Файл: Доклад Инклюзивное образование Барнаул 2021г Понятие инклюзивного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сенсорные комнаты.Особым образом организованное пространство помогает снять психоэмоциональное напряжение и излишнюю физическую нагрузку, восстановить эмоциональный фон. В таких комнатах можно проводить занятия по развитию двигательной активности и тактильной чувствительности, активации мозговой деятельности и стимуляции различных органов чувств.
Для безопасного и удобного нахождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении, работающем по программам инклюзивного образования, необходимо обеспечить физическую доступность как самого здания, так и всех его помещений: беспрепятственный въезд в здание на коляске и подъём на любой этаж; самостоятельное перемещение по коридорам и учебным аудиториям; комфорт при посещении санитарных зон; своевременное информирование о важных событиях и мероприятиях. Решению эти задач способствует применение различных устройств и приспособлений.
Знаки доступности.Информируют о том, что здание приспособлено для людей с различными видами ограниченности физических возможностей.
Предупреждающие знаки. Сообщают о том, что на пути следования могут возникнуть различные препятствия, например, стеклянные двери, узкие проходы, ступеньки.
Противоскользящие покрытия.Снижают риск получения травм при передвижении по скользким поверхностям – полам, лестницам. Рекомендованы для использования в учреждениях, где обучаются студенты, испытывающие трудности при передвижении.
Кнопка вызова помощника.Предназначена для дистанционного вызова помощника. Полезна во многих ситуациях, например, когда студент не может самостоятельно попасть в здание или если у него возникли трудности во время посещения санитарной комнаты.
Автоматические открыватели дверей. Помогают студентам с различными видами ограниченности физических возможностей беспрепятственно войти в здание, кабинет, столовую и другие помещения.
Звуковые маяки и навигационные системы. Дают возможность слабовидящим и незрячим студента получить важную звуковую информацию. Позволяют оперативно определить своё местонахождение и направление для дальнейшего движения.
Тактильная плитка и направляющие элементы.
Указывают направление движения во дворе учреждения и внутри здания. Помогают студентам с нарушенным зрением быстро ориентироваться, узнавать о наличии препятствий.
Таблички, мнемосхемы.Информируют о схеме расположения помещений в здании. Все необходимые надписи выполнены в виде плоско-выпуклых элементов и дублируются шрифтом Брайля.
Информационный терминал. Предназначен для получения справочной информации, отображает интерактивный план здания и пути движения по нему. Адаптируется под конкретные требования пользователя, например, слабовидящие могут изменить размер шрифта и его цвет, а имеющие нарушение опорно-двигательного аппарата – переместить управление терминалом на удобную высоту. При подключении информационной (индукционной) системы терминалом могут пользоваться слабослышащие ученики, получая звуковую информацию непосредственно на слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Содержательно-методический компонент (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, формы и технологии организации обучения и воспитания).
Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения студентов. Можно выделить две большие группы инклюзивных технологий: организационные и педагогические. Организационные технологии связаны с этапами организации инклюзивного процесса: это технологии проектирования и программирования, технологии командного взаимодействия преподавателей и специалистов, технологии организации структурированной, адаптированной и доступной среды.
Основная идея инклюзивного образования – постоянный мониторинг образовательных условий во всей их совокупности на предмет учёта образовательных потребностей и возможностей участников образовательного процесса. При обнаружении барьеров, возникающих для студентов в образовательном процессе, его участники включаются в проектирование изменений, создающих более эффективные образовательные условия. Проектирование и программирование являются необходимыми технологиями для реализации принципов инклюзивного образования. Таким образом, участники образовательного процесса (администрация, преподаватели, специалисты, студенты) становятся не только пользователями программ, методик, технологий, дидактического и материально-технического обеспечения, но и разработчиками образовательного процесса и условий его реализации.
Среди педагогических технологий можно выделить те, которые могут быть успешно использованы в инклюзивной практике ППС и специалистами. Классифицировать их можно в соответствии с задачами и ролью в организации совместного образования студентов с различными возможностями ОВЗ.
-
Технологии, направленные на освоение академических компетенций при совместном образовании: технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации образовательного процесса. -
Технологии коррекции учебных и поведенческих трудностей, возникающих у всех участников образовательного процесса. -
Технологии, направленные на формирование социальных (жизненных) компетенций, в том числе принятия, толерантности. -
Технологии оценивания достижений в инклюзивном подходе.
В настоящее время, можно сказать, растёт количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих разные образовательные возможности и интересы.
Коммуникативно-организационный компонент (особенности субъектов образовательной среды, психологический климат в коллективе, особенности управления).
«Коммуникативная компетентность» представляет собой целостное, интегративное, многокомпонентное психическое образование, определяющее эффективность общения.
Коммуникативная компетентность преподавателя, специалиста рассматривается нами как способность к успешному и эффективному педагогическому взаимодействию со всеми участниками образовательного пространства и с социальным окружением для решения широкого круга педагогических задач.
При выделении структурных компонентов коммуникативной компетентности также отсутствует единый подход к данной проблеме.
