Файл: ФИЛОСОФИЯ КУРС ЛЕКЦИЙ текст.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.08.2021

Просмотров: 1822

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуру морали входят моральные принципы, нормы и идеалы. Моральные принципы – фундаментальные представления о должном поведении человека. Основными из них являются принципы коллективизма, индивидуализма, гуманизма, альтруизма и толерантности. Моральные нормы представляют собой конкретные правила поведения человека по отношению к обществу, другим людям, окружающей среде. Нравственный идеал – образец нравственного поведения, который считается в данном обществе наиболее правильным и целесообразным. Нравственный идеал, как правило, имеет конкретно исторический и социальный характер.

Древнейшей формой освоения человеком действительности является искусство. Именно в этой сфере индивид развивается как субъект и объект культуры, выявляются его умения, мастерство, эстетическое сознание. Искусство – это, прежде всего, художественное отражение действительности. Его продуктом являются эстетические ценности. Оно выступает как выражение внутренней сущности человека, так как личность свое субъективное содержание превращает в общезначимое объективное бытие. При этом искусство обеспечивает многовековую преемственность культуры, ее универсальность. Искусство создает общезначимые образы, выражающие смысл исторического развития. Предметом искусства выступает сам человек во всех своих взаимоотношениях с миром. Для искусства характерны установка на образность; особый способ обобщения и типизации; использование художественного вымысла.

Искусство выполняет ряд функций, важнейшими из них являются:

  1. Познавательная. Искусство выступает своеобразным способом познания мира.

  2. Коммуникативная. Искусство обеспечивает связь между человеком и обществом, человеком и предшествующим поколением, человеком и другой культурой.

  3. Гедонистическая. Искусство способствует достижению эстетического удовлетворения.

Классическое искусство ориентировалось на нормативность (соответствие образцу, канону), адекватное изображение действительности. Неклассическое искусство (XXXXI веков) основывается на плюрализме эстетических взглядов, равноправном сосуществовании культурных миров.

Органической частью культуры выступает и религия как форма общественного сознания, совокупность духовных представлений, основанных на вере в сверхъестественное. Эта вера является ядром целой совокупности культов и обрядов, в которых воплощаются важнейшие социальные ценности. Посредством определенных обрядовых действий верующие надеяться получить помощь от Бога. Столетиями существовало представление о том, что без веры человек не может быть нравственным. В христианстве нравственным идеалом выступает образ Христа, в буддизме – образ Будды и т. д. Религия является сложной социокультурной системой, имеющей свою внутреннюю структуру, состоящей из религиозного сознания, религиозной деятельности, религиозных организаций. Религиозное сознание представляет собой совокупность идей и образов, порожденных верой в сверхъестественное, а именно: понимание самого в сверхъестественного, ответы на вопросы о возникновении мира и человека и др. Религиозная деятельность – строго регламентированные поступки, продиктованных верой в сверхъестественное. Религиозная деятельность может быть культовой и внекультовой. Первая выступает в форме обрядов, таинств, праздников. Вторая включает в себя духовную (производство религиозных идей, систематизация и интерпретация вероучения) и практическую (работа миссионеров, пропаганда вероучения, преподавание в духовно-учебных заведениях) стороны. Религиозные организации – оформленные объединения верующих с профессиональными служителями культа во главе (общины, церкви, секты, деноминации). Социальная роль религии сводится к тому, что она выполняет мировоззренческую, компенсаторную, интегративную, коммуникативную и регулятивную функции. Религия теснейшим образом связана с моралью, искусством, философией. Религия постигает окружающий мир через духовную связь человека и абсолюта, формирует представление о единстве всего человечества. Однако эта форма общественного сознания главным образом связана с репродуктивным элементом духовной культуры, поскольку объявляет вечность и неизменность своих догматов, выступает за сохранение традиций.


Одной из форм духовной жизни общества является наука, которая представляет собой сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, о социальной и духовной реальности. Результаты научной деятельности можно рассматривать как форму общественного сознания. Начиная с эпохи античности задача науки заключалась в том, чтобы объяснять мир. В Новое время с появлением машинного производства предназначение науки усматривалось в преобразовании объективной действительности. В условиях научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу. Сегодня наука призвана ориентироваться не на одну технику, а на самого человека, на развитие его интеллекта и творческих способностей. Если в предыдущие эпохи наука функционировала как отдельная часть социального целого, то теперь она пронизывает своим влиянием все сферы общественной жизни.

15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества.

