Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективный план дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники

Месяц

Основные задачи

Совместная деятельность с детьми

Октябрь

Развивать у детей зрительную память

Дидактические игры:

- «Что изменилось?»

- «Какой игрушки не стало?»

- «Что добавилось?»

Ноябрь

Продолжать развивать зрительную память детей

Дидактические игры:

- «Нарисуй, что ты видел»

- «Опиши соседа»

Декабрь

Воспитывать у детей умение слышать развивать слуховую память

Дидактические игры:

- «Что гремит?»

- «Тихо-громко?»

Январь

Продолжать развивать слуховую память

Дидактические игры:

- «Кто как говорит?»

- «Чем я прошуршала?»

- «Чем я прогремела?»

Февраль

Закрепить знание детей о зрительной и слуховой памяти

Дидактические игры:

См. октябрь, ноябрь, декабрь, январь

Март

Развивать умение детей определять предметы на ощупь (тактильная память)

Дидактические игры:

- «Веселые дощечки»

- «Угадай, что потрогал»

- «Чудесный мешочек»

Апрель

Тактильная память закрепление

Дидактические игры:

- «Что лежит в мешочке?»

- «Золушка»

Май

Итоговые занятия по всем видам памяти (зрительная, слуховая, тактильная)

Смотри дидактические игры за все месяцы

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием приемов мнемотехники, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты. Составление перспективного планирования удобно для использования в работе и чёткого распределения последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. При составлении важно учитывать возраст детей и их уменя и навыки в данной области.


  1.  Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте перспективное планирование было составлено с учетом полученных результатов за прошлый учебный год. Акцент был сделан на достигнутых детьми результатах и возрастных особенностях, а также расширении тем, поиска новых форм работы с родителями в освоении приемов мнемотехники и развитии связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Перспективное планирование образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники

с детьми средней группы №8

на 2017-2018 учебный год

Месяц

№ П/П

Тема

Задачи  

Работа с родителями

сентябрь

1

2

«Какой я?»

«Наш детский сад»

- Совершенствовать умение составлять рассказ о своих друзьях, о себе используя мнемотаблицу

- Закреплять знания о работе детского сада, его сотрудниках при помощи мнемокарточек и мнемодорожек

Консультация для родителей «Связная речь детей среднего дошкольного возраста»

З-систематизировать представления об особенностях формирования связной речи в данном возрасте

октябрь

3

4

«Урожай»

«Осень»

- Совершенствовать представления детей об осени; познакомить с понятием «урожай» используя мнемотаблицу

- продолжать учить составлять рассказы по личным наблюдениям с опорой на  мнемокарточки

Папка – передвижка «Секреты мнемотехники»

З – углублять представления родителей о данной технике

ноябрь

5

6

Пересказ  рассказа К. Ушинского

«Бодливая корова»

«Как животные готовятся к зиме»

- формировать навык связного последовательного пересказа по опорным вопросам и с опорой на иллюстрации

- учить составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления

Рекомендации «Как относиться к речевым ошибкам детей?»

З- повышать родительскую компетентность в речевом развитии детей

декабрь

7

8

«Зимушка – зима!»

«Мы встречаем Новый год!»

-Расширять знания детей о признаках зимы используя мнемодорожки

- Учить запоминать стихотворения о зиме при помощи мнемотаблиц

- Расширять представление о традиции празднования праздника при помощи мнемотаблиц

Индивидуальное консультирование «Успехи и недочеты»  в индивидуальном развитии связной речи каждого дошкольника

январь

9

10

«Зимние забавы»

Заучивание стихотворения

С. Д. Дрожина

«Улицей гуляет»

- Учить составлять рассказ  из личного опыта по теме, используя мнемотаблицу

- Продолжать знакомство  с признаками зимы; совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам

Папка – передвижка с образцами мнемотаблиц, составленных по произведениям

З – ориентировать родителей на правильный образец

февраль

11

12

«Зимующие птицы»

Пересказ «Лисичка-сестричка и волк»

- Продолжать знакомство с зимующими птицами: название, особенности поведения зимой в городе (мнемотаблица)

- Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности

Консультация «Читаем сказку – рисуем сказку»

Учить самостоятельно и быстро создавать мнемотаблицы к знакомым сказкам и к сказкам собственного сочинения

март

13

14

«Животные леса»

«Красавица Весна!»

- Учить самостоятельно, составлять небольшой рассказ по мнемотаблице о животных, обитающих в лесу

- Расширять представление о признаках весны по мнемотаблице

Консультация «Упражнения для развития различных видов памяти дошкольника дома»

З – способствовать развитию памяти дошкольника

апрель

15

16

«Перелетные птицы»

Пересказ Чарушина  Е.И.

«Воробей»

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

- Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнемодорожки)

- Учить детей передавать литературный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи педагога с опорой на мнемотаблицу

- Учить детей запоминать стихотворения по схеме; формировать положительное отношение к поэзии

Памятка «Что еще помогает развить мнемотехника?»

