Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перспективный план дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники
Месяц | Основные задачи | Совместная деятельность с детьми |
Октябрь | Развивать у детей зрительную память | Дидактические игры: - «Что изменилось?» - «Какой игрушки не стало?» - «Что добавилось?» |
Ноябрь | Продолжать развивать зрительную память детей | Дидактические игры: - «Нарисуй, что ты видел» - «Опиши соседа» |
Декабрь | Воспитывать у детей умение слышать развивать слуховую память | Дидактические игры: - «Что гремит?» - «Тихо-громко?» |
Январь | Продолжать развивать слуховую память | Дидактические игры: - «Кто как говорит?» - «Чем я прошуршала?» - «Чем я прогремела?» |
Февраль | Закрепить знание детей о зрительной и слуховой памяти | Дидактические игры: См. октябрь, ноябрь, декабрь, январь |
Март | Развивать умение детей определять предметы на ощупь (тактильная память) | Дидактические игры: - «Веселые дощечки» - «Угадай, что потрогал» - «Чудесный мешочек» |
Апрель | Тактильная память закрепление | Дидактические игры: - «Что лежит в мешочке?» - «Золушка» |
Май | Итоговые занятия по всем видам памяти (зрительная, слуховая, тактильная) | Смотри дидактические игры за все месяцы |
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты. Составление перспективного планирования удобно для использования в работе и чёткого распределения последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. При составлении важно учитывать возраст детей и их уменя и навыки в данной области.
-
Средний дошкольный возраст
В среднем дошкольном возрасте перспективное планирование было составлено с учетом полученных результатов за прошлый учебный год. Акцент был сделан на достигнутых детьми результатах и возрастных особенностях, а также расширении тем, поиска новых форм работы с родителями в освоении приемов мнемотехники и развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста.
Перспективное планирование образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники
с детьми средней группы №8
на 2017-2018 учебный год
Месяц | № П/П | Тема | Задачи | Работа с родителями | |
сентябрь | 1 2 | «Какой я?» «Наш детский сад» | - Совершенствовать умение составлять рассказ о своих друзьях, о себе используя мнемотаблицу - Закреплять знания о работе детского сада, его сотрудниках при помощи мнемокарточек и мнемодорожек | Консультация для родителей «Связная речь детей среднего дошкольного возраста» З-систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте | |
октябрь | 3 4 | «Урожай» «Осень» | - Совершенствовать представления детей об осени; познакомить с понятием «урожай» используя мнемотаблицу - продолжать учить составлять рассказы по личным наблюдениям с опорой на мнемокарточки | Папка – передвижка «Секреты мнемотехники» З – углублять представления родителей о данной технике | |
ноябрь | 5 6 | Пересказ рассказа К. Ушинского «Бодливая корова» «Как животные готовятся к зиме» | - формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам и с опорой на иллюстрации - учить составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления | Рекомендации «Как относиться к речевым ошибкам детей?» З- повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей | |
декабрь | 7 8 | «Зимушка – зима!» «Мы встречаем Новый год!» | -Расширять знания детей о признаках зимы используя мнемодорожки - Учить запоминать стихотворения о зиме при помощи мнемотаблиц - Расширять представление о традиции празднования праздника при помощи мнемотаблиц | Индивидуальное консультирование «Успехи и недочеты» в индивидуальном развитии связной речи каждого дошкольника | |
январь | 9 10 | «Зимние забавы» Заучивание стихотворения С. Д. Дрожина «Улицей гуляет» | - Учить составлять рассказ из личного опыта по теме, используя мнемотаблицу - Продолжать знакомство с признаками зимы; совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам | Папка – передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по произведениям З – ориентировать родителей на правильный образец | |
февраль | 11 12 | «Зимующие птицы» Пересказ «Лисичка-сестричка и волк» | - Продолжать знакомство с зимующими птицами: название, особенности поведения зимой в городе (мнемотаблица) - Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности | Консультация «Читаем сказку – рисуем сказку» Учить самостоятельно и быстро создавать мнемотаблицы к знакомым сказкам и к сказкам собственного сочинения | |
март | 13 14 | «Животные леса» «Красавица Весна!» | - Учить самостоятельно, составлять небольшой рассказ по мнемотаблице о животных, обитающих в лесу - Расширять представление о признаках весны по мнемотаблице | Консультация «Упражнения для развития различных видов памяти дошкольника дома» З – способствовать развитию памяти дошкольника | |