Состояние западноевропейской культуры второй половины ХХ века принято охарактеризовывать термином постмодернизм. Большинство исследователей солидарны во мнении о том, постмодернизм сформировался в русле художественной культуры и впоследствии распространился на религию, политику, философию и науку. Возникновение постмодернизма явилось своеобразной реакцией на модернизм, отрицавший традиционные ценности и способы художественного выражения. Для постмодернизма характерна идея демократизации культуры, снижение верховных ценностей, а также идея ироничного отношения к предшествующим культурным ценностям. Тем не менее, можно говорить о том, что одновременно постмодернизм переосмысливает и заимствует во многом наследие классической культуры прошлого. Современное художественное творчество использует различные стили и жанры, отличается плюралистичностью взглядов. Вместе с тем следует отметить, что многие особенности, характерные для постмодернистского искусства, присущи не только ему, но и общей культурной парадигме современности. Она отличается неопределенностью, открытостью, фрагментарностью, отказом от авторитетов, поверхностью, многовариантностью толкований, маргинальностью, стремлением к диалогу и полилогу, обращенностью к материальности, конструктивизмом, в котором используется иносказание, фигуральный язык. Все это обязывает делать вывод о том, что современная культура находится в кризисном состоянии, поскольку произошло рассеивание, инволюция ценностей и человечество не в состоянии найти определяющий принцип в своем развитии. Искусство больше не репрезентует реальность, а только трансформирует ее; не создаются новые художественные формы, они лишь варьируются и повторяются. Однако нельзя сказать, что современная культура полностью утратила традиционные ценности. В настоящее время все еще сохраняют актуальность образцы классической культуры. И в первую очередь потому, что в них идеалы представлены конкретно и отчетливо; выражены яркие образы нравственного и безнравственного, прекрасного и безобразного. Именно в произведениях классического искусства выражены универсальные общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение.


Тем не менее, постмодернизм можно рассматривать как этап, способствующий созданию почвы для формирования новых ценностей и критериев во всех сферах культуры, так как он вносит новый опыт владения своими и чужими культурными ценностями, способствует интеграции различных культур, выработке целостного мировоззрения и формированию единой культуры человечества.

Новейшей тенденцией в социокультурном развитии мирового сообщества является активизация культурного диалога. Это понятие обозначает связи и отношения, которые формируются между разными культурами. Культурный диалог имеет различные вариации. Типичными из них являются обмен хозяйственными навыками и производственными технологиями, политические связи, межгосударственные отношения, взаимодействие лингвистических, художественных и религиозных аспектов культуры.

Можно выделить несколько уровней культурного диалога:

  1. этнический, складывающийся между локальными этносами;

  2. межнациональный, характерный для отношений различных государственно-политических структур;

  3. цивилизационный, основанный на встрече принципиально разных культурных систем. До ХХ столетия у человечества не было общей судьбы. Локальные культуры существовали изолированно и часто не подозревали о наличии других культурных систем. В настоящее время ситуация изменилась. Впервые в истории благодаря техническим достижениям и средствам массовой коммуникации устанавливается контакт между разными континентами, и события, происходящие на каждом из них, сразу же получат отклик во всем мире. Единство исторического процесса проявляется в установлении экономических и культурных связей, демократизации общественной жизни, интеграции науки и образования. Это, в частности, проявляется в сближении западной и восточной культур. Особенностью первой из них является ориентация на прагматичное, рациональное постижение действительности, делается акцент на активное социальное действие, проповедуются индивидуальные формы духовной жизни. Восточная культура, напротив, отличается традиционализмом, имеет созерцательную направленность. Личностное начало растворено в безличном абсолюте, присутствует отказ от деятельного участия в общественной жизни. Сегодня можно говорить о взаимном скрещивании различных элементов этих культур. В странах Востока пересматривается отношение к естественным наукам. Запад в свою очередь начинает активно пользоваться достижениями восточной медитативной психологии, склоняется к антиперсонализму.

Таким образом, если в прошлом культуры отличались большей замкнутостью, то теперь они становятся более открытыми для взаимодействия с другими культурами. Это во многом обусловлено процессом формирования общечеловеческой цивилизации. Однако можно говорить и о сохранении уникального своеобразия каждой культуры. В этой связи следует отметить, что любая культура существует как исторически сложившаяся система, обладающая своими традициями, ценностными установками. Субъектом культуротворчества могут выступать как отдельный человек, так и социальная группа, нация, человечество в целом.












ЛИТЕРАТУРА


1 Агацци, Э. Моральное измерение науки и техники / Э. Агацци. – М., 1998.

2.Барулин, В. С. Социальная философия: учебник / В. С. Барулин. – М., 1999.

3.Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И. Т. Фролов [и др.]. 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

4.Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко; под ред. В. В. Ильина. – Ростов н/Д., 2001.

5.Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник / В. Г. Горохов. – М., 2007.

6.Евлампиев, И.И. История русской философии: учеб. пособие для вузов / И. И. Евлампиев. – М., 2002.

