Файл: Теория_игр_УП_ЭК_ЭлРесурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.07.2021

Просмотров: 695

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 
 
 
 
 

А

.

А

Рогов

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРИЯ

 

ИГР

 

 
 

Учебное

 

пособие

  

для

 

студентов

 

заочной

 

формы

 

обучения

  

по

 

направлению

 080100.62 «

Экономика

» (

бакалавр

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

 2014 


background image

 

2

УДК

 65.290-2

в

6

я

73 

ББК

 519.852;339(075.8) 

 
 
 

Рецензенты

доц

кафедры

 «

Менеджмент

 

качества

» 

МИИТ

к

.

ф

.-

м

.

н

.

 

И

.

В

Изотова

,

 

доц

кафедры

 «

Математика

» 

МБИ

к

.

ф

.-

м

.

н

А

.

В

Малашкин

  

 
 
 

Рогов

 

А

.

А

.

  

Теория

 

игр

учебное

 

пособие

 

электронный

 

ресурс

. – 

М

.: 

ЧОУ

 

ВПО

 

МБИ

, 2014. – 90 

с

 
 

Рассмотрены

 

основные

 

вопросы

 

теории

 

игр

 

в

 

объеме

 

программы

 

для

 

студентов

 

экономических

 

специальностей

Большое

 

внимание

 

уделено

 

антагонистическим

биматричным

бесконечным

 

и

 

позиционным

 

играм

применению

 

математики

 

к

 

задачам

 

принятия

 

оптимальных

 

решений

что

 

позволяет

 

решать

 

широкий

 

спектр

 

финансово

-

экономических

 

и

 

банковских

 

задач

.  

Пособие

 

содержит

 

большое

 

количество

 

тестов

 

и

 

модельных

 

экономических

 

задач

которые

 

можно

 

использовать

 

для

 

самостоятельной

 

работы

 

студентов

.  

 

УДК

 65.290-2

в

6

я

73 

ББК

 519.852;339(075.8) 

 
 

Рекомендовано

 

Редакционно

-

издательским

 

советом

 

МБИ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЧОУ

 

ВПО

 

МБИ

, 2014 

 

Рогов

 

А

.

А

., 2014

  

 
 


background image

 

3

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

1. 

ОСНОВНЫЕ

 

ПОНЯТИЯ

 

ТЕОРИИ

 

ИГР

 

И

 

ИХ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

1.1. 

Предмет

 

и

 

задачи

 

теории

 

игр

............................................................... 5 

1.2. 

Терминология

 

и

 

классификация

 

игр

................................................... 6 

1.3. 

Примеры

 

игр

.......................................................................................... 9 

Тесты

.......................................................................................................... 11 

2. 

МАТРИЧНЫЕ

 

ИГРЫ

............................................................................ 12 

2.1. 

Описание

 

матричной

 

игры

................................................................. 12 

2.2. 

Принцип

 

максимина

 

в

 

антагонистических

 

играх

Седловая

 

точка

13 

Тесты

.......................................................................................................... 17 

Задачи

......................................................................................................... 17 

2.3. 

Чистые

 

и

 

смешанные

 

стратегии

........................................................ 19 

2.4. 

Основные

 

теоремы

 

матричных

 

игр

................................................... 21 

Тесты

.......................................................................................................... 23 

2.5. 

Решение

 

матричной

 

игры

 (2

х

2)......................................................... 24 

Задачи

......................................................................................................... 29 

2.6. 

Упрощение

 

матричных

 

игр

................................................................ 30 

2.7.

Решение

 

игр

 2xn 

и

 mx2 ..................................................................... 33 

Тесты

.......................................................................................................... 36 

Задачи

......................................................................................................... 37 

2.8. 

Решение

 

игр

 m

х

n. 

Эквивалентные

 

задачи

 

линейного

 

программирования

................................................................................ 38 

Тесты

.......................................................................................................... 43 

Задачи

......................................................................................................... 43 

2.9. 

Приближенный

 

метод

 

решения

 

матричных

 

игр

 mxn...................... 43 

2.10. 

Качественная

 

оценка

 

элементов

 

платежной

 

матрицы

.................. 45 

2.11. 

Способы

 

реализации

 

случайного

 

механизма

 

выбора

 

стратегий

. 48 

Тесты

.......................................................................................................... 50 

Задачи

......................................................................................................... 51 

3. 

ПОЗИЦИОННЫЕ

 

ИГРЫ

...................................................................... 52 

3.1. 

Общие

 

сведения

.................................................................................. 52 

3.2. 

Задание

 

позиционной

 

игры

 

в

 

виде

 

дерева

........................................ 53 

3.3. 

Решение

 

позиционной

 

игры

 

с

 

полной

 

информацией

...................... 56 

3.4. 

Нормализация

 

позиционной

 

игры

.................................................... 57 

Тесты

.......................................................................................................... 58 

Задачи

......................................................................................................... 59 

4. 

БЕСКОНЕЧНЫЕ

 

АНТАГОНИСТИЧЕСКИЕ

 

ИГРЫ

..................... 61 

4.1.

Общие

 

сведения

................................................................................... 61 

4.2. 

Решение

 

выпуклых

 

игр

 

на

 

единичном

 

квадрате

............................. 62 

4.3. 

Примеры

 

решения

 

бесконечных

 

антагонистических

 

игр

............... 63 

Тесты

.......................................................................................................... 69 

Задачи

......................................................................................................... 69 

5. 

БЕСКОАЛИЦИОННЫЕ

 

ИГРЫ

.......................................................... 70 


background image

 

4

5.1. 