апрель | 15 16 | «Перелетные птицы» Пересказ Чарушина Е.И. «Воробей» Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать» | - Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнемодорожки) - Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога с опорой на мнемотаблицу - Учить детей запоминать стихотворения по схеме; формировать положительное отношение к поэзии | Памятка «Что еще помогает развить мнемотехника?» З – расширять представления о плюсах использования данной техники | |
май | 17 18 | «Растения» «Насекомые» | - Продолжать формировать навык составления описательных рассказов о растениях по мнемотаблицам - Расширять представления о насекомых; продолжать учить составлять описательные рассказы, используя мнемотаблицу и с минимальной помощью взрослого | Индивидуальное консультирование по вопросам использования приемов мнемотехники |
Упражнения для развития памяти и звуковой выразительности
речи дошкольников дома
-
10 слов
Да-да, вы не ошиблись, это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Итак, зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.
-
Добавь что-то свое
Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что- то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.
-
Повторяй за мной
Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.
-
Ассоциации
А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.
-
Назови пару
Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например: река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь и т. д. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.
Итак, внедрив предложенное выше содержание работы можно сделать вывод об эффективности его использования. Количественный результат приведен в приложении 1, 2, 3.
-
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте перспективное планирование имело другую форму. Но при этом включало в себя разнообразные формы работы. Было добавлено творческое рассказывание. Произведения выбраны в соответствии с программными задачами. Работа с родителями выведена в отдельное планирование.
Перспективное планирование использования мнемотехники
Месяц | Тема | Приемы мнемотехники |
Октябрь | Входящая диагностика | |
Творческие сказки «Как ёжик зайца выручил» | Коллаж | |
Заучивание стихотворения И. Бунина «Первый снег». | Мнемотаблица | |
Пересказ рассказа И.С. Соколова «Улетают журавли» | Мнемотаблица | |
Ноябрь | Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы» | Коллаж |
Творческие сказки «День рождения зайца». | Мнемосхема | |
Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». | Мнемоквадраты | |
Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин». | Мнемодорожка | |
Декабрь | Составление рассказа «Зимние забавы» | Мнемоквадраты |
Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | | |
Составление рассказа по сюжетной картинке «Как мы украшали ёлку». | | |
Январь | Пересказ рассказа неизвестного автора «Рождественский ангел». | Мнемодорожка |
Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации). | Мнемотаблица | |
Февраль | Составление сравнительного описательного рассказа «Животные зоопарка». | Мнемосхема |
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко». | Мнемотаблица | |
Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка». | Мнемосхема | |
Пересказ сказки «Похождения жука-носорога». | Иллюстративное панно | |
Март | Пересказ румынской сказки «Ромашка» | Мнемотаблица |
Составление рассказа «Моя мамочка» (с элементами творчества). | Коллаж | |
Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» по серии сюжетных картин. | | |
Составление рассказа «Увидел скворца — знай: весна у крыльца» | Мнемосхема | |
Апрель | Пересказ сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». | Мнемосхема |
Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живём» | Мнемотаблица | |
Составление описательного рассказа о насекомых. | Коллаж | |
Заучивание стихотворения «Помощники весны» | Мнемосхема | |
Май | Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…» | |
Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». | Мнемосхема | |
Контрольная диагностика. | |
Работа с родителями
Месяц | Содержание |
Октябрь | Памятка «Мнемотехника для детей » |
Ноябрь | Папка- передвижка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям |
Февраль | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям |
Март | Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки) |
Апрель | Составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице. |
Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитий связной речи детей дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интересны темы тем эффективнее будет результат.