как излишний уровень запасов, так и их дефицит.
Целью курсовой работы является разработка предложений для оптимизации товарных запасов мебельной фабрики "ИнтерДизайн".
Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
1. изучить теоретические основы анализа запасов производственного предприятия;
2. провести анализ товарных запасов мебельной фабрики "ИнтерДизайн"
и разработать мероприятия по их оптимизации.
Объектом исследования данной работы являются товарные запасы мебельной фабрики "ИнтерДизайн".
Предмет исследования – оптимизация товарных запасов мебельной фабрики "ИнтерДизайн".
Методологической основой в данной курсовой работе стали учебники и монографии отечественных и зарубежных специалистов в области логистики запасов, материалы периодической печати с наиболее значимыми особенностями управления запасами в современной России, данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия, а также труды таких выдающихся ученых как Гаджинский А. М., Зайцев Н.Л., Стоянова Е. С.
В курсовой работе использовались такие методы исследования как:
-
анализ, -
сбор и группировка данных, -
анализ динамики, -
методы анализа запасов и их оптимизация.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические основы анализа запасов производственного предприятия
1.1 Понятие, общая характеристика товарных запасов производственного предприятия
Товарные запасы производственного предприятия являются одной из важных составляющих оборотных активов организации.
В широком смысле товарные запасы производственного предприятия называют материально-производственными запасами и составляют классификацию из трех видов1:
1. Производственные запасы.
2. Незавершенное производство.
3. Готовая продукция.
К производственным запасам относятся сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо, тара и тарные материалы, отходы, запасные части и другие материалы.
Когда сырье преобразуется в конечное изделие с последующим движением этого изделия до конечного потребителя, создается два основных вида запасов: незавершенное производство и готовая продукция.
Исходя из этого, производственные запасы это такие запасы, которые находятся в компаниях всех отраслей сферы материального производства и предназначенные для производственного потребления1
Целью создания производственных запасов является обеспечение бесперебойности производственного процесса в фирме.
Следующая группа товарные запасы характеризуется тем, что это запасы готовой продукции у компаний – изготовителей, а также запасы, идущие по пути от поставщика к потребителю.
В современном экономическом словаре представлена следующая трактовка понятия товарных запасов: «Товарные запасы – это количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и товарообращения. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом повышаются издержки производства и обращения».
Товарные запасы, как категория товарообращения, обеспечивает постоянный процесс обращения товаров и выполняет ряд определённых функции.
К основным функциям относят:
- обеспечение непрерывности расширенного производства и обращения, в процессе которого происходит их регулярное образование и расходование;
- удовлетворение такого спроса населения как платежеспособность, потому что это форма товарного предложения;
- анализ соотношения между объёмом и структурой спроса и предложения.
Необходимо отметить, что товарные запасы образуются на всех ключевых стадиях товародвижения, например, на складах компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей, на складах фирм производителей, а также в пути. Это обусловлено факторами сезонного колебания в производстве и потреблении; времени, которое требуется для доставки товаров от места производства до места продажи; необходимости трансформации производственного ассортимента в торговый (подсортировка, подработка и упаковка); условий транспортировки товаров, доставки от поставщиков до торгового предприятия; звенности товародвижения; возможности хранения товаров; необходимости образования страховых резервов и т. д.
1.2 Основные показатели, характеризующие состояние товарных запасов производственного предприятия
К товарным запасам относят всю товарную массу при ее движении от производителя к потребителю. Они образуются на протяжении всей цепочки поставок и сосредотачиваются на складах поставщиков, оптовых и розничных предприятий торговли, а также в пути.
Показатели товарных запасов бывают абсолютными и относительными. К абсолютным показателям относят материальные или финансовые учетные единицы, которые применяются при проведении инвентаризации на торговом предприятии. Они дают полную картину наличия товара по каждой позиции, но их невозможно использовать для определения величин соответствия наличных запасов развитию товарооборота. По этой причине чаще употребляются относительные показатели использования товарных запасов.
Такие показатели товарных запасов помогают соотнести их уровень с товарооборотом и после соответствующего анализа провести их оптимизацию. К относительным показателям относят:
-
уровень запасов; -
товарооборачиваемость.
Они дают возможность определить показатели оборачиваемости товарных запасов, обеспечивающих работу торгового предприятия. Уровень товарных запасов измеряется в днях, за которые происходит товарооборот. Для их вычисления необходимо найти отношение абсолютного товарного запаса к концу анализируемого периода к объему товарооборота за этот период, а результат умножить на количество дней этого же временного промежутка. Данные показатели анализа торговых запасов позволяют четко определить обеспеченность товарами и количество дней, которые предприятие может торговать, не испытывая дефицита.
Первым относительным показателем, применяемым при анализе, является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.
Рассчитывается величина товарного запаса Зт, в днях товарооборота по формуле:
где (1)
3 — размер товарных запасов на определенную дату;
Тодн — однодневный товарооборот за рассматриваемый период;
Т — объем товарооборота за рассматриваемый период;
Д — количество дней в периоде.
Еще один показатель эффективности товарных запасов — товарооборачиваемость. Она позволяет оценить два важнейших параметра, влияющих на рентабельность предприятия — скорость и время обращения товарных запасов.
До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. С экономической точки зрения, эта форма существования товара является статичной (физически он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной изменяющейся: он постоянно вовлекается в товарооборот, продается, перестает быть запасом. Товарные запасы — это постоянно существующая величина, размер которой определяется в зависимости от конкретных условий (возможности и потребности) предприятия или торговой организации. Однако следует понимать, что товарные запасы — это ни в коей мере не залежавшийся товар, поскольку товарные запасы регулярно возобновляются, замещаясь другими партиями товаров.