Файл: Задача психологии управления повышения эффективности и качества работы в системе управления.doc
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология управления – раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности.
Задача психологии управления: повышения эффективности и качества работы в системе управления.
Управление персоналом – организация деятельности рабочей группы по достижению командной цели в заданными нормами.
Руководителей можно разделить: ориентированных на задачу и ориентированных на людей.
У правленческая система
Объект управления
Субъект управления
Объект управления: сотрудник, рабочая группа. Характеристики: меньше прав, меньше ответственности.
Объект управления: руководитель. Характеристики: больше прав и отвественности.
Структурная организация – документ, отражающий состав и иерарзию подразделений предприятия.
Состав структуры:
-
Сотрудник-
Сотрудники сопутствующих подразделений -
Специалисты
-
-
Менеджмент-
Топменеджмент -
Средний менеджмент -
«кадровый резерв»
-
Иерархия власти – уровни распределения статуса и власти в организации.
Дистанция власти – это степень неравенства между людьми в организации.
Дистанция власти бывает:
-
Высокая -
Низкая
Характеристики высокой власти: авторитарный стиль, уважение, послушание, инициатива к общению исходит от руководителя, отношения между начальником и подчиненным формализованы, разница в возрасте.
Характеристика низкой власти: отношения часто неформальное, возможна критика руководства, одинаковый возраст, можно задавать вопросы.
Критерии управляемой системы:
-
Динамичность -
Детерминированность -
Наличие управляемых параметров -
Обратная связь
Психологические законы управления людьми
Закон неопределенности отклика: не можем предсказать реакцию сотрудника на слова руководителя. Может возникнут масшабирование разрастания ошибки.
Закон неадекватности взаимного восприятия
Закон неадекватности самооценки
Закон искажения информации
Закон самосохранения
Закон компенсации
Отличие менеджера и лидера
Руководитель | Лидер |
Формальный статус | Неформальный статус |
Действует исходя из должности | Проявляет инициативу |
Чаще лоялен к руководству | Может занимать оппозиционную позицию |
Мотивируют, стимулируют | Вдохновляет |
Система санкции | Авторитет, одобрение |
Управленческий цикл:
Функции | Что дает? | Причины нереализации |
Постановка целей | Видение целей и понимания задач подчиннеными | Не умею |
Планирование | Организованный путь к цели | Некогда |
Контроль | Своевременное исправление ошибок, дисциплин | Боюсь последствий |
Обратная связь | Поддержка и коррекция подчиненного | Не хочу |
Мотивация | Желание работать | Не считаю нужными |
Теория менеджмента
Функции бывают:
-
Производство результата -
Администрирование -
Предпринимательство -
Интеграция
Что происходит, когда функции не выполняются: снижение производства и продаж, потери, страх потери лидера.
Метапрограммы сотрудников
Тип референции | |
внешний | внутренний |
Исполнительская позиция | Экспертная позиция |
Соответствие ожиданиям клиента | Управление |
Отрицание | |
стремление | Избегание |
Исполнительская позиция | Экспертная позиция |
Соответствие ожиданиям клиента | Управление |
Путь решения задач | |
процедуры | возможность |
Сохранение традиции | Новые варианты, креатив |
Преемственность | Оптимизация |
консервативность | адаптивность |
Сходство-различие | |
сходство | различие |
Коллективность | Индивидуализм |
Коммуникабельность | Отстройка от конкурента |
бесконфликтность | Конфликтность |
Содержание-окружение | |
содержание | Окружение |
Суть и процесс работы | HR-бренд |
Оплата | Коллектив |
Удаленный формат | Рабочее место |
Позиционирование себя в командных отношениях: одиночка, менеджер, командный игрок.
Профиль должности
Ключевые показатели оценки эффективности - индикаторы успеха компании подразделения или отдельного сотрудника разработана на основе стратегии компании актуальных задач, а также задач конкретного субъекта в структуре организации.
Виды КПЭ: количественные и качественные; объективные (финансовые) и субъективные (психологические).
Планирование – это организация будущих действий для достижения поставленной цели с учетом имеющихся ресурсов.
Положительные стороны планирования: экономия ресурсов, исправление ошибок, развитие личности, чувство удовлетворения.
Отрицательные стороны планирования: трата времени на само планирования, снижение самооценки, чувство долга, непредвиденные обстоятельства.
Инструменты планирования:
-
Пирамида целей. Вид плана: долгосрочный -
Матрица «Эйзенхуэра». Вид плана: среднесрочный -
Ежедневник. Вид плана: краткосрочный
Техника формирования целей:
- конкретная;
- реальная;
- измеримая;
- определенная во времени;
- согласованная
Делегирование
Обсуждение времени руководителя, повышение мотивации подчиненного, развитие сотрудника, проверка сотрудника, повышение оперативности подразделения, командообразование.
Алгорит повышения ответственности сотрудников или как кормить обезьян
Конкретизация. Сотрудник должен знать, что подходя к вам с описанием проблемы должен предложить варианты её решения.
Принадлежность. Подчинённый должен знать и понимать, что он несёт персональную ответственность за решение проблемы.
Страхование. Вы можете настаивать на том, что перед тем, как он начнёт решать проблему, он должен сообщить вам план своих действий, а вы его одобрить.
Контроль. Диалог между менеджером и подчинённым не должен превращаться до того, как будет определён способ и время контроля.
Производственное обучение:
-
Виды обучения:-
Подготовка новых рабочих -
Переподготовка рабочих -
Повышение квалификации -
Обучение новой технологии
-
-
Категории сотрудников-
Молодые (стажеры) -
Опытные -
Кадровый резерв -
Вышедшие из декрета
-
Проактивность руководителя
Проактивность качество личности и способ жизни, когда человек не реагирует на воздействие извне, а сам оказывается автором воздействия. Структура проактивности: ответственность и активность.
Реактивность. Антоним проактивности, человек, который на своём жизненном пути выбирает инерционную позицию в большинстве случаев, реагируя на события внешнего мира.
Бытовое определение «ведомый» тогда как проактивный человек – «ведущий».
Вербальные паттерны:
- проактивность: намерен сделал выбор принял решение начал эта задача недостатки, минусы;
- реактивность попробую постараюсь, может быть, как получится эта проблема зоны роста риски.
Основные проблемы планирования
Человек не знает чего он хочет, чем больше времени между постановкой цели и первым шагом к её канализации, тем ниже вероятности достижения цели, не каждый человек может реализовывать автоконтроль, по пути к достижению цели нужен внешний контроль.
Отношение к новому, идеям, изменениям
Проактивность: поиск вариантов внедрения, энтузиазм. Это что-то новое, можно попробовать
Реактивность: поиск причин не делать, прокрастинация
Отношение к неприятностям
Проактивность: это не проблема, это задача. Поиск различных вариантов по исправлению ситуации, тест этих вариантов.
Реактивность: разочарование, поиск оправданий, жалобы
Эмоции
Проактивность: управляю, фокус внимания на позитивные
Реактивность: отдаюсь эмоции, позволяю себе долго находится в угнетенном состоянии