З – расширять представления о плюсах использования данной техники

май

17

18

«Растения»

«Насекомые»

- Продолжать формировать навык составления описательных рассказов о растениях по мнемотаблицам

- Расширять представления о насекомых; продолжать учить составлять описательные рассказы, используя мнемотаблицу и с минимальной помощью взрослого

Индивидуальное консультирование по вопросам использования приемов мнемотехники


Упражнения для развития памяти и звуковой выразительности

речи дошкольников дома

  • 10 слов

Да-да, вы не ошиблись, это аналог игры про десять картинок. Что интересно, даже результаты должны быть аналогичными. Итак, зачитываете ребенку 10 слов и просите назвать запомнившиеся. Хорошими результатами можно считать: 5-6 слов для кратковременной памяти и 7-8 – для долговременной. Напоминаем, что для проверки последней, нужно еще раз назвать малышу слова, которые он не смог повторить и проверить, что он запомнил, через час.

  • Добавь что-то свое

Это даже не упражнение, а, скорее, веселая игра на развитие слуховой памяти. Чем больше игроков захочет поучаствовать, тем лучше. Выглядит это следующим образом: вы говорите: «Я положила в сумку печенье». Ребенок должен повторить и добавить что-то от себя: «Я положил в сумку печенье и конфеты». Третий игрок снова повторяет и добавляет еще что- то, и так далее. Подобные тренировки помогают развивать объем памяти.

  • Повторяй за мной

Пожалуй, это одно из простейших упражнений на развитие слуховой памяти у ребенка. Берете карандаш и стучите по столу определенное количество раз и просите кроху повторить. Можно варьировать не только количество повторений, но и время между ними.

  • Ассоциации

А вот это уже более серьезное упражнение на развитие слуховой памяти. Вам понадобятся карточки с изображениями животных и предметов (машинка, платье, слон, дерево, звезды). Разложите их перед малышом и скажите, что сейчас вы произнесете несколько слов, а его задача подобрать к каждому подходящее изображение, которое поможет вспомнить нужное слово. Слова будут примерно такими: гараж, мода, зоопарк, природа, ночь. Затем останется только проверить, насколько кроха справился с заданием и сколько слов запомнил.

  • Назови пару

Упражнение состоит из двух этапов, на первом, вы зачитываете пары слов, например: река-мост, лес-волк, ручка-тетрадь и т. д. Затем называете одно слово из каждой пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

Итак, внедрив предложенное выше содержание работы можно сделать вывод об эффективности его использования. Количественный результат приведен в приложении 1, 2, 3.

  1. Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте перспективное планирование имело другую форму. Но при этом включало в себя разнообразные формы работы. Было добавлено творческое рассказывание. Произведения выбраны в соответствии с программными задачами. Работа с родителями выведена в отдельное планирование.


Перспективное планирование использования мнемотехники

Месяц

Тема

Приемы мнемотехники

Октябрь

Входящая диагностика




Творческие сказки «Как ёжик зайца выручил»

Коллаж

Заучивание стихотворения И. Бунина «Первый снег».

Мнемотаблица

Пересказ рассказа И.С. Соколова «Улетают журавли»

Мнемотаблица

Ноябрь

Пересказ рассказа В. Катаева «Грибы»

Коллаж

Творческие сказки «День рождения зайца».

Мнемосхема

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Мнемоквадраты

Пересказ русской народной сказки «Лиса и кувшин».

Мнемодорожка

Декабрь

Составление рассказа «Зимние забавы»

Мнемоквадраты

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».




Составление рассказа по сюжетной картинке «Как мы украшали ёлку».




Январь

Пересказ рассказа неизвестного автора «Рождественский ангел».

Мнемодорожка

Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации).

Мнемотаблица

Февраль

Составление сравнительного описательного рассказа «Животные зоопарка».

Мнемосхема

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко».

Мнемотаблица

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка».

Мнемосхема

Пересказ сказки «Похождения жука-носорога».

Иллюстративное панно

Март

Пересказ румынской сказки «Ромашка»

Мнемотаблица

Составление рассказа «Моя мамочка» (с элементами творчества).

Коллаж

Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» по серии сюжетных картин.




Составление рассказа «Увидел скворца — знай: весна у крыльца»

Мнемосхема

Апрель

Пересказ сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Мнемосхема

Пересказ рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живём»

Мнемотаблица

Составление описательного рассказа о насекомых.

Коллаж

Заучивание стихотворения «Помощники весны»

Мнемосхема

Май

Пересказ сказки Л. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»




Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

Мнемосхема

Контрольная диагностика.





Работа с родителями

Месяц

Содержание

Октябрь

Памятка «Мнемотехника для детей »

Ноябрь

Папка- передвижка с образцами  мнемотаблиц составленных по произведениям

Февраль

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям

Март

Составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям. (сказки)

Апрель

Составление дома детьми вместе с родителями  рассказа по готовой мнемотаблице.

Таким образом, содержание работы по использованию приемов мнемотехники в развитий связной речи детей дошкольного возраста строится в соответствии с основными педагогическими принципами. Важно учитывать методику работы с мнемотехникой в зависимости от возраста детей. Включает в себя обязательную работу как с детьми, так и с родителями. Учитываются возрастные особенности детей, а также важен индивидуальный подход. В целом содержание работы по использованию приёмов мнемотехники состоит из игровых ситуаций, непосредственно образовательной деятельности, бесед, использованию алгоритмов к режимным моментам и трудовой деятельности и т.д. Чем ярче наглядный, дидактический и раздаточный материал, чем разнообразнее и интересны темы тем эффективнее будет результат.