Файл: Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста.docx
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Высокий уровень развития связной речи детей среднего дошкольного возраста составил - 17%. Уровень выше среднего - 13%. Средний уровень развития связной речи - 48%. Ниже среднего - 22%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 2).
Для наиболее точного отслеживания полученных результатов был проведен сравнительный анализ начального и конечного этапов эксперимента.
Высокий уровень развития связной речи с 0% поднялся до 17%. Уровень выше среднего с 12% до 13%. Средний уровень развития связной речи с 15% до 48%. А уровень ниже среднего снизился с 73% до 22%.
Итак, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности применения метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. Дети стали более уверено и точно употреблять обиходные слова. В активной лексики появились разнообразные части речи. 17% детей уверенно и правильно используют в своей речи падежные окончания, однако у 22% дошкольников наблюдается смешение временных и видовых форм глаголов, затрудняются использовать словообразование. В речи преобладают простые предложения, но при этом дети стали строить их развернуто и правильно. 48% детей стараются включать в речь сложно - подчиненные предложения. У некоторых еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова - это мешает овладеть звуковым анализом и синтезом.
2.3 Старший дошкольный возраст
(2015 - 2016 учебный год)
Ход обследования состояния связной речи
-
Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
- Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.
- Рассказывает, опуская начало (или конец).
- Перечисляет отдельные качества.
-
Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
- Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ
- Рассказывает с помощью взрослого
- Перечисляет нарисованное на картинках.
-
Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему
- Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название
- Составляет рассказ с помощью взрослого
- Не справляется с заданием
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
-
Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков -1 балл. -
Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла. Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца - 1 балл. -
Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла. Использование только простых предложений - 2 балла. Однотипные конструкции - 1 балл. -
Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла. Неумение связывать между собой предложения - 1 балл. -
Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл. -
Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение - 1 балл [30].
Диагностика состояния связной речи детей
на начало года
Время проведения – октябрь 2015г Педагог – Ситникова Т.С.
№ | Имя ребенка | Баллы Задания | Сумма баллов | Итог | ||
Описание по картинке | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Составление рассказа на свободную тему | ||||
1 | Даниил В. | 6 | 7 | 7 | 20 | Н |
2 | Саща Г. | 10 | 11 | 9 | 30 | С |
3 | Дима Г. | 10 | 13 | 11 | 35 | С |
4 | Тимофей Г. | 13 | 10 | 12 | 32 | С |
5 | Диана Г. | 15 | 15 | 17 | 47 | В |
6 | Карина Д. | 8 | 6 | 7 | 21 | Н |
7 | Вика З. | 12 | 9 | 10 | 31 | С |
8 | Некруз К. | 6 | 6 | 6 | 18 | Н |
9 | Егор К. | 10 | 14 | 10 | 34 | С |
10 | Саша Л. | 11 | 14 | 13 | 38 | С |
11 | Вика М. | 11 | 14 | 13 | 38 | С |
12 | Денис М. | 10 | 13 | 13 | 36 | С |
13 | Макар М. | 12 | 13 | 14 | 39 | С |
14 | Никита П. | 11 | 15 | 13 | 39 | С |
15 | Данил Р. | 10 | 13 | 14 | 37 | С |
16 | Савва С. | 12 | 12 | 12 | 36 | С |
17 | Артем С. | 8 | 8 | 8 | 24 | Н |
18 | Василиса Р. | 10 | 15 | 14 | 39 | С |
19 | Вика У. | 12 | 12 | 13 | 37 | С |
20 | Жанна Ф. | 14 | 13 | 12 | 39 | С |
21 | Лейсан Х. | 15 | 18 | 17 | 50 | В |
22 | Денис Х. | 6 | 6 | 6 | 18 | Н |
23 | Лера Ч. | 8 | 8 | 7 | 23 | Н |
24 | Аня Ш. | 10 | 13 | 14 | 37 | С |
25 | Оля Ш. | 10 | 13 | 13 | 36 | С |
26 | Миша Т. | 12 | 12 | 14 | 38 | С |
27 | Ярослав Я. | 10 | 13 | 13 | 36 | С |
Высокий уровень развития связной речи составил - 7%. Средний уровень развития связной речи - 71%. Низкий уровень развития связной речи составил 22%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 3).