7.История философии: учебник / под ред. Ч. С. Кирвеля. – Минск, 2001.

8.Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.

9.Мир философии: в 2-х ч. – М., 1991. Ч. 1. Исходные философ. проблемы, понятия и принципы.

10.Мыслiцелi i асветнiкi Беларусi. – Мiнск, 1996.

11.Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. – М., 1997.

12.Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1994.

13.Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье; пер. с англ. В. И. Кузнецова; под ред. С. Б. Крымского. – М., 2001.

14.Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М., 2002.

15.Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К. Лукашевича. – Минск, 2001.

16.Философия: Учебник / под ред. Ю. А. Харина. – Минск, 2007.

17. Философия: Учеб. пособие / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С Яскевич. – Минск, 2006.

1.Философия: Учебник для вузов / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1995.

18.Философия техники в ФРГ: пер. с нем. и англ. / составл. и предисл. Ц. Г. Арзаканяна и В. Г. Горохова. – М., 1989.

ОГЛАВЛЕНИЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………..

3

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН……………………………………….…………………...


4

1.1. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы………………………………………………


4

1.2. Происхождение философии, ее предмет, структура и функции………………………………………………………….


10

1.3. Специфика философского мышления. Проблема метода в философии……………………………………………………..


14

1.4. Взаимосвязь философии, науки, искусства, морали, религии…………………………………………………………...


19

1.5. Универсалии культуры и философские категории. Язык философии. ……………………………………………………...


23

ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ………………………………………………….........


25

ЧАСТЬ 1. ……………………………………………………………..

25

2.1. Философия Древнего Востока……………………………..

25

2.2. Античная философия………………………………………

26

2.3. Философия Средневековья и Возрождения………………

35

ЧАСТЬ 2…………………………………………………………........

40

2.1. Взаимосвязь философии и науки Нового времени: формирование методологии (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей). Эмпиризм и рационализм как основные направления в новоевропейской философии………………….




40

2.2. Философия эпохи Просвещения: концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо), проблема свободы, прогресса и закономерностей истории (К. Гельвеций, К. Лессинг)……….............................................................................





44

2.3. Особенности и достижения классической немецкой философии, ее роль в развитии европейской философской мысли (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах)………………………



47

ТЕМА 3. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ…………...


55

3.1. Особенности классической и неклассической философии Европы…………………………………………………………...


55

3.2. Иррационализм философии А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Ф. Ницше…………………………………………..


59

3.3. Основные черты марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс)…………………………………………………….........


62

3.4.  Эволюция марксистской философии XX в. (Д. Лукач, Л. Альтюссер). Философия неомарксизма и критическая теория общества (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Политическая философия в постмодернизме (К. Касториадис, Э. Лакло, Ш. Муфф). Советский марксизм-ленинизм…………………………………………………………






65

3.5. Исторические формы позитивистской философии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), неопозитивизм (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.); постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд и др.) ………………………………………………





68

3.6. Аналитическая философия и ее основные этапы: логико-аналитический (Г. Фреге, Б. Рассел, А. Тарский и др.); лингвистический (Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Сёрл и др.)………………………………………………………………..




71

3.7. Феноменология (Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти) и экзистенциализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю)……………………………………………………….........



75

3.8.Европейская религиозная философия: неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.); неопротестантизм (К. Барт, Р. Бультман, П. Тиллих и др.)……………………………………..



78

3.9. Философия Запада на рубеже XXXXI вв.: герменевтика (Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр); структурализм и постструктурализм (К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко и др.); философия постмодернизма (Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.)…………………………………..





80

ТЕМА 4. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………………………………..



84

4.1 Философия в контексте процессов национального возрождения……………………………………………………..


84

4.2 Особенности и основные этапы формирования философии Беларуси…………………………………………....


85

4.3 Философия и общественно-политическая мысль белорусского Возрождения и Просвещения………………..…


88

4.4 Пути и особенности развития русской философии……….

99

4.5  Русская историософия……………………………………...

99

4.6  Русская философская мысль рубежа XIXXX вв………...

101

РАЗДЕЛ II ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ………………………………...

104

ТЕМА 5. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ………………………..

104

5.1. Понятие метафизики и изменение ее статуса в историческом развитии философии……………………………


104

5.2. Онтология как философское учение о бытии…………….

107

5.3. Категория материи и эволюция представлений о материи в философии и науке…………………………………….............


109

5.4. Системно-структурная, пространственно-временная и динамическая организация бытия (материи)………………….


112

5.5. Диалектика как философская теория развития…………...

119

ТЕМА 6. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ……………………………….

125

6.1.Природа в контексте философского и научного анализа…………………………………………………………...


125

6.2. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании и формирование нового образа Природы………………………………………………………….



