Файл: Министерство просвещения Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, к концу первого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмическому контуру и интонационной окраске. Те слова и фразы, которые ребенок начинает понимать, выступают для него еще недостаточно расчлененно и мало чем отличаются от других звуков, являющихся сигналами предметов и явлений окружающего мира. Помимо интонации, ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов и их ритмический контур.

Для маленьких детей непосредственные ощущения и впечатления гораздо более сильные раздражители, чем слова. Сначала ребенок начинает понимать не отдельные слова, а целые фразы. Но и фраза воспринимается не сама по себе, а лишь как часть общего воздействия на нервную систему. Собственно понимание слов начинается лишь на втором году жизни, когда восприятие становится более дифференцированным. Речевое общение требует выделения и дифференцировки основных смыслоразличительных единиц языка - фонем. Поэтому у детей раннего возраста под влиянием общения с взрослым формируется избирательная восприимчивость и чувствительность по отношению к фонематическим параметрам звуков.

Фонематический слух, прежде чем стать звеном звукоразличения, должен на первых этапах онтогенеза сформироваться и автоматизироваться как тональное звукоразличение; звуковая дифференцировка бытовых и природных шумов, голоса человека; наконец, восприятие просодики маминой речи в разных ситуациях, в зависимости от близости ее тела, собственного телесного комфорта/дискомфорта и т.п.

Понимание речи возникает только тогда, когда у ребенка развит слух и в мозгу происходит образование новых нервных связей между слышимым звукосочетанием и другими ощущениями. Одновременно с пониманием обращенной речи у детей в конце первого года жизни появляются первые слова. Общение с взрослым опосредовано словом, и малыш, постепенно овладевая значениями слов, начинает обобщать звуки, образующие слово.

В конце 1-го года жизни заканчивается первый период развития детской речи - дофонемный. В этот период звук сопровождает артикуляцию и следует движениям артикуляционного аппарата; это - непроизвольно произнесенные звуки.

В период фонемной речи, соотношение между звуком и артикуляцией изменяется. Артикуляция становится произвольной, соответствующей звуковому содержанию. Внутреннее проговаривание слова становится важным средством совершенствования и развития фонематической слуховой чувствительности. Именно в период увеличения и развития моделирующих вокализаций наблюдается интенсивный рост фонематической чувствительности. Одной из предпосылок динамичного формирования фонематического слуха является более раннее развитие слухового анализатора по сравнению с речедвигательным.


Слуховой анализатор ребенка к этому периоду готов к дифференциации почти всех звуков языка, на его основе в этот период могут появляться в произношении любые звуки. Однако этого не происходит потому, что речедвигательный анализатор в своем развитии значительно отстает от слухового. Слуховому анализатору на начальном этапе принадлежит ведущая роль в овладении фонетическими элементами языка. Акустические образы звуков речи окружающих взрослых сохраняются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения; Сопоставляя свое произношение с этими акустическими эталонами, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных . движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадениях произношением взрослых.

Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребѐнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Формирование фонематического восприятия заканчивается к началу третьего года жизни. Однако развитие речедвигательного анализатора и совершенствование произношения происходит еще в течение, нескольких лет и завершается к пяти-шести годам.

О высоком уровне развития слухового восприятия в младшем дошкольном возрасте также свидетельствует и. успешное усвоение грамматических правил языка. Ребенок 3-5 лет верно улавливает значения слов, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. В этот период восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Значительное влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь. Слова сначала сопровождают лишь наглядно воспринимаемые предметы.

После двух лет становится возможным вызвать внимание детей словесными сигналами, сосредоточить их на словесной инструкции.

К 4 году жизни дети могут воспроизвести не только полярные градации динамики (тихо - громко), но и постепенные переходы от громкого к тихому звучанию и наоборот. Дошкольники, хорошо справляющиеся с определением динамики звучания, достаточно точно воспроизводят и метр, а некоторые - даже ритмический рисунок. можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.

1. Дофонематический (доязыковой) этап. - От рождения до шести месяцев. Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.



2. Фонематический (языковой) этап.

- Начальный этап. От шести месяцев до двух лет. Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.

- От двух до четырех лет. На протяжении от двух до трех лет совершенствуются реакции ребенка на неречевые и речевые звуки. Различает звуки в соответствии с их фонематическими признаками. Сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не стабильны. Замечет различие между правильным и неправильным произношением. Звукопроизношение несовершенно.

- К возрасту четырех лет. В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.

- К пяти годам. Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.

- Заключительный этап. К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
Таким образом, слуховое восприятие (речевое и неречевое) активно развивается и совершенствуется на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Отмечается неравномерность формирования различных компонентов в структуре слухового восприятия. Сензитивным периодом развития слухового восприятия является младенческий, ранний и младший дошкольный возраст, так как именно в это время происходит формирование и совершенствование основных компонентов этого процесса, позволяющих ребенку определять направление звучания, длительность, источник, высоту, громкость, периодичность, протекания и отнесенность к речи.
Вопросы:

  1. Из каких основных элементов состоит фонематический слух?

  1. 1) фонематическое восприятие (слухо-произносительная дифференциация звуков речи);

  2. 2) фонематический анализ и синтез слова;

  3. 3) фонематические представления (способность оперировать результатами фонематического анализа).

  1. Какие этапы включает в себя фонематический этап?


  1. - Начальный этап.

  2. - От двух до четырех лет.

  3. - К возрасту четырех лет.

  4. - К пяти годам.

  5. - Заключительный этап. К шести – семи годам