Общие

 

сведения

.................................................................................. 70 

5.2. 

Ситуации

оптимальные

 

по

 

Парето

.................................................. 72 

5.3. 

Состояние

 

равновесия

 

по

 

Нэшу

........................................................ 74 

5.4. 

Описание

 

биматричных

 

игр

............................................................... 75 

5.5. 

Решение

 

биматричных

 

игр

................................................................ 76 

5.5. 

Пример

 

решения

 

биматричной

 

игры

................................................ 80 

5.6. 

Метастратегии

 

и

 

метарасширения

.................................................... 82 

Тесты

.......................................................................................................... 85 

Задачи

......................................................................................................... 86 

Учебно

-

методическое

 

и

 

информационное

 

обеспечение

 

дисциплины

............................................................................... 89

 


background image

 

5

1. 

ОСНОВНЫЕ

 

ПОНЯТИЯ

 

ТЕОРИИ

 

ИГР

  

И

 

ИХ

 

КЛАССИФИКАЦИЯ

 

 

1.1. 

Предмет

 

и

 

задачи

 

теории

 

игр

 

Игра

 – 

это

 

идеализированная

 

математическая

 

модель

 

коллективного

 

поведения

 

нескольких

 

лиц

  (

игроков

), 

интересы

 

которых

 

различны

что

 

и

 

порождает

 

конфликт

Конфликт

 

не

 

обязательно

 

предполагает

 

наличие

 

антагонистических

 

противоречий

 

сторон

но

 

всегда

 

связан

 

с

 

определенного

 

рода

 

разногласиями

Конфликтная

 

ситуация

 

будет

 

антагонистической

если

 

увеличение

 

выигрыша

 

одной

 

из

 

сторон

 

на

 

некоторую

 

величину

 

приводит

 

к

 

уменьшению

 

выигрыша

 

другой

 

стороны

 

на

 

такую

 

же

 

величину

 

и

 

наоборот

Антагонизм

 

интересов

 

порождает

 

конфликт

а

 

совпадение

 

интересов

 

сводит

 

игру

 

к

 

координации

 

действий

 (

кооперации

). 

Примерами

 

конфликтной

 

ситуации

 

являются

 

ситуации

складывающиеся

 

во

 

взаимоотношениях

 

покупателя

 

и

 

продавца

в

 

условиях

 

конкуренции

 

различных

 

фирм

в

 

ходе

 

боевых

 

действий

 

и

 

др

Примерами

 

игр

 

являются

 

и

 

обычные

 

игры

шахматы

шашки

карточные

салонные

 

и

 

др

. (

отсюда

 

и

 

название

 “

теория

 

игр

” 

и

 

ее

 

терминология

). 

В

 

большинстве

 

игр

возникающих

 

из

 

анализа

 

финансово

-

экономических

управленческих

 

ситуаций

интересы

 

игроков

  (

сторон

не

 

являются

 

строго

 

антагонистическими

 

ни

 

абсолютно

 

совпадающими

Покупатель

 

и

 

продавец

 

согласны

что

 

в

 

их

 

общих

 

интересах

 

договориться

 

о

 

купле

-

продаже

однако

 

они

 

энергично

 

торгуются

 

при

 

выборе

 

конкретной

 

цены

 

в

 

пределах

 

взаимной

 

выгодности

Теория

 

игр

 – 

это

 

математическая

 

теория

 

конфликтных

 

ситуаций

Цель

 

теории

 

игр

 – 

выработка

 

рекомендаций

 

по

 

разумному

 

поведению

 

участников

 

конфликта

  (

определение

 

оптимальных

 

стратегий

 

поведения

 

игроков

). 

От

 

реального

 

конфликта

 

игра

 

отличается

 

тем

что

 

ведется

 

по

 

определенным

 

правилам

Эти

 

правила

 

устанавливают

 

последовательность

 

ходов

объем

 

информации

 

каждой

 

стороны

 

о

 

поведении

 

другой

 

и

 

результат

 

игры

 

в

 

зависимости

 

от

 

сложившейся

 

ситуации

Правилами

 

устанавливаются

 

также

 

конец

 

игры

когда

 

некоторая

 

последовательность

 

ходов

 

уже

 

сделана

и

 

больше

 

ходов

 

делать

 

не

 

разрешается

Теория

 

игр

как

 

и

 

всякая

 

математическая

 

модель

имеет

 

свои

 

ограничения

Одним

 

из

 

них

 

является

 

предположение

 

о

 

полной

 

(“

идеальной

”) 

разумности

 

противников

В

 

реальном

 

конфликте

 

зачастую

 

оптимальная

 

стратегия

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

угадать

в

 

чем

 

противник

 

глуп

” 

и

 

воспользоваться

 

этой

 

глупостью

 

в

 

свою

 

пользу

 [1]. 

Еще

 

одним

 

недостатком

 

теории

 

игр

 

является

 

то

что

 

каждому

 

из

 

игроков

 

должны

 

быть

 

известны

 

все

 

возможные

 

действия

  (

стратегии

противника

неизвестно

 

лишь

 

то

каким

 

именно

 

из

 

них

 

он

 

воспользуется

 

в

 

данной

 

партии

В

 

реальном

 

конфликте

 

это

 

обычно

 

не

 

так

перечень

 

всех

 

возможных

 

стратегий

 

противника

 

как

 

раз

 

и

 

неизвестен

а

 

наилучшим

 

решением

 

в

 

конфликтной

 

ситуации

 

нередко

 

будет

 

именно

 

выход

 

за