Файл: Министерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза


Развитие слухового восприятия у детей

(Анатомия, физиология и патология органов слуха и зрения)

Исполнитель: Шульман Анастасия Андреевна,

ЛГП-2232,

Очная форма обучения

Екатеринбург 2022

Развитие слухового восприятия у детей

Ранний и дошкольный возраст являются периодом наиболее интенсивного развития речи, эффективность которого зависит от нормального функционирования и взаимодействия различных анализаторных систем. Слуховая система - одна из важнейших анализаторных систем. Посредством слухового восприятия обогащаются представления ребенка об окружающем мире. Познание предметов и явлений тесно связано с восприятием звуков как свойств предметов. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования устной речи. Восприятие, понимание и воспроизведение устной речи обусловлено нормальным функционированием слухового анализатора наряду с сохранностью других анализаторных систем. В раннем и дошкольном возрасте происходит развитие и совершенствование различных компонентов слухового восприятия, благодаря этому ребенок начинает дифференцировать пространственные, временные, тембровые, звуковысотные, динамические, ритмические, фонематические признаки звуков. Сформированность указанных компонентов слухового восприятия открывает перед ребенком широкие возможности познания окружающего мира, становится фактором развития коммуникации и речи. Проблема сформированности различных компонентов слухового восприятия затрагивалась в связи с исследованием музыкальных сенсорных способностей у детей с нормальным развитием, которое предполагало изучение мелодического, тембрового, динамического, гармонического компонентов музыкального слуха, чувства ритма. Понятие «компоненты слухового восприятия» носит условный характер и служит для обозначения восприятия различных характеристик и свойств неречевых и речевых звучаний. В психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения роли слухового восприятия в познавательном и речевом развитии детей с нарушениями слуха, с нарушениями интеллектуального развития, с недостатками зрения. В логопедии проблема развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи рассматривается с различных позиций. Исследователи указывают на недостаточность фонематического слуха у детей с речевой патологией, нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей, трудности дифференциации интонационных характеристик.


Слуховое восприятие – форма восприятия, обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Для полноценного овладения речью как средством общения необходимы» развитые умственные способности, нормальный слух, достаточная психическая активность и полноценное речевое окружение. Слух играет исключительную роль в развитии речи, формировании ее произносительной стороны, лексико-грамматического строя. Социальное и познавательное развитие ребенка в значительной степени обусловлено овладением речью как средством общения. Слуховое восприятие развивается, прежде всего, как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Совершенствование слухового восприятия способствует накоплению словарного запаса, уточнению слуховых дифференцировок, формированию понимания речи окружающих. Основой протекания этих речевых процессов является взаимодействие различных анализаторных систем, речи и мышления

По мнению Б.Г. Ананьева, слуховой анализатор осуществляет анализ и синтез звуков как каждым в отдельности полушарием, так и совместно. Самостоятельная работа каждого полушария по определению силы, высоты, источника звучания возможна лишь в привычных условиях, а в новых условиях для различения звука по всем его параметрам необходима совместная работа обоих полушарий. можно считать, что у детей с недоразвитием речи нарушено формирование функциональной специализации полушарий головного мозга, а деятельность правого полушария уже на ранних этапах развития характеризуется ослабленностью сенсорно-перцептивного звена. В логопедии расстройства слухового восприятия рассматриваются в структуре различных речевых нарушений, которые не связаны со снижением физического слуха и нарушениями интеллекта.

В нашем исследовании понятие «слуховое восприятие» рассматривается в более широком смысле - это много аспектный процесс, и фонематический слух (восприятие) является одним из компонентов в его структуре.

Фонематический слух является одной из основных характеристик речевого процесса, однако, это лишь одно из звеньев в процессе звукоразличения. Следовательно, при нарушениях слухового восприятия будет отмечаться недоразвитие различных звеньев в его структуре. Как было отмечено выше, слуховое восприятие включает в себя неречевой и речевой слух. Традиционно речевой слух определяется как процесс восприятия и

различения фонемного состава слова, оценивание соответствия или несоответствия своего произношения установленному образцу.

выделяют следующие компоненты речевого слуха:

- фонематический слух как способность четко отличать одни речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова;

- слуховое внимание - умение определять на слух то или иное звучание и направление звука;

- звуковысотный слух - умение узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с изменением эмоциональной окраски речи (дети плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на ласковый) и по тембру (отличают по голосу мать и других близких);

- восприятие темпа и ритма речи - способность правильно слышать и воспроизводить ритмический рисунок слова, его акцентно-слоговую структуру (количество слогов и место ударного слога) в единстве с темпом речи.

Фонематический слух представляет определенную систему, которая состоит из 3 основных элементов:

1) фонематическое восприятие (слухо-произносительная дифференциация звуков речи);

2) фонематический анализ и синтез слова;

3) фонематические представления (способность оперировать результатами фонематического анализа).

