Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Мнемотехника позволяет расширять объем памяти, формируя дополнительные ассоциации; ребенок учится свободно выражать свои мысли, мнение; дети расширяют свой кругозор. Так же данный метод развивает воображение и фантазию детей.
Я начала работу по ознакомлению с приемами мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа). За год я изучила научную литературу по данному вопросу. Освоила приемы и методы работы в данной технике. К сожалению, не смогла достичь желаемых результатов в формировании навыков связной речи у детей. Поэтому решила продолжить изучение и внедрение данной техники в образовательный процесс. К концу младшего дошкольного возраста речевые показатели детей улучшились. Однако, говорить о высоких результатах и успешности овладения навыками связной речи было еще рано. Поэтому было решено продолжить работу по развитию коммуникационных навыков, используя мнемотехнику. На начало учебного года было проведено обследование развития связной речи детей среднего дошкольного возраста по О. С. Ушаковой. После чего было составлено перспективное планирование образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники. Планирование было расписано с сентября по май, разбито на лексические темы и включало в себя работу с детьми и родителями. Помимо лексических тем, в работу включались пересказы художественных произведений и заучивание стихотворений согласно программному содержанию. А также были применены составление рассказов из личного опыта. В процессе работы с детьми решались следующие задачи: совершенствовать умение составлять рассказ о своих друзьях, о себе используя мнемотаблицу; закреплять знания о работе детского сада, его сотрудниках при помощи мнемокарточек и мнемодорожек; продолжать учить составлять рассказы по личным наблюдениям с опорой на мнемокарточки; формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам и с опорой на иллюстрации; учить составлять описательные рассказы с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления и т.д.
Работа с родителями была реализована в разных формах. Это консультации, беседы, папки-передвижки, памятки. Задачи работы с родителями заключались в следующем: систематизировать представления об особенностях
формирования связной речи в данном возрасте; углублять представления родителей о мнемотехнике; повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей; ориентировать родителей на правильный образец составления мнемотаблиц и самостоятельное их создание. Например, консультация «Связная речь детей среднего дошкольного возраста», папка-передвижка «Секреты мнемотехники», рекомендации «Как относиться к речевым ошибкам детей?», Консультация «Читаем сказку - рисуем сказку», Памятка «Что еще помогает развить мнемотехника?» и т.д.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием мнемотехники дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость. Дети проявляют интерес к работе с мнемотаблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, учатся самостоятельно составлять мнемотаблицы, составлять по ним описательные и повествовательные рассказы, повышается познавательная активность детей.
Список литературы
-
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева.3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с. -
Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники [Текст]: метод. рекомендации / Т. В. Большова. - Спб., 2005. - 71с. -
Венгер, Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию [Текст]: из опыта работы / Л. А. Венгер //Дошкольное воспитание. -1982. - № 3. -
Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст]: дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с. -
Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе [Текст]: программа и методические рекомендации / В. В. Гербова. - Мозаика-Синтез, 2012 -
Гербова, В. В. Работа с сюжетными картинами [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23. -
Гербова, В. В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание № 2. - с. 18-21 -
Гербова, В. В. Составление описательных рассказов [Текст]: из опыта работы / В. В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34. -
Гурьева, Н. А. Год до школы. Развиваем память [Текст]: рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н. А. Гурьева. - СПб., 2000. -
Громова, О. Е. Стихи о временах года и игры [Текст]: дидактические материалы по развитию речи детей / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова. - Москва, 2005 -
Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис.… канд. пед. наук / Н. В. Елкина. - М, 2008. - 107 с. -
Козаренко, В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» [Текст]: метод. материал / В. А. Козаренко. - Москва, 2007. -
Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: метод. пособие для педагогов / Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982 -
Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье [Текст]: пособие для воспитателей и родителей / А. И. Максаков. - М.: Мозаика - Синтез, 2011 -
Нищева , Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам [Текст]: пособие адресовано учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников / Н. В. Нищева. - вып. 2 - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 - 24с. -
Одинцева, А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста [Текст]: / А. В. Одинцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - с. 52-53 -
Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст]: / Л. В. Омельченко //Логопед. 2008. № 4. с. 102-115 -
Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст]: метод. рекомендации / Т. Б. Полянская. : СПб., 2009. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие для преподавателей и аспирантов психологии и педагогики, а также студентов высш. пед. учеб. заведений и университетов / С. Л. Рубинштейн. - СПб, 2001 -
Рубинштейн, С. Л. Развитие связной речи [Текст]: хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / С. Л. Рубинштейн, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-560с. -
Смольникова, Н. Г. Методика выявления особенностей развития связной речи у дошкольников [Текст]: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Н. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова. -
Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст]: пособие для воспитателя / Ф. А. Сохин. - М., 2002 -
Степанов, О. Мнемоника [Текст]: метод. пособие / О. Степанов. 1991-2001 -
Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст]: из опыта работы / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. с. 16-21 -
Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи [Текст]: метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - «Издательство ГНОМ и Д», 2001. -
Ушакова, О. С. Занятия по развитию речи в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей / О. С. Ушакова, Ф. А. Сохин. - М.: Просвещение, 1993. -
Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина: - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2004. - 288 -
Ушакова, О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду [Текст]: из опыта работы / О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2012. - № 11. - с. 8-12. -
Фомичёва, Г. А. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: уч. пособие для педагогов / Г. А. Фомичева. 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984. -
Чернобай, Т. А. Оценка успешности речевого и физического развития дошкольников [Текст]: метод. рекомендации для педагогов детского сада / Т. А. Чернобай, Л. В. Рогачёва, Е. Н. Гаврилова. - Омск: ООИПКРО, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Результаты обследования связной речи детей
младшего дошкольного возраста
2016 - 2017 год
Рис. 1. Гистограмма результатов обследования детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 2. Гистограмма результатов обследования детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Рис. 3. Гистограмма сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента за 2016 – 2017 учебный год
Приложение 2
Результаты обследования связной речи детей
среднего дошкольного возраста
2017 - 2018 год
Рис. 4. Гистограмма результатов обследования детей среднего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 5. Гистограмма результатов обследования детей среднего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Рис. 6. Гистограмма сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента за 2017 – 2018 учебный год
Приложение 3
Результаты обследования связной речи детей
старшего дошкольного возраста
2015 - 2016 год
Рис. 7. Гистограмма результатов обследования детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Рис. 8. Гистограмма результатов обследования детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Рис. 9. Гистограмма сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента за 2015 - 2016 учебный год