После проведенной работы было проведено обследование уровня связной речи дошкольников на конец учебного года. Обследование проводилось по той же методике, что и в начале года и в той же группе детей.
Диагностика состояния связной речи детей
на конец года
Время проведения – май 2016г Педагог – Ситникова Т.С.
№ | Имя ребенка | Баллы Задания | Сумма баллов | Итог | ||
Описание по картинке | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Составление рассказа на свободную тему | ||||
1 | Даниил В. | 10 | 10 | 9 | 29 | С |
2 | Саща Г. | 11 | 13 | 10 | 34 | С |
3 | Дима Г. | 10 | 13 | 11 | 35 | С |
4 | Тимофей Г. | 16 | 16 | 18 | 50 | В |
5 | Диана Г. | 18 | 18 | 18 | 54 | В |
6 | Карина Д. | 8 | 6 | 7 | 21 | Н |
7 | Вика З. | 18 | 16 | 10 | 44 | В |
8 | Некруз К. | 9 | 9 | 9 | 26 | С |
9 | Егор К. | 10 | 14 | 10 | 34 | С |
10 | Саша Л. | 11 | 14 | 13 | 38 | С |
11 | Вика М. | 11 | 14 | 13 | 38 | С |
12 | Денис М. | 10 | 13 | 13 | 36 | С |
13 | Макар М. | 18 | 18 | 18 | 54 | В |
14 | Никита П. | 11 | 15 | 13 | 39 | С |
15 | Данил Р. | 10 | 13 | 14 | 37 | С |
16 | Савва С. | 15 | 15 | 15 | 45 | В |
17 | Артем С. | 14 | 12 | 10 | 34 | С |
18 | Василиса Р. | 10 | 15 | 14 | 39 | С |
19 | Вика У. | 12 | 12 | 13 | 37 | С |
20 | Жанна Ф. | 14 | 13 | 12 | 39 | С |
21 | Лейсан Х. | 15 | 18 | 17 | 50 | В |
22 | Денис Х. | 10 | 10 | 10 | 30 | С |
23 | Лера Ч. | 10 | 10 | 10 | 30 | С |
24 | Аня Ш. | 10 | 13 | 14 | 37 | С |
25 | Оля Ш. | 13 | 15 | 15 | 43 | В |
26 | Миша Т. | 12 | 12 | 14 | 38 | С |
27 | Ярослав Я. | 10 | 13 | 13 | 36 | С |
Высокий уровень развития связной речи составил - 24%. Средний уровень развития связной речи - 73%. Низкий уровень развития связной речи составил 3%. Графически эти данные представлены в гистограмме. (Приложение 3).
