Файл: Доклад Инклюзивное образование Барнаул 2021г Понятие инклюзивного образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В методическом плане модель инклюзивного обучения в информационно-образовательной среде вуза должна включать в себя следующие структурные компоненты: внешнюю среду обучения, теоретико-методологические основы инклюзивного обучения, методическую систему, определяющую цели, содержание, формы, методы, средства обучения, субъекты и партнеры инклюзивного образования.
Совместный отбор субъектами учебного процесса целей, содержания, форм и методов образовательной деятельности в процессе обучения влияет на достижение высокого познавательного и креативно-деятельностного уровня, при учёте баланса и гармонии между социальными требованиями личностного, профессионального развития и потребностями личности обучающегося в самоопределении, саморазвитии, самоактуализации.

Личностный рост представляет развитие всех сторон личности. Достигается это путём включения студента в познавательную, нравственную, исследовательскую, самостоятельную, коммуникативную и творческую деятельность вуза.

4.Трудоустройство и самореализация студентов с ОВЗ

У студентов с ОВЗ по окончании ВУЗа развиваются качества, помогающие им определить жизненные и профессиональные приоритеты, изменить отношение к нравственным и жизненным ценностям, получить более полное представление о себе как субъекте профессиональной деятельности, о своих возможностях в избранной профессии, умение ориентироваться в социально-экономической ситуации, делать выбор самостоятельно, независимо от желания и мнения других и с учетом состояния здоровья. Процесс профессионального самоопределения студентов с ОВЗ имеет специфические особенности, но при совместной деятельности методистов, педагогов-психологов, социальных педагогов, профконсультантов, работающих по комплексной программе, направленной на социальную, психолого-педагогическую и профессиональную реабилитацию студентов с ОВЗ, их личностное развитие, приобретение опыта профессиональной деятельности имеет положительную динамику и ведет к изменению жизненных и профессиональных приоритетов. Реализация предусмотренных программой комплекса мероприятий позволяет создать условия для развития и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, успешной интеграции в современное общество.


Расширились представления учащихся о мире профессии, своих способностях и возможностях в профессиональной деятельности;

Появились изменения в ценностных ориентациях : усилилась значимость таких жизненно важных ценностей как личностное и профессиональное развитие, профессиональный труд;

Личностные изменения способствуют формированию профессионально значимых качеств: профессионального интереса, направленности на профессиональное совершенствование и результат, оптимистического отношения к своему будущему, осознания своего «Я» и себя как субъекта профессиональной деятельности.

Формирования жизненного и профессионального самоопределения ведет к успешному овладению профессиональными знаниями и навыками по специальности, активной жизненной позиции дает уверенность студентам с ОВЗ в себе и в своих возможностях эффективного интегрирования в социуме. 

Получив высшее образование, большинство лиц с инвалидностью сталкиваются с проблемой трудоустройства по своей специальности. Как представлено в исследовании Российского союза ректоров: «Значительная часть вузовских программ содержит в качестве перспективных планов соединение образовательной и профессиональной ориентации детей-инвалидов, которая предполагает, наряду с обучением, их профессиональную ориентацию и содействие трудоустройству».

Другая точка зрения на трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья более соответствует российской действительности: зачастую даже окончивший какое-либо образовательное учреждение молодой человек (прежде всего, со сложным дефектом, очень серьёзными сенсорными нарушениями) лишён возможности дальнейшего обучения и, что самое важное, трудоустройства. Несовершенство законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью, приоритеты рыночной экономики и работодателей препятствуют устройству на работу, что сказывается на возможности иметь хороший доход, строить семейную жизнь.