Файл: Н. И. Пак определяет их как удобную и эффективную технику визуализации мышления и альтернативной записи, наглядно отражающей ассоциативные связи в мозге человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На современном этапе модернизации школьного образования огромное внимание уделяется обеспечению качества образования на всех образовательных уровнях, чем обуславливается необходимость поиска различных способов и средств развития логических приемов умственных действий с учетом интересов и потребностей обучающихся.

Одним из наиболее оптимальных выходов в сложившейся ситуации является поиск способов систематизации получаемой информации, одним из которых является составление Mind-maps (ментальные карты, интеллектуальные карты, диаграммы связей).

Н.И. Пак определяет их как «удобную и эффективную технику визуализации мышления и альтернативной записи, наглядно отражающей ассоциативные связи в мозге человека».

Создателем данной методики является Тони Бьюзен, представивший в 2006 г. первое программное обеспечение для ее применения. Бьюзен подробно в своей книге «Супер-мышление» подчеркивает важность интеллектуальных карт как образовательного ресурса.

Применения данной технологии также рассмотрено в работе Х. Мюллера. Автор обобщает знания о работе левого и правого полушарий мозга и отмечает, что использование интеллектуальных карт в образовательном процессе позволяет рассматривать их как «метод целостного мышления».

Поскольку одним из критериев эффективности современного урока является использование информационно-коммуникативных технологий, это наводит преподавателей на мысль о комбинировании ИКТ-технологий с вышеописанным методом с целью повышения его результативности.

В интернете я натолкнулась на урок-эксперимент с применением ментальных карт. Урок-обобщение на тему «Сравнительная характеристика Present Perfect и Past Simple», в его план было включено задание по работе с сервисами, специализирующимися на создании интеллектуальных карт.

Обучающимся был предложен перечень сервисов, при помощи которых им необходимо было создать схематическое изображение указанных времен с опорой на алгоритм и знания, полученные на предыдущих уроках по данной теме.

Основным критерием выбора сервисов стал их бесплатный/условно бесплатный характер, а также то, что в данных приложениях можно работать непосредственно онлайн, не устанавливая специализированные приложения на компьютер. Приложение непосредственно от создателя методики
Тони Бьюзена не было включено в список, так как оно является платным. В результате отбора для работы учащимся были предложены следующие сервисы:

• Mind42;

• Goggle;

• Mindmeister (Майндмейстер)

• WiseMapping.
Обучающимся были описаны основные особенности и характерные черты каждого сервиса, они могли самостоятельно выбирать платформу для работы.

В результате мнения разделились следующим образом:

 57% обучающихся выбрали для работы над картами сервис Coogle;

 22% обучающихся предпочли использовать WiseMapping;

 14% учеников использовали в процессе работы Mindmeister;

 7% учащихся выбрали Mind42 для разработки своих ментальных карт.

Наиболее популярным сервисом стал Coogle. Учащиеся отмечали не только приятный дизайн, но также возможность скачивать и сохранять копии таблиц в формате PDF и PNG, возможность проиллюстрировать собственные наблюдения и выводы при помощи добавления иллюстраций, которые, однако, отображаются в низком разрешении. Многие обучающиеся выразили желание впоследствии использовать данную программу в процессе подготовки к урокам английского языка, а также другим общеобразовательным предметам.

На втором месте по популярности среди обучающихся оказалась программа Wise Mapping. В числе плюсов данного сервиса была отмечена возможность скачать на компьютер отдельное приложение и продолжать работу над созданием ментальных карт оффлайн. Присутствуют все базовые возможности для создания карты. Однако в числе минусов был отмечен строгий интерфейс, не позволяющий добавить зрительных образов или цветовых ассоциаций для лучшего запоминания, в то время как основным принципом создания карт является необходимость подбора ассоциаций. Кроме того, невозможно использовать Google аккаунт при работе с сайтом, в то время как многие сайты, специализирующиеся на создании MindMaps поддерживают данную опцию.

Mindmeister стал третьим по популярности сервисом. В процессе использования обучающиеся смогли добавить в карты различные изображения, маркеры, ссылки и файлы. В бесплатном варианте было доступно создание до трѐх карт единовременно. Однако основной проблемой данного сервиса стал интерфейс

, поэтому учащиеся столкнулись с большим количеством затруднений при работе с данным сервисом.

Сервис Mind42 имел базовый функционал, не позволивший ученикам проявить свою креативность.

Работа с информационными сервисами позволила визуализировать логику построения предложений и особенностей использования изучаемых времѐн, что значительно повысило эффективность данного этапа урока. На этапе рефлексии обучающиеся отметили новизну данного вида работы, а также его пользу, о чѐм свидетельствовали результаты контроля и проверки понимания изученного материала, также им было значительно легче объяснить время самостоятельно с опорой на подобный конспект. Кроме того, одной из положительных сторон использования данного сервиса стало то, что созданные в рамках некоторых Интернет-ресурсов конспекты хранятся на сервере. Так, при работе с Google на количество созданных ментальных карт нет ограничений. В случае утери конспекта его всегда можно восстановить и распечатать повторно. В остальных приложениях также предоставляются возможности экспорта.

Эффективность использования такого образовательного ресурса, как ментальные карты, на наш взгляд, бесспорна. К сожалению, удалось провести только один урок с его использованием, но в будущем планируется разработка цикла уроков с использованием данного метода и реализация их на практике в профессиональной деятельности.