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что мнемотехника эффективна, как средство развития уровня связной речи. Все, что требуется для работы, это листок бумаги, фломастер и немного фантазии. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Глава III. Содержание работы по развитию связной речи, используя приемы мнемотехники в разных возрастных группах
3.1 Младший дошкольный возраст
Содержание работы по развитию связной речи, используя приемы мнемотехники, включает в себя работу воспитателя с детьми и родителями. Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников в освоении мнемотехники. В него включены: непосредственно образовательная деятельность с детьми, беседы, игровые ситуации с опорой на приемы мнемотехники. В перспективное планирование входит обучение пересказу с опорой на мнемоквадраты, составлению рассказов, для младшего дошкольного возраста описательных. Вместе с тем происходит активизация словаря, формирование лексико-грамматических понятий. Консультации, беседы, рекомендации, памятки и т.д.- это первые формы работы, проводимые с родителями и для них по повышению уровня речевой активности их детей. Ниже представлено перспективное планирование образовательной деятельности направленное на развитие связной речи с использованием приемов мнемотехники, а также перспективное планирование дидактических игр на ознакомление с основами мнемотехники. Данное планирование введено в работу и эффективно отразилось на состоянии связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование образовательной деятельности с использованием приемов мнемотехники
с детьми второй младшей группы №8
на 2016-2017 учебный год
Месяц | № П/П | Тема | Задачи | Работа с родителями | ||||
сентябрь | 1 2 | «Давайте познакомимся!» «Как вести себя в группе» | - Формировать понятие о себе и о своей семье, используя мнемотаблицу - Познакомить с правилами поведения в группе, расширять представление о ближайшем окружении | Консультация для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» | ||||
октябрь | 3 4 | «Что нам осень принесла?!» «Кукла Маша собирается на прогулку» | - Познакомить с некоторыми овощами и фруктами используя мнемотаблицу по четырем признакам: цвет, размер, форма, вкус - Закрепить последовательность одевания при помощи мнемокарточек | Рекомендации «Эта удивительная осень!» (прогулка в осенний парк с использованием мнемокартинок) | ||||
ноябрь | 5 6 | «Прокати нас, грузовик!» «Дом, в котором мы живем» | - Познакомить с основными частями грузовика, учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений (по мнемотаблице) - Учить выявлять признаки (высокий-низкий, узкий-широкий) при помощи мнемокарточек | Памятка «Знакомство со сказками» с использованием мнемотаблиц при пересказывании сказки | ||||
декабрь | 7 8 | «В гости к нам Зима пришла!» «Мы встречаем Новый год!» | - Познакомить с признаками зимы используя мнемокарточки - Учить запоминать стихотворения о зиме при помощи мнемотаблиц - Расширять представление о традиции празднования праздника при помощи мнемокарточек | Рекомендации «Безопасный Новый год!» учить родителей составлять мнемокарточки по теме безопасность во время новогодних каникул | ||||
январь | 9 10 | «Зимние забавы» «В зимнем лесу» | - Учить составлять рассказ по теме используя мнемотаблицу - Закреплять правила поведения на улице зимой (мнемокарточки) - Расширять представление об особенностях жизни диких животных зимой (мнемотаблица) - Учить составлять небольшой рассказ ( 2-3 предложения) мнемотаблице | Индивидуальные беседы на тему « Животные в лесу зимой» Учить составлять описательный рассказ о жизни диких животных в зимнем лесу с помощь. мнемотаблицы | ||||
февраль | 11 12 | « На кормушку прилетели» «День Защитника Отечества» | - Познакомить с зимующими птицами: название, особенности поведения зимой в городе (мнемотаблица) - Расширять представление о праздновании «8 марта» и « 23 февраля» (мнемокарточки) | Познакомить с методикой использования приемов мнемотехники при создании коллажа на тему «День Защитника Отечества» | ||||
март | 13 14 | «Дикие животные» «Вот пришла Весна!» | - Учить составлять небольшой рассказ (2-3 предложения) по мнемотаблице о диких животных - Расширять представление о признаках весны по мнемотаблице | Консультация на тему «Вот пришла Весна!» Учить использовать мнемотаблицы при заучивании стихотворении о весне | ||||
апрель | 15 16 | «Птицы прилетели» «Волшебница вода» | - Закрепить представление о внешнем виде некоторых птиц, их особенностях и образе жизни, питании (мнекарточки) - Закреплять знания о свойстве воды (мнемокарточки) | Консультация «Птицы прилетели!» Учить использовать мнемотаблицы при рисовании птиц и составлять рассказ из 2 – 3 предложений по мнемокарточкам | ||||
май | 17 | «Любимые цветочки» | - Познакомить с 2 -3 первыми цветами, их внешнем виде (одуванчик, мать и мачеха, подснежник) по мнемокарточкам | Индивидуальное консультирование по вопросам использования приемов мнемотехники |