Опираясь на модель коммуникативной компетентности, выделяют следующие компоненты коммуникативной компетентности педагога:
-
мотивационно-ценностный компонент представлен профессиональной мотивацией, входящей в состав мотивации учения, самой педагогической деятельности и её ценностями, готовностью педагога к профессиональному совершенствованию; отражает интерес к инновационной деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации, потребность в профессиональном росте; -
когнитивный компонент предполагает наличие знаний о сущности и роли коммуникативной компетентности, способность решать проблемы, которые возникают в процессе общения; -
операционно-деятельностный (поведенческий) компонент отвечает за коммуникативные умения, необходимые преподавателю в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях, способность к личностно ориентированному взаимодействию во время образовательного процесса, умение сохранять эмоциональное равновесие, предотвращать и разрешать конфликты конструктивным способом, владение ораторским искусством, грамотной устной и письменной речью, умение выработать тактику, технику и стратегию активного взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для того, чтобы достичь определённых социально значимых целей, умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса, прогнозировать и обосновывать результат эффективности взаимодействия.
Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Высокий уровень коммуникативной компетентности предполагает развитие всех её компонентов.
Возвращаясь к проблеме подготовки специалистов для сферы инклюзивного образования, необходимо отметить, что требуется перестройка всей системы обучения. В частности, в программы подготовки и переподготовки необходимо включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность специалистов к широкому партнёрскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.
Для организации инклюзивного обучения в учреждениях высшего профессионального образования, безусловно, необходимы безбарьерная среда, пакет адаптивных образовательных программ, система психолого-педагогического, медицинского и тьюторского сопровождения, адаптированные дистанционные образовательные технологии, система электронного обучения, дополненные комплексом традиционных и инновационных методов обучения, специальная подготовка педагогических кадров. В ряду выше обозначенных условий особое внимание сегодня должно уделяться развитию методических инноваций в реализации различных подходов, технологий, средств, условий инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющими выстроить индивидуальные образовательные маршруты в соответствии с особыми запросами и спецификой данного контингента обучающихся.
При проектировании модели инклюзивного обучения, необходимо исходить из понимания, что данная модель должна носить не только адаптивный, но и персонализированный полноценный характер. К сожалению, в настоящее время во многих вузах сложилась ситуация, когда на практике в образовательной среде учреждения функционирует тот или иной вид так называемой «щадящей» модели. Для введения в образовательное пространство вуза инклюзивной образовательной модели в высшем учебном заведении недостаточно обеспечить только архитектурную доступность внутренних помещений, кампусов, общежитий, спортивных и культурных сооружений или дистанционный доступ к разработанному порталу с учебными материалами и тестовыми заданиями. Обновления, повышения квалификации или даже в ряде случаев переквалификации требует и кадровое обеспечение обучения, поскольку его реализация требует всесторонней поддержки педагогов, психологов, социальных работников, тьюторов, консультантов, ассистентов, представителей общественных организаций и социально-реабилитационных центров, работодателей, представителей государственных структур. Инклюзивное обучение предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От студентов с ОВЗ оно требует большого напряжения сил – психологических и интеллектуальных ресурсов личности; от условно здоровых студентов – понимания, толерантности, готовности оказывать помощь и активно, плодотворно взаимодействовать с другими обучающимися, от преподавателей, работающих в таких группах, профессионализма, специальных знаний, особых личностных качеств, готовности и умения сотрудничать. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость обеспечения всех участников образовательного процесса необходимой психологической, медицинской и социальной поддержкой. В связи с этим важной составляющей проектирования модели инклюзивного обучения выступает психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного обучения в вузе как организованная система, направленная на развитие всех компонентов личностного и профессионального потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса, независимо от их возможностей: рефлексивных, когнитивных, деятельностных, аффективно-волевых.
Изменения, происходящие в обществе, связаны с активным развитием информационных технологий. Соответственно, проектирование модели инклюзивного образования в высшей школе направлено на устранение всевозможных барьеров в информационно-образовательной среде, базируется на социально-деятельностном подходе. Данный подход предполагает равноправие всех обучающихся и предоставление всем равных стартовых возможностей при получении качественного высшего образования. Заслуживают внимания психологические особенности данного подхода: если обучающийся не может выполнять функциональное действие из-за своего диагноза, проблему следует искать не в самом студенте, который не может это действие произвести, а в том, как организовано это действие и как его лучше организовать с педагогической точки зрения.
В настоящий момент специальные условия для адаптации студентов с ОВЗ созданы далеко не во всех в высших учебных заведениях, часто, студенты вынуждены сами преодолевать барьеры и адаптироваться к образовательной среде. Также не получает во многих случаях развития и такой важный компонент (учтённый в разработанной модели), как консультации с обучаемыми и педагогами по вопросам совместного обучения и оказания поддержки однокурсникам с особыми потребностями. При проектировании модели инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза необходимо учитывать необходимость качественного сопровождения студента (со стороны образовательной системы и семьи), при этом важно, чтоб сопровождающий отслеживал соответствие информационно-образовательной среды, в которой находится студент с ограниченными возможностями здоровья, его возможностям и задачам развития. Те специалисты, которые сопровождают такого обучающегося в процессе интеграции и отслеживают его индивидуальный образовательный маршрут, находятся вместе с ним в той же среде, наблюдая за его развитием, вовремя корректируя возникающие деформации. В том числе это касается неадекватных способов профессионального самоопределения: так, например, у ряда обучающихся с ООП, как показывает образовательная практика, отмечается отсутствие собственных профессиональных намерений в связи с низкой самооценкой здоровья, пассивностью и личностными особенностями, другим свойственна, наоборот, недооценка тяжести своего состояния здоровья, когда студент хочет считать себя вполне здоровым и убеждён, что вскоре излечится, соответственно, строит нереальные планы, недостижимые по его физическим возможностям.