129

6.3. Природа как среда обитания……………………………….

133

6.4.Социально-экологическая стратегия природопользования

138

РАЗДЕЛ III. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ……………….

142

ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ………………………………………………………………..


142

7.1. Учение о человеке в структуре философского знания…...

142

7.2. Основные стратегии осмысления природы человека в классической и постклассической философии………………..


143

7.3. Проблема антропогенеза в философии и науке и его современные концепции: религиозная, эволюционистская, трудовая, игровая………………………………………………..



147

7.4. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке………………………………


152

7.5. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности (смысл жизни, смерть, свобода, ответственность и др.)…………………………………………..



155

7.6. Социокультурные модусы человеческого бытия (деятельность, социализация, коммуникация и др.)…………..


159

ТЕМА 8. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА …………………………………….


164

8.1. Проблема сознания и основные традиции его исследования в классической и постклассической философии……………………………………………………….



164

8.2. Философия и наука о развитии природных предпосылок и культурно-исторических факторах становления сознания...


168

8.3. Сознание и мозг. Идеальность и творческий характер сознания. Взаимосвязь сознания, мышления и языка………...


172

8.4. Структура сознания. Сознание и самосознание. Сознательное и бессознательное……………………………….


176

РАЗДЕЛ IV. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ….

182

ТЕМА 9. ПОЗНАНИЕ КАК ЦЕННОСТЬ КУЛЬТУРЫ И ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА………………………..


182

9.1. Специфика познавательного отношения к миру. Теория познания, ее предмет и основные проблемы…………………..


182

9.2. Проблема субъекта и объекта познания. Основные особенности классической теории познания………………….


183

9.3. Общая характеристика неклассической теории познания... ……………………………………………………….


186

9.4. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм, агностицизм……………………………………………………...


189

9.5. Структура познавательного процесса……………………..

191

9.6. Проблема истины в философии. Основные концепции истины……………………………………………………………


194

ТЕМА 10. НАУКА, ЕЕ КОГНИТИВНЫЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ СТАТУС……………………………….…


196

10.1. Понятие и роль науки в обществе………………………..

196

10.2. Наука как система знания, как деятельность и социальный институт…………………………………………...


198

10.3. Специфика научного познания…………………………...

199

10.4. Структура и формы научного познания…………………

200

10.5. Понятие метода и методологии научного познания. Основные методы познавательной деятельности……………..


204

10.6. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания……………..


207

10.7. Особенности классической, неклассической, постнеклассической науки в ее историческом становлении…


208

10.8. Научные революции, их типы и роль в научном познании…………………………………………........................


214

10.9. Роль науки в развитии техники, этика науки и социальная ответственность ученого…………………………..


216

РАЗДЕЛ V. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ…………………........

219

Тема 11. Природа социальной реальности и основные стратегии ее исследования в философии……………………………………………………..…



219

11.1 Специфика социальной философии. Основные подходы к изучению общества: натуралистический, культуроцентристский, психологический; социологизм, историцизм, др…………………………………………………..




219

11.2 Общество как система, его структура, основные подсистемы и компоненты……………………………………...


226

11.3 Социальная стратификация и социальная мобильность...

231

ТЕМА 12. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………......


236

12.1 Феномен власти и политики………………………………

236

12.2 Политическая власть. Политическая система общества и место государства в ней………………………………………...


239

12.3 Гражданское общество и правовое государство…………

242

12.4  Политические технологии в современном обществе…...

244

12.5  Классические и неклассические модели геополитики …

249

Тема 13. Философские проблемы социальной динамики……………………………………………………........


251

13.1 Общество как исторический процесс. Социальная динамика: факторы, источники и движущие силы……………


251

13.2 Линейные и нелинейные подходы к изучению истории общества………………………………………………................


253

13.3 Философские аспекты цивилизационной динамики…….

256

13.4 Глобализация как предмет социально-философского анализа и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире………………………………………



261

ТЕМА 14.Техника и ее роль в развитии цивилизации…………………………………………………….


267

14.1. Понятие техники и технологии…………………………..

267

14.2. Происхождение техники………………………………….

271

14.3. Природа технического знания……………………………

272

14.4. Научно-технический прогресс. Оценка роли и места техники в развитии общества…………………………………..


273

14.5. Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества…………….........


277

14.6 Социальные последствия развития техники и ответственность ученого. Гуманистическое измерение техники…………………………………………………………...



278

ТЕМА 15. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ…………………………….

281

15.1.Понятие культуры, ее структура и функции……………..

281

15.2. Основные подходы к анализу культуры…………………

283

15.3. Динамика культуры, единство и многообразие культурно-исторического процесса……………………………


285

15.4. Духовная жизнь общества………………………………...

288

15.5. Современные тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества……………………………………………


291