Развитие всех компонентов речевого слуха обеспечивает четкое, ясное и правильное произношение фраз, слов и звуков родного языка, дает возможность правильно регулировать громкость произнесения слов, говорить интонационно выразительно, в умеренном темпе. Таким образом, понятие речевой слух рассматривается более широко, чем такие понятия, как фонематический слух и фонематическое восприятие, являющиеся компонентами речевого слуха. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующую частоте; тембр, который соответствует структуре звукового спектра. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых), с другой - восприятие речевых звуков
, т. е. формируется фонематический слух.

Многие исследователи констатируют наличие чувствительности к звукам уже в первые дни жизни.

Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. При воздействии звуков достаточной громкости, например, хлопок двери, у новорожденных наблюдаются ответные реакции, проявляющиеся в виде мимических движений, общего вздрагивания, закрывания глаз, открывания рта, удерживания дыхания, или в виде прекращения, общего движения, полного успокоения.

На 3-4 неделе жизни такая же реакция появляется на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника. Появление реакции и степень ее выраженности зависят от интенсивности звукового раздражителя.

На 2-3 месяце у ребенка начинает формироваться умение определять направление звучания в виде поворота головы в сторону и назад, наблюдается поиск глазами источника звука. Этому способствует развитие такой стороны внимания, как сосредоточенность. Длительность сосредоточения на звуках (особенно речи) заметно увеличивается при поддержке звучания зрительным восприятием. В это же время ребенок начинает дифференцировать качественно различные звуки (тон органной трубки и звон колокольчика) и уже способен дифференцировать однородные звуки, различающиеся по высоте- 4-6 тонами. Таким образом, уже в первые месяцы жизни ребенок с помощью слуха способен различать динамические, звуковысотные, пространственные, тембровые характеристики звуков, что позволяет ему получать информацию об окружающем мире и взаимодействовать с ним.

В 3 - 3,5 месяца дети немедленно поворачивают голову на звук человеческого голоса и ищут взором говорящего человека; случайно задев рукой подвешенную игрушку, они сразу же смотрят на нее. В это время ведущую роль в восприятии речи взрослых и выражении переживаний самого ребенка играет интонация. Интонация несет на себе определенную семантическую нагрузку и является единицей речи. Слушая выразительную речь матери, обращенную к нему, младенец «впитывает» речь, а затем издает звуки с интонацией вопроса, ответа, удивления, радости, восхищения и т. Д.

На 4 месяце жизни общение с взрослым протекает уже на основе слухового восприятия. С этого момента слуховое восприятие играет не только вспомогательную роль для зрительного восприятия, но и приобретает самостоятельное значение. Разговор взрослого вызывает у ребенка комплекс оживления
, максимальный по силе и продолжительности. Речевые воздействия взрослых во втором полугодии жизни вызывают ответное поведение особого состава, отличного от ответа, который вызывают у детей разнообразные звуки, исходящие от неодушевленных предметов, - малыш сам издает звуки.

Развитие элементарных сенсорных реакций в первом полугодии 1- го года жизни является подготовительным этапом в становлении процесса чувственного отражения предметного мира и тех сенсорных действий, на основе которых может быть построен сенсорный образ.

Во втором полугодии 1-го года жизни на основе уже сформированных элементарных сенсорных реакций начинают формироваться сенсорные действия, заключающиеся в попытках внешнего подражания взрослым. Важнейшим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, готовность к подражанию, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В основе формирования подражания лежит согласованная деятельность слухового и, речедвигательного анализаторов.

На 6 месяце жизни особую семантическую функцию получает ритм. Ритм является первым слуховым впечатлением ребенка, которое он может воспроизвести. Реакция ребенка на ритмические элементы возникает одновременно или после его непосредственной реакции на звуки материнского пения. Пение, матери вызывает у ребенка телесные движения, сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсомтмузыки. Проведенные наблюдения за детьми раннего возраста показали, что с первых недель жизни звуки, в том числе разновысотные звуки, выступают для них как сигнальные признаки окружающих объектов. Качество высоты звука выступает для ребенка как один из компонентов сложного объекта, а звуковысотное восприятие входит составной частью в предметное восприятие ребенка. На этой основе у детей возникает явление «опредмечивания» звуков - устойчивое связывание высоты звуков с предметами соответствующей величины и определенного характера. Дети постепенно накапливают сведения о звуковысотных характеристиках сложных объектов, в которых звуки являются их неотъемлемым качеством - голосом животного или изображающей его игрушки, голосом ребенка или взрослого человека. В формировании звуковысотных характеристик слуховых образов существенную роль играют движения голосового аппарата, носящие характер вокальной моторики. Поэтому правильное воспроизведение звука играет важную роль в звуковысотном различении.